Новости Нижнего Новгорода. Люди, места, события. Использование материалов "Репортёр-НН" разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.
С самого начала у многих нижегородцев было ощущение, что 11 трамваев, купленных почти за миллиард рублей, – какая-то профанация. Потому что называть эти театральные вагоны «ретро» – всё равно что считать Шалабаева, поклонившегося памятнику основателю города, реинкарнацией Юрия Всеволодовича.
Старинные трамваи, если о них говорить серьезно, – это те, которые хранятся в музее электротранспорта при первом депо. Один из них, кстати, после реставрации выезжал на показательные «покатушки» по Рождественской – в дни празднования 800-летия.
Новые трамваи, оформленные под старинный стиль, словно реквизит ТЮЗа, никаким ретро по определению не являются. Как говорят транспортные эксперты, это просто «допы», за которые бюджет заплатил в два раза дороже, чем стоит обычный вагон без «рюшек» 19 века. Почему – вопрос отдельный.
Про плохую «начинку» утверждать ничего не будем – мы не ветераны отечественного трамваестроения. Но вот засвидетельствовать, что вагоны не прокатались и трех месяцев – можем. Источники в МП «Нижегородэлектротранс» сообщают о системных проблемах этой модели. В частности, специалисты отмечают сбои в электронном управлении и констатируют брак редукторов – два из трех трамваев сейчас простаивают именно по этой причине.
Объяснить это можно, наверно, тем, что дорогущие вагоны собирают под Нижним Новгородом – в Кстовском районе. То есть официальная информация, что город купил продукцию «Уралвагонзавода», можно назвать недостоверной. Ну, или полудостоверной. Ведь, как отмечают наши источники, корпус и «внутрянку» делают под Кстовом, а вот колесную основу присылают с Урала. Тут же, собственно, соединяют «французское с нижегородским» и после самовосхваления по поводу возрождения электротранспорта выкатывают эту сборную «солянку» на показ губернатору и мэру. Те, разумеется, восхищаются, не снимая запотевших очков: «Ну посмотрите, какова красота!».
Кто придумал такую схему и главное, зачем – наверное, вопрос для следственных органов. Ведь именно они два последних года занимаются нижегородскими трамвайщиками – «Фобос ТС» и «Сервисно-ремонтной компанией». На протяжении последних десяти лет эти дельцы делили работы по капремонту вагонов (в основном, специализировались на чешских «Татрах») на два своих юрлица при одном фактическом «физическом» теле по имени Сергей Лазарев. Делалось это для того, чтобы не превышать «красную линию» закупок, при которой надо проводить конкурсную процедуру. У непосвященных создавалось ощущение, что даже на таком уровне подряда царит дух конкуренции.
Но если копнуть поглубже (а СКР таки достал лопату!), выяснялось: эти две конторы творили самый настоящий беспредел – при поддержке муниципальных чиновников. Ну где вы видели, как двум частным фирмам разрешали работать на площадях МП за «три копейки»? При этом они месяцами не платили аренду, но использовали депо, технику и даже сотрудников в своих коммерческих целях? А по документам, которые одобрило КУГИ, выходило, что муниципалитет предоставил им «рабочее место для ремонта автотранспорта». Этих мест, кстати, было в разное время от трёх до четырех. В бюджет отдавалось немного – около 20-30 тысяч за «всю деревню с крепостными».
Как вам масштаб бардака? Можете себе представить такой сценарий: приходит, допустим, на нижегородский «Водоканал» какая-нибудь фирма «Сеструха» и на птичьих правах начинает разливать воду в бутыли, используя городскую трубу, сотрудников и очистительные приборы. А по документам – это и не аренда вовсе, а непонятное «рабочее место» за несколько тысяч рублей. Идиотизм же? Кто работает, для кого и на кого – непонятно. Что это, если не коррупция? Но в «Нижегородэлектротрансе» такое – запросто!
Кстати, ООО «Сервисно-ремонтная компания» фигурирует в уголовном деле экс-директора трамвайно-троллейбусного предприятия Максима Дранишникова. Руководитель этой фирмы-подрядчика Андрей Абрамов (некоторое время он был главой также «Фобос ТС»), помог Дранишникову фиктивно списать работающий вагоноремонтный пресс, «отмыв» при этом 32 млн рублей. Гидравлика хоть и была старой, 1959 года выпуска, но являлась жизненно важной для предприятия: после того, как Вадим Булавинов в период своего мэрства закрыл вагоноремонтный завод в Гордеевке, трамваи пришлось восстанавливать на базе депо.
Пресс на 32 млн рублей Дранишников смог «накачать» элегантно и просто: попросил у своего «бесплатного» арендатора технологическое обследование оборудования. Трамвайных дел мастер Абрамов, по версии следствия, взял за это полмиллиона рублей и подмахнул заключение, что техника нуждается в утилизации. Тогдашняя председательница КУГИ Валентина Никулина (тут феминатив ну очень кстати!) дала «добро» на списание пресса, не вникая в технологические особенности предприятия. Самое интересное, что по бумагам гидравлику сдали в металлолом за 50 тысяч рублей, а по факту – он остался в «Нижегородэлектротрансе». Можете выписать пропуск и проверить. Сейчас всё это является материалами уголовного дела.
Кстовский район, Столбищи. Спутниковая карта Google.ru. Справа - место дислокации "Фобос ТС"
Но трамвайные подрядчики не стоят на месте и продолжают совершенствоваться в своей юркости: вот, наладили в Кстовском районе выпуск «уральских» вагонов за миллиард. Именно здесь, в промзоне «Столбищи», квартируется сегодня то самое предприятие «Фобос ТС». О своем желании начать выпуск трамвайных вагонов руководитель компании Сергей Лазарев заявлял еще в конце 2017 года, до всех уголовных историй в «Нижегородэлектротрансе».
Мечты – удел настойчивых: вот и у наших героев всё получилось. Подумаешь, их ретро-недоразумения часто ломаются и сильно дребезжат! – зато губернатору и мэру очень нравится. Интересно, это новая интерпретация шанцевского «Покупай нижегородское», поддержка избранных, но неблагонадежных предпринимателей или одно большое «трамвай-желание» пустить с искрами бюджет по кругу? Слово – правоохранительным органам.
Иван Романов
Фото из инстаграм-аккаунта "Нижегородэлектротранса"