Новости Нижнего Новгорода. Люди, места, события. Использование материалов "Репортёр-НН" разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.
Поводом для нашего разговора с Кулаковым стали очередные факты ухода от рыночной конкуренции в Нижегородской области. Речь идет о контрактах на строительство ФОКа в Дальнем Константинове и здания администрации в Дивееве. Общая сумма затрат на оба объекта – около 800 миллионов бюджетных рублей. Но в обоих случаях аукционы по выбору подрядчика признаны несостоявшимися, хотя антимонопольное ведомство по жалобам «СТОПкартеля» подтвердило: количество участников торгов было сознательно ограничено с помощью избыточных требований. Теперь каждый из этих госконтрактов уйдет единственной организации, подошедшей под условия аукциона – и конечно, без всякой экономии для бюджета!
– Александр, только за последние месяцы «Репортёр-НН» рассказывал о нескольких похожих случаях, и в каждом из них были ваши жалобы. Детсад и школа в Богородском районе, еще одна школа в Арзамасском районе – и везде аукционы не состоялись, а контракты ушли подрядчикам «по номиналу». Теперь вот – Дальнее Константиново и Дивеево. Это уже никак не похоже на совпадение, зато очень напоминает сговор…
– Недавно в Нижний приезжал представитель ФАС, который занимается картелями – Андрей Тенишев. По его оценке, около 2% ВВП страны съедается вот этими самыми картелями. Без конкуренции снижение начальной цены контракта минимально, не больше половины процента. А если конкуренция полноценная, снижение цены контракта достигает 20 – 22%. И качество при этом не меняется!
– Колоссальная экономия…
– Да, но мы не видим в Нижегородской области желания экономить. Это действительно странно: говорят, в стране не хватает денег на социально важные вещи – а мы при этом не проводим конкурентные торги! Стараемся свести их к «своему» подрядчику, которого ранее согласовали. Видимо, за определенную «денежку». И это продолжается уже не один год! С этим нужно что-то делать. Где эффективность, рациональность, рачительность в использовании бюджетных средств?
– Кто курирует эту работу в Нижегородской области?
– [Игорь] Норенков, министр экономики – он курирует эту «казёнку» (ГКУ) Центр размещения заказа Нижегородской области. Я лично беседовал с людьми в этом центре, и одна дама из руководства мне открытым текстом говорила: а нам невыгодно устраивать конкуренцию! Это еще года три назад было, когда я к ним приходил, наивно предполагал найти там работу.
– Чем они это мотивируют?
– Говорят: не хотим, чтобы к нам другие подрядчики пришли! Ну что это за бред? А где конкуренция в торгах? Кто может гарантировать, что по итогам таких несостоявшихся торгов все, кто обеспечил безальтернативную победу «своему» подрядчику, не получил что-то в конверте?
В итоге ФОК будет строить «Промгражданстрой» по максимально возможной цене. Здание администрации в Дивеево – тоже по «максималке». По дивеевской закупке изначально было два участника. Одного из них комиссия «снесла» по основаниям, выдуманным заранее и совершенно не влияющим на качество строительных работ. Придумали запутанную инструкцию оформления заявок, что привело к формальным лингвистическим отклонениям в оформлении заявки второго участника. Это уже преступление... В итоге торгов опять нет, и здание администрации в Дивеево поручено строить некоему ООО «Курс» из Нижнего Новгорода.
– Какой могла бы быть экономия вот по этим двум торгам?
– Я посчитал – примерно 160 миллионов рублей можно было бы сэкономить бюджету! Вот она, цена умышленного «затачивания» документации с целью сведения аукциона к закупке без торгов! И это только два конкретных примера.
– А каков, по вашим оценкам, общий объем потерь бюджета от подобных схем?
– Очень сложно сосчитать точно, но очевидно, что бюджет региона теряет миллиарды! И всё это происходит годами – в открытую, под носом главы региона.
– Александр, у вас на счету вскрытых нарушений при госзакупках – на миллиарды рублей…
– На сотни миллиардов! За четыре года написано около тысячи обращений в антимонопольные и правоохранительные органы страны, по ним отменено, аннулировано закупок на сумму свыше 320 миллиардов, предотвращены десятки картельных сговоров и хищений бюджетных средств на десятки миллиардов рублей.
– Тем более! Я точно знаю, что ваши жалобы – кость в горле УФАС, которые не могут не реагировать на них. Но при этом из раза в раз, подтверждая нарушение законодательства о конкуренции по вашим жалобам, антимонопольщики не принимают никаких важных решений. Почему?
– Налицо пробел в закупочном законодательстве. С одной стороны, УФАС бессилен в вопросах возбуждения уголовных дел, это дело полиции. А с другой стороны, полиция вообще ничего не делает, считает, что это компетенция антимонопольщиков. Переваливают ответственность друг на друга. Хотя тот же Тенишев, когда приезжал в Нижний Новгород, говорил, что нужно действовать сообща. Картели не раскрываются административным путем – только через оперативно-розыскную деятельность. А это полномочия полиции.
Нужно создавать межведомственную группу, в которую входили бы оперативники ГУ МВД, оперативники Федеральной службы безопасности, потому что здесь затронуты в том числе интересы государства, - и работники антимонопольной службы, которые видят вот эту «заточенную» под конкретного победителя документацию на этапе подачи заявок. А уже дело полиции – отрабатывать версию сговора заказчика и подрядчика.
– Не будем ходить далеко – как можно доказать сговор вот по этим двум торгам, в Дальнем Константинове и Дивееве?
– Очень просто! Изъять компьютеры в ГКУ «Центр размещения заказа Нижегородской области», у сотрудников Норенкова в министерстве, которые курировали эти процедуры, у организатора торгов и у подрядчика. Четыре звена этого процесса – подрядчик, заказчик, уполномоченный орган по проведению торгов и министерство. Если одномоментно изъять документацию по этим торгам, всю переписку – мы увидим, что вся эта информация кочует между заказчиком, подрядчиком, министерством и уполномоченным органом (учреждением). И постепенно согласуются все нюансы – параметры товаров, якобы необходимых для строительства, другие требования к участникам. В итоге мы получаем около тысячи параметров, которые абсолютно не влияют на качество работ, но им соответствует только один участник торгов.
Если называть вещи своими именами, это коррупционные связи, приводящие к хищению бюджетных средств.
– Организаторы и кураторы госзакупок могут возразить вам, что не видят ничего плохого в местных подрядчиках: они уже проверенные, они дают работу нижегородцам, они платят налоги именно здесь, а не где-то в другом регионе… Это логичное объяснение?
– Такое объяснение, конечно, возможно, но оно карается уголовным законодательством, потому что это лоббирование интересов определенных подрядчиков. Есть же 135-й закон о защите конкуренции, его никто не отменял! Торги для того и существуют, чтобы привлечь к госзакупкам максимальное количество заинтересованных подрядчиков, которые, конкурируя между собой, позволяют нам в итоге получить рыночную цену на госзакупку. А «затачивая» условия аукциона под конкретного подрядчика, мы этой рыночной цены не получаем. Зато имеем «победителя» (в кавычках), который за свою «победу» должен отблагодарить. Товарами, услугами, деньгами – это уже по ситуации.
Госслужащих и должностных лиц, которые не радеют за экономию бюджета при проведении госзакупок, надо отстранять от работы и искать тех, кто по государственному, рачительно будет подходить к подготовке и проведению каждой закупочной процедуры – это база закупочного процесса, основа эффективного распоряжения бюджетными средствами.
– Я помню, у вас был перерыв в этой работе по выявлению нарушений, вы даже уехали из Нижнего Новгорода в Москву. Но теперь, получается, открылось «второе дыхание», уже на посту руководителя организации «СТОПкартель». И всё-таки, несмотря на всю эту вашу активность, мы не видим радикальных решений. Хочется классически кричать: «Где посадки?!» А у вас не возникало желания бросить это все и перестать воевать с ветряными мельницами?
– Наоборот! Если каждый неравнодушный гражданин нашей страны начнет заниматься именно тем, чем умеет, мы сразу увидим изменения. А я этим заниматься умею, я в этом разбираюсь! Я эксперт в области закупок, есть соответствующее образование, диплом, огромный опыт работы в этой сфере.
Нам нужно менять сознание госслужащих, которые занимаются закупками. Если они не умеют работать по-другому, повторяю: нужно находить новых людей.
– Почему руководство области не заинтересовано в вашей работе? Вы же каждую жалобу отправляете не только в УФАС, но и главе региона…
– Не ко мне вопрос. Может, в руководстве считают, что услуги таких специалистов, как я, слишком дороги? (смеется) На самом деле, даже привлекая экспертов на общественных началах, можно серьезно усилить конкуренцию. У региона – огромные непогашенные кредиты, мы ежегодно перекредитовываемся, областные финансисты говорят о том, что из кожи вон лезут, чтобы найти какие-то дополнительные доходы. Но при этом прямо на виду – огромные резервы экономии на госзакупках, и на них никто не хочет обращать внимания! Резервы есть в закупках на строительство социальных объектов, ремонт и содержание дорог, закупках медтехники и медпрепаратов, и др. Виновные в растратах известны, но остаются на своих должностях. Многие эффективные подрядчики просто бояться приходить в нашу область, потому что они видят, что документация «заточена» под какие-то конкретные организации – и таким образом мы теряем не только бюджетные деньги, но и внешних инвесторов.
Считаю, что только губернатор может решить эту проблему, если, конечно, он в этом заинтересован.
Александр Пичугин