24 октября 2017, 03:16 Вторник
Нижний Новгород, -3
Интервью

Александр Иванов: «Я бы вообще выкинул этот генплан»

07:12, 08 октября 2017

На уходящей неделе врио губернатора Глеб Никитин принял участие в заседании федерального оргкомитета по подготовке к празднованию 800-летия со дня основания Нижнего Новгорода. За неполные четыре года приволжская столица должна преобразится и стать новым туристическим брендом России, отметил глава региона.

Тем временем город буксует в своих градостроительных перспективах: вот уже 7 лет генеральный план Нижнего Новгорода остается практически невостребованным, а строительство важнейших инфраструктурных объектов переносится на неопределенный срок. Куда уж тут до блеска «Золотого кольца»!

«Репортер-НН» продолжает серию интервью о причинах краха главной муниципальной стратегии. Сегодня мы беседуем со специалистом по устойчивому развитию городов, кандидатом экономических наук, доцентом ННГАСУ Александром Ивановым

- Александр Владимирович, вот ведь какая штука получается: целых три года лучшие умы Нижнего Новгорода верстали генплан. Каждую цифру, каждую букву сверяли. Наконец разработали, гордума утвердила. Но вот уже 7 лет мы живем не в соответствии с этим документом. Почему так?

- Дело в том, что упомянутый вами документ - это в значительной степени откорректированный генплан 1999 года, причем откорректированный не в лучшую сторону. Научные основы были  забыты, а вещи, которые кому-то показались выгодными, наоборот, оказались включены. Но, на самом деле, и генплан 1999 года тоже не является абсолютно новаторским. Ну разве что «Экологическая программа» там была новым элементом. А во всем остальном - это также повторение предыдущего генплана. То есть у нас два последних генеральных плана — это своеобразные копии.

- Я-то думал, что стратегия остается невостребованной из-за хронической нехватки средств на строительство новых дублеров, мостов, набережных. А тут оказывается, генплан - «клон» советских разработок. Неужели денежный вопрос вообще ни при чем?

- Давайте вспомним, как всё раньше было устроено в СССР: генеральные планы советского периода реализовывались исключительно в строгой привязке к бюджетному планированию. Вот у тех генеральных планов были шансы на реализацию. А у нынешнего генплана, не только в Нижнем Новгороде, но и в любом городе России, процент реализации - от 10 до 20%. Понимаете, в мире, где царит рыночная экономика, речь ведут не о генеральном плане, а о мастер-плане.

- А в чём принципиальная разница? Ну пусть будет мастер-план, денег-то всё равно нет…

- Разница заключается в том, что мастер-план — это набор проектов. Каждый проект имеет цель и приводит к какому-то изменению ситуации. Более того — у каждого проекта есть конкретные источники финансирования, жесткие сроки и понятное обоснование: вкладываемые бюджетом средства должны обернуться социальной, финансовой или какой-либо иной выгодой. Например, экологической.

- Хорошо, начинаем верстать мастер-план. Сразу вопрос: кто будет этим заниматься? В нашем городе разработка стратегических документов — чуть ли не бизнес. КТС за 63 миллиона заказали — получили невнятный документ. Генплан 2010 года - аналогичная картина: деньги выкинули впустую. Теперь вот мастер-план.

- Всё очень просто. Набором таких проектов мог бы стать тот документ, который у нас, в принципе, уже разработан. Правда, наши власти что-то его подзабыли. Это «Программа социально - экономического развития до 2030 года», которую готовил Институт экономики города. Как я понимаю, после всех судов эта работа была принята. И на основе этой работы администрация разрабатывает среднесрочный план на пять лет. Я думаю, вот он и будет состоять из конкретных проектов. Послушайте, что говорит, например, заместитель главы города Михаил Кузнецов. Он совершенно прав. Он говорит, что мы будем придерживаться так называемого проектного подхода. Это то, о чём я и говорю. Конечно, у Нижнего Новгорода сейчас трудная ситуация. Тут же надо действовать согласованно с областью - у города бюджет-то никакой. Это первая сложность, а вторая заключается в том, что надо с областью не просто дружить, но и подавлять её всяческие «закидоны».

- Вот про «закидоны», пожалуйста, поподробнее.

- Мы же пережили при Шанцеве такие «закидоны», что просто без матерных слов трудно охарактеризовать. Globe Town, например. Как такое можно реализовывать, когда население города сокращается на 200 тысяч?! Мы же по убыли первое место среди крупных городов России занимаем — как в процентном соотношении, так и в абсолютном. Нас Казань скоро обгонит, хотя мы 25 лет назад были её в полтора раза больше.

Зачем уменьшать и без того низкую плотностью населения? Когда население сокращается, нужно же понимать - почему так происходит? А причина понятна: бежит молодежь. Молодежи некуда деться. Новых рабочих мест, кроме как у станка, ведь не создается. А если и создается, то это делается не силами власти, а вопреки.

Вот они ликвидировали совершенно классное предприятие «Новинки». Это известный всем учхоз. Что мы теперь имеем? Вместо селекционных достижений, которые были у сельхозакадемии, там построили микрорайон на 50 тысяч жителей. И это за пределами города! Теперь там совершенно невозможно решить транспортные проблемы.

Проспект Гагарина ежедневно стоит в пробках и пока не имеет альтернативы 

Это даже школьник может понять. Мы же такими проектами не снижаем бюджетную нагрузку, а наоборот увеличиваем. Представьте, если внутри города мы развиваем что-то, то у нас есть все коммуникации: дороги, водопровод, канализация, газ. А когда это всё строится в чистом поле, расходуются безумные деньги, и люди тратят на дорогу полтора часа туда и полтора часа обратно. Это тупик. И нам много этих тупиков расставили.

На самом деле, может, и не надо плакаться по поводу генплана? Я бы вообще выкинул этот генплан и приступил бы к новому планированию, исходя из новых задач.

- А есть ли в мировой урбанистике примеры, когда бедный город грамотно распоряжается своими скромными ресурсами и делает громадный шаг в  развитии?

- Конечно! Город Куритиба в Бразилии. Экономическое положение Бразилии хуже, чем у России, но они отстроили великолепный город. Он был меньше Нижнего Новгорода, а сейчас в полтора раза больше по населению. Там великолепный пешеходный центр с множеством ресторанов и магазинов, которые приносят в городской бюджет значительные поступления.

Урбанологи считают Куритибу  одним из самых современных и экологичных городов мира

А ещё идеально работающие транспортные системы, в которые город не вкладывает ни одного сентаво. Всё окупается! Город процветает, количество рабочих мест растет бурными темпами, социальные проблемы решаются. И это, по сути, не в очень благополучной стране.

- Вы упомянули общественный транспорт, и мне бы хотелось на этой теме остановиться более подробно. Я знаю, что вы считаете скоростной трамвай решением многих проблем в этой сфере. А как же метро, на которое «молится» большинство нижегородцев?

- У нас длина метрополитена - всего 18,8 км, им пользуются примерно 40 миллионов пассажиров в год. Но что у нас произошло за последние годы? У нас изменилось распределение рабочих мест и поездок. В те времена, когда ГАЗ работал на полную катушку и не было станции «Горьковская», пассажиропоток метрополитена составлял 52 миллиона человек. А сейчас - около 40. Метро не может приспособиться под изменяющиеся потребности города. Один километр подземки — 8 миллиардов рублей. Это намного дороже, чем 1 километр его наземного аналога. Теперь смотрим провозные характеристики. Трамвай, даже в своем нынешнем состоянии, перевозит в 2 раза больше пассажиров, чем метрополитен. У него и длина линий многократно больше. Большой плюс, что значительная часть веток трамвая лежит не посреди дорог, а отдельно от них, изолировано. Это означает, что у нас есть ресурс для создания системы скоростного трамвая. И, конечно, она должна быть связана с существующими линиями метро. И тогда будет, как в Кёльне. Они свою систему называют, кстати, не метро, а трамваем. В центре города это трамвай под землей, а дальше он выходит на поверхность, и всё — поехали! В принципе там на скоростном трамвае с ветерком можно доехать даже до Бонна! Это 60 с лишним километров. Трамвай — сильный вид транспорта.

Трамвай Кёльна под землёй и над землёй

- Что можно ещё подглядеть в Европе, чтобы быстро встать на рельсы скоростного трамвая?

- У нас много внутригородских железных дорог, которые неэффективно используются. Вот их можно отдать под трамвай. Весь мир так делает, не только Европа. В Мюнхене, например, была обширная программа, когда ж/д прекращали свое функционирование, и на этом месте возникали трамвайные линии длиной около 10 км. Что делают власти? Они сначала строят трамвайную линию, а потом ищут инвестора на прилегающую территорию. Трамвайные остановки есть, транспортная логистика уже выстроена, проектируй хоть жилой микрорайон, хоть деловой центр. То есть город берет фактически промышленную зону, а отдает административно-деловую. Стоимость такой территории вырастает в разы. Вот так муниципалитеты используют рыночные инструменты, чтобы богатеть.

- Александр Владимирович, а какие ещё есть точки роста? Может быть, извините за наивность, имеются идеи с пометкой «просто, дешево, сердито»? Чтобы начать их реализовывать уже сегодня? Я не только сейчас про транспорт...

- Такие точки роста есть. Их хорошо видит бизнес и не всегда видит городская власть. В 2003 году я был одним из основных авторов документа «Повестка дня на XXI век для Нижнего Новгорода». В строительном университете мы такую штуку разработали.

И вот там мы написали, что будущее — за географическим центром города. Это территория Комсомольской площади и её окрестностей, это Силикатное озеро. Мы предлагали развивать на Комсомолке функции «центра города». Среди моих первых слушателей, кстати, был Олег Сорокин. Даже помню, на каком именно семинаре он был - в Институте повышения квалификации. И теперь посмотрите на Комсомольскую площадь, как она изменилась за эти 13-14 лет! Там произошла инвестиционная революция. На землях заброшенного завода «Новая сосна» появились высотки и торговые центры. Эта территория сейчас бурно развивается, у неё прекрасная транспортная доступность: две линии трамвая, метро, автобусы. Туда из любой точки города проще добраться, чем в кремль.

- То есть, судя по примеру с Комсомолкой, нужно выходить на набережные города?

- Конечно! Но наша власть почему-то ухватилась за идею набережных вдоль высокого правого берега. А ведь он труднодоступен в этом плане: там можно освоить только узкую полоску земли. Левый же берег - плоский, там логичнее развивать систему набережных, так как их площадь дает большой простор для творчества. Надо иметь в виду, что инвесторы с удовольствием идут на освоение прибрежных территорий — это беспроигрышное вложение денег.

Набережная Екатеринбурга и  окский берег  Нижнего Новгорода

Например, в Лондоне и в Париже земля на набережных в полтора раза дороже, чем на аналогичных участках без видов на водную гладь.

А у нас  берега самовольно захвачены предприятиями - есть и такие случаи. Если всех этих, пардон, жуликов «пощипать», то и деньги найдутся, и инвесторы появятся, и депрессивные территории получат мощный импульс развития! Я это все объяснял Бодриевскому (директор департамента градостроительного развития территории Нижегородской области — прим. «Репортёра-НН»), и он вроде проникся. Мы же очень богаты берегами, богаче нас - только Москва. Есть, конечно, ещё Волгоград, вытянутый на одном берегу Волги (только на одном!) аж на 70 км. Но это не очень удобная планировка, у нас всё компактно! Только представьте, как это будет красиво и функционально, если появится благоустроенная набережная с массой различных объектов от железнодорожного моста на Волге до железнодорожного моста на Оке. Вот вам и точка роста!


Александр Седов

Комментарии
Хотите участвовать в обсуждении? Пожалуйста, пройдите процедуру регистрации
О чем говорят
Выборы-2017
13:54, 19 сентября 2017
Последние комментарии
ПППрогнозы
sicilian, 13:50, 18 октября 2017
разогнать ВСЕХ депутатов гордумы с волчьим билетом на участие в политике, набрать новую "элиту" и...
Дважды два – четыре!
sicilian, 13:02, 18 октября 2017
тест
Дважды два – четыре!
sicilian, 12:59, 18 октября 2017
тест
Спасение Ярослава: закономерность или везение?
Юлия, 19:37, 17 октября 2017
Полностью согласна со всем выше написанным. Ни одна служба не могла организовать работу. Можно было...
«Доктор Лиза» и палата
Обычный нижегородец, 14:16, 31 августа 2017
Алекс, судя по одинаковым фразам, это ваше интервью по соседству? Успокойтесь уже, ваши 15 минут...
«Доктор Лиза» и палата
Алекс, 10:36, 31 августа 2017
Может быть, теперь стоит организовать Общественную палату при Общественном совете при Общественной...
toup