03 октября 2024, 15:00 Четверг

Аналитика

Шило на мыло

14:02, 14 июня 2021

Бывают дни проходные – бывают особенные. Три года назад этот день, 14 июня, как раз подходил под определение «знакового»: именно в такие дни особо восприимчивым натурам казалось, что жизнь уже не будет прежней, как минимум в застойной Нижегородской области. И.о. губернатора Глеб Никитин посетил матч-открытие Чемпионата мира по футболу, в котором российская сборная вкатила в ворота Саудовской Аравии пять безответных мячей. Нижегородцы ездили с экскурсией на лишившуюся постылого синего забора Нижневолжскую набережную и на новую станцию метро «Стрелка» – ее открытие в срок все тот же Глеб Никитин называл личным вызовом. В Борском районе вовсю тренировалась сборная Уругвая, стадион «Нижний Новгород» ждал первой игры Чемпионата – а прежний «хозяин Нижнего Новгорода» Олег Сорокин отправился еще на два месяца в СИЗО в ожидании начала судебного процесса. Прежний губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев осваивался в должности гендиректора хоккейного «Динамо», мэр Владимир Панов подписал соглашение с коллегой из греческого Ираклиона об установлении побратимских отношений между городами. На фоне нынешней информационной ленты – почти идиллия.

По теме

И дело даже не в том, что «Стрелка» была сдана с недоделками и поводами для «уголовки». И не в том, что  Нижний Новгород после ЧМ-2018 так и не стал частью мирового сообщества. Спустя три года приходится констатировать: «выпиливание» некоторых персонажей из нижегородской реальности и приход на их место новых людей по факту ничего не поменял в нижегородской жизни. По крайней мере, в лучшую сторону.

«Репортёр-НН» вспоминает, как выглядели некоторые знаковые проблемы Нижнего Новгорода до 2018 года – и предлагает посмотреть на их нынешнее состояние.


Варварская застройка, вырубка зелени

Что тогда: Одна из главных точек кипения общественников в период «позднего Шанцева» была связана с аппетитами главного девелопера региона Олега Сорокина, а также с желанием РПЦ насытить зеленые пространства города культовыми сооружениями. К мнению градозащитников власть практически не прислушивалась, кварталы «старого Нижнего» продолжали ветшать и терять исторические здания. Уже в период транзита нижегородской власти активным горожанам удалось отстоять дома в районе Церкви Трех Святителей: аукционы на право застроить эту территорию были остановлены решением мэра Елизаветы Солонченко – этот управленческий поступок так и остался самым заметным в ее короткой карьере главы областного центра.

Что сейчас: Несколько знаковых точек на карте города, где, казалось бы, власть и градозащитники нашли общий язык, так и остались заповедниками на фоне властного равнодушия. Хотя начиналось всё воодушевляющее: мэр Владимир Панов успел запретить строительство часовни в парке «Дубки», остановить уничтожение частного сектора Карповки и вырубку Почаинского оврага ради очередных жилых комплексов. Заморожен и вопрос о часовнях в парках и скверах.

Но дальше ситуация не продвинулась. Напротив, есть примеры ее ухудшения. Нет нужды подробно рассказывать, во что превращают главный парк Нижнего Новгорода – «Швейцарию». Градо- и зоозащитники свидетельствуют, что ущерб городской зелени нанесен и во многих других местах благоустройства. Ну, а свежая история с вырубкой деревьев на Щелоковском хуторе красноречиво показывает: тюремный срок Олега Сорокина – вовсе не гарантия остановки наступательных действий ГК «Столица Нижний». «Компания «Старт-строй» строит строго в рамках разрешительной документации!» – уверяют застройщики, и это правда: власти разрешили вырубку охраняемого памятника природы.

Даже квартал Церкви Трех Святителей, где работает «Том Сойер Фест» – по-прежнему в зоне внимания девелоперов, которые частично добиваются успеха в суде.

Главным достижением «никитинского периода» можно назвать недавнее создание государственно-частного АНО «АСИРИС», которое призвано препятствовать уничтожению исторических домов. По факту это означает, что теперь вопросы согласования сноса возложены на нескольких градозащитников, которые не выражают мнения всех активных горожан. По крайней мере, ожесточенные споры в соцсетях по следам всё новых разрушений не прекратились.


Капитальный ремонт

Что тогда: С момента создания Нижегородского фонда капремонта эта организация привлекала внимание горожан частой сменой руководителей и хроническим недовыполнением планов обновления многоквартирных домов. На фоне кадровой чехарды и жалоб жителей, что собранные деньги идут в никуда, особенно ярко выделялся недавний опыт программы «Город-сад», которую инициировал последний всенародно избранный мэр Нижнего Вадим Булавинов. Этот проект не имел федерального аналога, но зато каждый год позволял преобразить целые микрорайоны: «Красная Этна», «Молитовка», «Бурнаковский» и другие. Программа капремонта расписана аж до 2055 года, но к моменту смены областной власти в 2017 году так и не успела заявить о себе во весь голос.

Что сейчас: Но в этом году такое заявление прозвучало – но это было заявление со знаком «минус». По итогам проверки Администрации президента по ряду ключевых показателей Нижегородский фонд капремонта занял последние места в ПФО. И это несмотря на стабилизацию кадровой ситуации в Фонде. Губернатор Глеб Никитин требовал от нынешнего руководства, чтобы работа Фонда вышла на принципиально новый уровень, но по факту сейчас областное правительство стремится максимально «припудрить» катастрофические результаты, выискивая для публикации отдельные позитивные моменты. Впрочем, людей, то есть конкретных потребителей услуг Фонда, не обманешь!


Общественный транспорт

Что тогда: Эпоху «позднего Шанцева» не назовешь благополучной в плане транспортного обслуживания нижегородцев. Муниципальный транспорт дышал на ладан, частные перевозчики отказывались играть по социальным правилам. В апреле 2017 года была представлена первая версия Комплексной транспортной схемы Нижнего – об этом была одна из первых публикаций нашего сайта. Тот документ был противоречивым и, по сути, так и не заработал – может, и к несчастью. Потому что реальные шаги, предпринятые новой властью, иначе как «шоковой терапией» не назовешь.

Что сейчас: В 2018 году муниципальные и областные власти начали массированное наступление на частных перевозчиков. Множество маршрутов для устаревших «пазиков» было попросту закрыто, наиболее «хлебные» направления передавались муниципальному транспорту. В идеале это, возможно, было благой идеей, но по факту столь радикальный передел транспортного пирога просто не был должным образом подготовлен заранее. Городских автобусов не хватало, уехать куда-либо после девяти вечера стало совсем проблематично, многие удобные горожанам длинные маршруты были ликвидированы в пользу маршрутов с пересадкой. Жалобы на ужасную работу общественного транспорта стали главной темой городских форумов, да и сегодня эта тема – по-прежнему на острие народного недовольства, что ощущает на себе и губернаторский инстаграм.

Парк общественного транспорта обновляется, но всё же не столь быстрыми темпами, чтобы снять проблему полностью. И главное: вместо исправления ситуации по принципу разумной достаточности власти вновь увлекаются прожектами – например, космическим по стоимости развитием метро вместо строительства сети скоростного трамвая. Электротранспорт в городе передвигается только благодаря скотчу и крепкому слову ремонтников (износ – 80%), но власти предпочитают тратить деньги на дорогие игрушки.

Отдельного пристального изучения требует вопрос, как издевательство нижегородских властей над пассажирами общественного транспорта повлияло на ситуацию с коронавирусом. Все ограничительные меры указа Глеба Никитина от 13 марта 2020 года выглядят просто нелепо, когда в автобусах, троллейбусах и трамваях люди зажаты как сельди в бочке.


Март 2020, первый день локдауна. Толпы только на остановках и в общественном транспорте

Итог: власть обещает дальнейшее развитие муниципального транспорта, но пока многие горожане с тоской вспоминают условный 2015 год, когда можно было без проблем доехать куда нужно на «маршрутке» условного Каргина.


Уборка снега

Что тогда: Зима в Нижнем Новгороде – большая лотерея. Каждый год горожане с тревогой ждут прогноза осадков, потому что уже привыкли: коммунальщики не справляются с уборкой снега. Различные проблемы бывают почти каждый год, но особенно суровое испытание выпадает на долю нижегородцев – и городских властей – в среднем раз в пять лет. Как вспоминают наши коллеги из NN.RU, в 2005 году на недостаток снегоуборочной техники на дорогах ругался мэр Булавинов, в 2011 году на борьбу со снегом, вооружившись лопатой, выходил новый глава администрации Олег Кондрашов, а в 2015-м снежный коллапс в Нижнем уронил уровень доверия к связке руководителей «Сорокин – Кондрашов» ниже некуда.


Фото пресс-службы администрации Нижнего Новгорода

Что сейчас: Тут даже много писать не нужно, у всех наших читателей еще свежи воспоминания о прошедшей зиме. Стало ли лучше со времен прежних градоначальников? – скорее, наоборот. Худо-бедно чистятся только главные магистрали, а на периферийных улицах и, тем более, во дворах, ситуация этой зимой была просто запредельная. Власти в очередной раз расписались в невозможности хоть как-то влиять на ДУКи, которые не успевают убирать дворы, зато отметились штрафами в адрес тех, у кого в этом плане всё образцово.

Станции снеготаяния в Нижнем так и не были построены, зато по итогам этой зимы выделен миллиард на закупку новой снегоуборочной техники. Постфактум выяснилось, что ее не хватает – хотя во времена всё того же Булавинова назывались гораздо более скромные цифры снегоуборочного автопарка, но как-то справлялись – не хуже и не лучше.


…и так далее!

«Не хуже и и не лучше» – это и есть главный вывод, который делает наша редакция, анализируя результаты работы новой региональной власти и сравнивая с теми ожиданиями, что были три года назад. Перечень примеров, конечно, можно продолжать. Уместно вспомнить, например,  ситуацию с кадрами в правительстве региона: никитинский проект «Команда правительства» по факту не привел к стабильности на ключевых должностях, хотя и у Валерия Шанцева в первые годы тоже было «увлечение варягами». Можно упомянуть навязчивую идею прежнего губернатора застроить Борскую пойму – не избежал этих прожектов и Глеб Никитин. Или, к примеру, ситуация с питанием нижегородских школьников: работу предприятия ЕЦМЗ ставили в укор мэру Панову, но и после его ухода ничего не поменялось.

И так во всем. Как говорят в народе, «замах на рупь – удар на пятак». Хотя, возможно, это проблема нижегородцев, у которых были сверхожидания от смены региональной власти. Сама власть может ставить перед собой совершенно иные задачи, о которых не обязательно говорить публично.


Александр Пичугин

Комментарии
Хотите участвовать в обсуждении? Пожалуйста, пройдите процедуру регистрации
О чем говорят
О ретротрамваях
19:40, 02 октября 2022
Последние комментарии
Блог редактора: попытка № 5 в «Школе 800»
David, 16:48, 24 апреля 2024
Сайт https://otsiv.ru помогает раскрутить ваши любые медиа по низкой стоимости и быстрое время...
Svetlana M., 14:32, 03 ноября 2023
Удалите, пожалуйста, предыдущие комментарии.
Svetlana M., 09:55, 03 ноября 2023
В аферах Сухановского. Дополнение к комментарию.
Svetlana M., 09:53, 03 ноября 2023
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как встретиться с Лазоревым Евгением Ивановичем? У меня есть...
Защитить градозащитницу?
FlacoLoco, 20:23, 31 июля 2023
Пустоглазые жаждут мести, они так устроены генетически, с рождения, но и градозащитнице надо...
Фото дня: дождь сорвал дорогостоящий праздник «Волжский сабантуй» в Автозаводском парке
Зиля, 12:08, 11 июля 2023
Многократно участвовала в делегациях разных сабантуев. С такой халатность столкнулась впервые...
toup