Новости Нижнего Новгорода. Люди, места, события. Использование материалов "Репортёр-НН" разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.

Корней Иванович всё-таки величина. Помните его бессмертное «зайчики в трамвайчике, жаба на метле»? В 1921 году Чуковский мастерски описал ситуацию, как спустя ровно век власти Нижнего Новгорода приобретут ретро-вагоны за миллиард рублей. В этой закупке, которая даже по меркам современной России выглядела вызывающе, нескромно всё: и баснословная цена, за которую можно было купить в два раза больше современных трамваев, и «заточенные» условия под единственного заказчика (разумеется, за просто так), и наличие фирмы-прокладки, и криминальный след посредников, и даже подпольная сборка уральской техники в… Кстовском районе. Памятуя о том, что нижегородские власти позиционируют себя как транспарентных – исключительно белых! – зайчиков, «Репортёр-НН» решил узнать, как в эту «идеальную» транспортную схему попала жаба?
Нижегородское правительство и мэрия – известные мастера разговорного жанра. Вот, представьте, что вы СМИ, которое спрашивает у них, допустим, про общественный транспорт. Так и так, (не)уважаемые, почему он ходит очень плохо, люди же по часу своего автобуса ждут?! А они вам через пресс-службу отвечают совсем на другой вопрос. Например, про транспортную схему, которую питерская компания (а какая же еще?!) за 111 млн рублей сочиняет вот уже полтора года, и которую Минтранс начнет реализовывать лишь летом 2022-го.
Классика жанра: мы их про Фому, они нам – про Ерёму. Оба они снова должны стоять на остановке и ждать, когда посторонние и случайные люди, имеющие смутное представление о пассажирских мытарствах, зададут автобусам, трамваям и троллейбусам новый «маршрутизатор». Прежний такой документ за 63 бюджетных миллиона, как известно, пошел на туалетную бумагу в кремлевском туалете. Наверное, там снова кончилась бумага.
Запрос «Репортера-НН» про ретро-трамваи постигла та же участь. После того, как наши читатели сообщили о сборке уральских трамваев в Кстове, а сайты по поиску работы наводнили вакансии по производству вагонов на местной промзоне, мы решили узнать у правительства Нижегородской области: как так получилось, что миллиардный контракт выполняется почти в кустарных условиях? Хотели добавить вопрос: «почему не задействована сапожная мастерская в Старом Канавине?», но постеснялись.
Перечень наших «не понимаю» выглядел так:
1. Где собраны ретро-вагоны, уже поступившие в Нижний Новгород по программе лизинга?
2. Какое место в цепочке выпуска и подготовки ретро-трамваев для Нижнего Новгорода занимает площадка в Кстовском районе Нижегородской области (ул. Столбищенская, 2)?
3. В каких отношениях правительство региона и предприятие-разработчик вагонов находится с владельцами этой площадки, ООО «ПК ВЕГА»?
В общем, задали вполне конкретные вопросы, а они включили режим «Мария Самоделкина решает городские проблемы» и опять заговорили о потустороннем. Зачем-то сослались на МП «Нижегородэлектротранс», который не являлся субъектом госзакупки и решающего слова при выборе нового подвижного состава не имел. Вот дословно их ответ:
«МП «Нижегородэлектротранс» по всем вопросам, касающимся поставки и обслуживания новых трамваев, взаимодействует исключительно с сотрудниками АО «Уралтрансмаш» (г. Екатеринбург). Подготовку вагонов к передаче и техническим испытаниям проводят сотрудники завода-изготовителя. Кроме того, на самой технической сдаче трамвая присутствует главный конструктор завода».
Алло, коллеги из правительства Нижегородской области! Вы с кем сейчас разговаривали? Вы видели адресованные вам вопросы? Про Кстово, про кустарщину, про ПК «ВЕГА»? Если не видели, то почему до сих пор не написали на страничку Мелика-Гусейнова, который лечит любые болячки, как и всё нижегородское здравоохранение, путем наложения рук на Instagram?
В областном правительстве стесняются показывать сборочную площадку ретро-трамваев в Кстове. Реконструируем события собственными силами!
Так совпало – или, наоборот, не совпало – но примерно в это же время в региональных СМИ начинается буйство неприкрытого пиара, где представители «Уралвагонзавода» хвалят свой товар, а неизвестные пассажиры им поддакивают. Мы насчитали 13 средств массовой информации, где как под копирку в течение трех часов вышли хвалебные оды ретро-трамваям.
А вот «Репортеру-НН» завод-производитель так и не ответил на запрос. Прочитав нашу критическую статью о качестве своих вагонов, он направил ноту протеста, настоятельно призвав учитывать его официальную информацию, но на наши просьбы прокомментировать сборку уральских трамваев в Кстове ответил молчанием взрослых ягнят.
Объявление от некой ПК "Вега" о найме сотрудников для сборки вагонов
В качестве места работы будущих сотрудников указана промзона в Кстове
Самой ПК "Вега" руководит Сергей Лазарев, уже известный по уголовному делу о сомнительных финансовых схемах в "Нижегородэлектротрансе"
Есть в этой тёмной истории и луч света, всего один – по числу фар на ретро-трамвае. После такой кляксы на закупочной репутации, Минтранс и городская администрация обрадовали пассажиров, что сомнительные вагоны, которые уже попали в ремонтную зону МП «Нижегородэлектротранса», обойдутся бюджету без переплаты. Якобы Москва сжалилась над нижегородцами и подкинула в виде межбюджетных трансфертов 728 миллионов рублей на покрытие лизингового контакта. И правильно, кстати, сделала. Переплачивать местными силами за такое безобразие, когда не хватает даже на зарплаты вагоновожатым, это уж слишком.
Но не обольщайтесь, уважаемые читатели. Сделано это не столько из-за пощады, сколько ради спасения будущих «урожаев». На кону – по той самой транспортной схеме за 111 млн рублей – закупка еще 200 вагонов. Клепать их, скорее всего, будут на той же кстовской площадке – не для 11 вагонов же её там оборудовали? Так что готовим уши и ждём новой порции лапши про традиции уральского трамваестроения. Ну или про исключительные навыки кстовских жестянщиков.
Иван Романов