17 января 2022, 22:39 Понедельник
Нижний Новгород, +10
Последнее интервью
Фейерверки нужно запретить? Фейерверки нужно запретить?
15:50, 29 декабря 2021

Интервью

Иван Серый: художники сейчас больше высказываются в интернете, чем на улице

11:18, 15 марта 2020

Нижегородские уличные художники – понятие слегка абстрактное прежде всего потому, что их ряды то пополняются, то редеют. И это, конечно, не только картины на холстах. Нижний Новгород сам часто как холст: картины на стенах, любых поверхностях, ценность которых изменчива и преходяща, как время, в которое мы живем. Молодые художники видят город по-своему. И там, где серость и облезлость для кого-то проблема, для них лишь повод внести яркую деталь или высказать свою позицию. Иван Серый более всего известен в Нижнем своими миниатюрными инсталляциями, которые он встраивает в поверхности, оживляя их, добавляя немного эмоций домам, заборам и стенам. После зимы, которой почти не было, гуляем с ним по весеннему Нижнему и говорим о городе, людях, яркости и серости и совсем немного о грядущих культурных событиях.

По теме

– Сейчас зима закончилась – художники выходят на улицы? Стали больше рисовать последнее время?

– Да зима такая была, что и зимой рисовали все, и сейчас. Другой вопрос, что поубавилось количество тех, кто рисует активно. Сейчас вообще такой период – мало рисуют.

– А когда рисовали больше?

– Год 2006-2007-2008… и художников было побольше, и команд, и движуха была. Такое зарождение нашей волны. Были и те, на кого мы равнялись, но это ещё раньше. А наша волна – когда рисовали активно, много и интересно – потише стала. И мода ушла, многие в легальное пространство ушли, по разным причинам. Я вот в легальном пространстве работаю.


Иван осматривает одну из очень старых работ неизвестного широкой публике художника


Еще одна из работ неизвестного "динозавра нижегородского стрит-арта"

– Рисунок на улице — это же всегда высказывание, а не просто попытка сделать город ярче, как хотелось бы думать кому-то. Как воспринимают люди такие высказывания сейчас?

– Да по-разному. Вроде не в Советском Союзе давно живем, с его узостью мышления и четким разграничением взглядов на искусство. Это же улица, она живая и каждый человек свое мнение имеет. Мы рисуем, кому нравится – он это одобряет и сохраняет, а кому-то не нравится, и он может это запросто сломать или испортить. Сейчас и фестивали проводятся, и, вроде, людям нравится, но все равно находятся те, кто говорят – чего вы тут г...о намалевали? Непонятное что-то, зачем это? Но я считаю — это же общественное пространство, а значит и любой может что-то говорить, это нормально.

– Нижний Новгород агрессивный город или пассивный в части реакций?

– Средний, наверное. Екатеринбург активнее гораздо, Питер поактивнее. Казань пассивнее. Общественная позиция такова, что где улицу как личное пространство воспринимают – там реагируют сильнее.

– Нижний – серый город или цветной?

– Цветной, конечно! Челябинск – серый, например, по моим ощущениям, а Нижний – цветной. У нас очень рельефно, зелено, архитектура разнообразная интересная. Да и всяких движений в мире культуры происходит довольно много, это неплохо.

– Ты имеешь в виду движения в части легальных мероприятий?

– Да любых, и легальных и не очень, и таких много и сяких. У нас непассивный город вообще.

– Твои миниатюры, которые стали известны довольно широко, и которые считаются все же украшением уличного пространства, ты сам как воспринимаешь? Что это для тебя самого?

– Ну это как некая душевная рана, которую нужно переосмыслить и залечить. Формируется это как высказывание обычно, каждая моя работа. Ты, как психотерапевт, некоторые болячки должен проговорить сам себе. Поэтому каждая моя работа – это высказывание себе и людям, которым я тоже даю повод об этом подумать, опытом делюсь.

– Насколько болезненно воспринимаешь то, что твои работы разрушают, ломают?

– Нинасколько. Ну разве чуть-чуть. Все, что вынесено на улицу – остается на улице. Это мой эгоизм вынести работу в общественное пространство и есть чужой эгоизм, когда человек это может сломать или украсть.

Мы как раз подходим к одной из последних миниатюр Ивана в переулке Холодном. Она называется «Рогатка», и это высказывание художника на тему буллинга.

– Опа, шкаф открылся! – Иван внимательно разглядывает интерьер инсталляции, потом достает смартфон и фотографирует свою работу. Пока мы стоим и обсуждаем уместность и понятность такого высказывания для людей, останавливаются прохожие.

– Ты посмотри какая прелесть, – восхищается женщина и они вдвоем с подругой начинают изучать миниатюру. – А что это такое? А как с этим играть?

– Просто глазами смотреть, – поясняет Иван. – Ну, и еще, может быть, думать о смыслах.

– Вот, примерно такая реакция каждый раз, – говорит Иван, когда мы идем дальше. – Никому нихера не хочется задумываться о смысле, о том, что тема буллинга есть, и она очень актуальна сейчас. И для меня тоже актуальна была, в свое время у меня были сложные отношения с братом, и эта работа, конечно, сублимация. Но люди очень поверхностны. Впрочем, ладно! – вдруг смягчается он. – Эти мои работы очень нравятся женщинам "за 30" в подавляющем большинстве. И в инстаграме очень популярны.

– Много у тебя таких?

– Учитывая, что их ломают постоянно… штук 6-7 наверное. Не только в Нижнем Новгороде, есть и в других городах. Но судьба их мне неизвестна.

– Места для работ как выбираешь?

– По-всякому. Вот для «Рогатки» я, кстати, даже не понял, что раньше вышло – работа или место для нее нашлось. А, точно. Я эту дырку на столбе давно заприметил и все думал – что бы там разместить. И потом делал работу практически по месту.

– Часто рисуешь в фестивалях или участвуешь в проектах?

– Часто, по настроению. Люблю движуху, но иногда бывает – ввяжусь и думаю – что меня туда понесло?

Мы приходим на стадион «Водник». Стены забора здесь ярко и пестро расписаны уличными художниками. Иван рассказывает, что здесь работы разных лет и разных авторов. Есть очень неплохие, и как раз сейчас, когда идет разговор о реконструкции стадиона, появилась идея сохранить в качестве памяти одну их бетонных панелей с рисунками. Для этого он идет вдоль стены и фотографирует на телефон.


– Слышал наверняка про фестиваль "Культурный код" и про то, что он пройдет и в Нижнем Новгороде тоже?

– Слышал. Я бы так сказал – всякое про этот фестиваль слышал. Мы ж в своей тусовке как бы лучше знаем, что и как организовывается на самом деле. Но если оставить в стороне закулисные все эти вещи, и посмотреть шире, то – почему нет? Люди любят, когда что-то делается красиво и интересно. У нас есть свой крутой фестиваль, «Место», он мне ближе, и не только потому, что мы вместе с Никитой (Nomerz'oм) активно продвигали два последних фестиваля «Место» в прошлом и позапрошлом годах, и сами в нем участвовали, но и потому что фестиваль «Место» очень… чистый, честный что-ли. Он не для заработка, он за идею и это очень классно. А «Культурный код» – проект федеральный, там деньги другие, люди другие, и он пришлый всё равно. Не знаю, как они растянут его на четыре города и что это будет… Впрочем, людям же пофигу идейная внутренняя составляющая, так что, я думаю, всем он понравится. Движуха же, это всегда хорошо.

– Нет у тебя ощущения, что стрит-арт иногда становится слегка стерилен, и делается больше для интернета, а не для людей, ходящих мимо?

– Ну, стрит-арт же появился раньше интернета. Да и я сейчас часто делаю работы, которые рассчитываю выложить в инстаграм. Но это просто работы такие, ориентированы на другую аудиторию. Я вот сделал первую миниатюру, она по интернету разлетелась жуть как, а на улице прожила неделю. Поэтому, наверное, художники сейчас больше высказываются в интернете, чем на улице.

– Вернемся к улицам. Нижний Новгород как холст – идея вполне себе неплохая, но насколько уместен стрит-арт на его стенах вообще? Вот в Питере с этим строго, там много исторических зданий, особо не порисуешь, а если и порисуешь, то важно учитывать контекст. В Москве даже качественные и неполитические рисунки регулярно закрашивают коммунальщики. Как в Нижнем?

– У нас в городе такая эклектика, стрит-арт смотрится уместно и не подвергается, вроде, особым гонениям. Опять же, стараниями Никиты и фестиваля «Место» и отношение к рисункам, надеюсь, другое. И оно меняется. И художники тоже стараются, поверхности выбираются. Работы, сделанные в формате фестиваля, мне видятся чаще всего уместными. Впрочем, тут только богу можно судить – насколько. Вот была работа Ведерникова, так отвалилась. Вместе с фасадом. Не богоугодная значит работа была (смеется). И потом все эти вещи же очень временные. Это не монументальная мозаика, например. Художники рисуют, фасады осыпаются, краски, хоть и неплохие, осыпаются вместе с ними. Всё равно всё временное. Да и в целом все временное, что жаловаться?


Роман Голотвин

Комментарии
Хотите участвовать в обсуждении? Пожалуйста, пройдите процедуру регистрации
Последние комментарии
СК отказался проводить проверку по факту гибели Ирины Славиной
Александр, 18:23, 25 декабря 2021
Следственно управление СК Нижегородской области закрывает глаза на преступления - это факт.
Отстраненный от работы профессор НГТУ: «Психоз гораздо страшнее, чем сама инфекция!»
Kot, 18:30, 21 декабря 2021
Господи, что за шизофрения? "Два раза переболел ковидом, но правда тесты были отрицательные!"...
Нижегородский фонд капремонта снова нанял коллекторов для сбора 100 млн долгов. Снова по максимальной цене
admin, 20:26, 13 декабря 2021
Не очень понял суть претензии, уважаемый Знаток! Зачем я должен разжевывать своему читателю, где...
Нижегородский фонд капремонта снова нанял коллекторов для сбора 100 млн долгов. Снова по максимальной цене
Знаток города N, 18:45, 02 декабря 2021
Александр, пытаясь настрочить хайповую статью, вы уж хотя бы определитесь кто с Вашей точки зрения...
Нижегородский фонд капремонта снова нанял коллекторов для сбора 100 млн долгов. Снова по максимальной цене
веса, 10:07, 02 декабря 2021
Да чтож это делается! Сколько можно! Деды воевали.. Отцы концы с концами сводили. Страну строили...
Нижегородский фонд капремонта снова нанял коллекторов для сбора 100 млн долгов. Снова по максимальной цене
Анэт, 18:27, 01 декабря 2021
"..и даже 10 тысяч (!) рублей", одно дело цену снизить, а другое выполнить все условия контракта...
toup