Новости Нижнего Новгорода. Люди, места, события. Использование материалов "Репортёр-НН" разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.
Много в поле тропинок, только к правде – одна
Ежегодную «прямую линию» Президента с российским народом вполне можно назвать Днем Правды. Каждый россиянин теперь имеет право раз в год сходить к президенту за правдой, если очень повезет, то и сам может рубануть ему свою правду-матку. Таких везунчиков на нынешней «прямой линии» оказалось 69 из общего количества 22900000 обращений.
Фото kremlin.ru
А остальным теперь как жить? Куда и к кому идти за правдой? Ответ, на первый взгляд, очень простой. Конечно, в органы власти, в правоохранительные органы, к депутатам – «слугам народа», – в общественные организации, защищающие права человека, в СМИ, наконец. Но на деле всё оказывается не так просто. Коммунально-социальная тематика подавляющего числа обращений убедительно говорит о том, что они вполне разрешимы на муниципальном и региональном уровне. И то, что миллионный вал таких проблемных вопросов выходит на самый верх, внушает серьезные сомнения в работоспособности и эффективности нынешней системы муниципальной и региональной власти. Выходит, не реагирует она на жизненно важные проблемы и чаяния «глубинного народа», пока с самого верху по башке не настучат. Как ни крути, получается, что достучаться до чиновников на местах со своими насущными проблемами простым людям практически невозможно.
Цифровая «система-ниппель»
Так куда же тогда идти за правдой, к примеру, в нашей Нижегородской губернии?
В первую очередь, конечно же, в инстаграм к самому губернатору. Сегодня это наиболее популярный канал обратной связи народа с региональной властью. Вольнодумные вопросы и комментарии «с перчиком» здесь в основном игнорируются, но на конкретные социально-бытовые обращения иногда можно получить губернаторский ответ, большей частью в виде поручения разобраться и взять на контроль тому или иному профильному чиновнику. Тот сразу выходит в сеть и берет под козырек. Ну и на том спасибо.
В последнее время развелось немало цифровых платформ и порталов, якобы, призванных облегчить потуги граждан достучаться до власть предержащих. Однако при детальном рассмотрении оказывается, что сделать это не так просто, особенно для пожилых людей. Раньше надо было в специально отведенном поле на официальном сайте изложить кратко свое обращение и нажать кнопку «отправить». Теперь же, как правило, надо создавать свою учетную запись, личный кабинет, регистрироваться на госуслугах. Вся эта цифровизация только усложнила формат общения власти с народом, оставив неизменным его содержание. Даже, преодолев всю эту регистрационную мороку, в итоге получаешь стандартную чиновничью отписку. С припиской в конце, если, мол, наш ответ не нравится, можете за такой же отпиской обращаться выше. Всё равно в итоге к нам ваша жалоба придет.
Особенно «радуют» своими ответами на обращения жителей колл-центры домоуправляющих компаний. Звонишь туда, к примеру, об отключении горячей воды. Иной раз ответят, что идут ремонтные работы, даже примерные сроки окончания которых неизвестны. В большинстве случаев никакой информацией о причинах отключений телефонистки не располагают и обещают доложить о них специалистам. Такая вот «система-ниппель». Но самый прикол в том, что недели через две у тебя в самый неподходящий момент звонит телефон, и приятный женский голос спрашивает, не появилась ли у вас горячая вода, решена ли проблема. Оперативная обратная связь, что и говорить. От разнообразных «горячих линий» толку еще меньше.
Всяк правду знает, да не всяк правду бает
В свое время были довольно популярны обращения читателей в СМИ. Там даже постоянная рубрика была «Газета выступила – что сделано». У каждого секретаря парткома была тетрадочка, где фиксировались критические выступления газеты в адрес организации и ответы на них в редакцию – и это, заметим, в душные советские годы! Сегодня разместить острую публикацию с системной проблемой, конструктивной критикой местной или региональной власти практически негде. Из серьезных бумажных изданий разве что региональный выпуск «Коммерсанта» возьмется за такую тему, из сетевых – «нехороший медиамагнат, главный наш внутренний враг» Пичугин и выборочно – «серый медиа-кардинал» Раков. Достаточно эффективно в этом направлении работает телевизионно-сетевой канал «Кстати», по материалам которого правоохранители нередко проводят свои проверки.
Да и сами силовики в последнее время регулярно радуют глубинный народ возбуждением уголовных дел против коррупционеров и мошенников достаточно высокого ранга. Правда, заканчиваются они не всегда торжеством правды и справедливости. Казалось бы, за эти высокие принципы должна биться обновленная политическая партия с соответствующим названием и вождем-земляком Захаром Прилепиным. Однако и на федеральном, и на региональном уровне «правдорубы» ограничиваются пока «договорняками» с партией власти. То же самое можно сказать и о региональном отделении КПРФ, особливо в свете свежего примера о добровольном отказе от участия в выборах депутата ЗакСо Максима Волкова.
Из общественных организаций к «правдорубам», с определенной натяжкой, можно назвать региональный ОНФ, который недавно вдруг немножко осмелел и поднял ряд острых тем местного муниципального уровня.
На местном уровне обратила на себя организация из Кулебак «Общественный контроль». Там общественности с помощью региональных СМИ, тесного взаимодействия с населением и городскими депутатами удалось добиться переноса места строительства газовой заправки. Первоначально, не посоветовавшись с жителями близлежащих домов и с экспертами, ее хотели построить в опасной близости от жилого комплекса и на неустойчивой почве. Но таких кейсов в регионе единицы.
Кто похвалит меня лучше всех, тот получит большую сладкую конфету
Возвращаясь к «прямой линии», которую уже «злые языки» успели окрестить «лотереей челобитных», надо отметить, что к радости региональной власти никто из нижегородских «правдорубов» не сумел напрямую обратиться президенту. Так что публичных нагоняев с самого верху нижегородским чиновникам удалось избежать.
Зато напоследок всем своим коллегам, занимающим соответствующие посты, президент посоветовал еще раз обратиться к такому произведению, как сказка «Колобок».
«Как только вы начнете принимать за чистую правду льстивые речи и будете погружаться в соответствующее состояние под воздействием того, что вам говорят, вы рискуете быть съеденными», - напомнил чиновникам Владимир Путин. И, видимо, напомнил неспроста, с намеком на это самое съедение.
Фото kremlin.ru
В сказке, как известно, хитроумный Колобок пострадал за свою доверчивость к лести. По жизни же пока всё наоборот, в том числе и у нас в регионе. И местные «колобки», и ихние льстецы у нас, как сыр в масле катаются. Никто пока никого не съел.
Помню, как работая в одной из нижегородских редакций, по ошибке отправителя получил на почту методичку о правильном освещении события с участием тогдашнего губернатора Валерия Шанцева. Там было подробно расписано, как подать материал, какие расставить акценты, где вставить уже готовые комментарии. Характеристики руководителя региона были расписаны как раз в стиле сказки про Колобка. Я, признаться, был в легком шоке, ни с чем подобным в своей журналистской работе тогда еще не встречался. А потом такие циркулярные «методички» стали для СМИ, работающих «на контракте» с органами власти, обычным делом.
Пиар-бюджеты на «информационное сопровождение» деятельности органов власти стали тоже заметно подрастать. Бывало, даже чаепития губернатора с блогерами устраивались, под легендарные бутерброды с семгой. В результате такого сопровождения с наших региональных и муниципальных руководителей можно чуть ли не иконы писать. Особенно заметно это стало в районных газетах, которые население стало прозывать «хвальбушками».
Правда, и местных «колобков» изредка всё же съедают. Только делают это не придворные льстецы. Такого «колобка», как Павлиныч, к примеру, «по-доброму» съел «колобок» более крутого замеса, которому приглянулся наш регион. Бывает и совсем по-плохому, когда за «колобками» приходят совсем не сказочные персонажи в погонах, которых никакими песенками уже не проймешь. И вчера еще ты был веселый, находчивый и румяный, а сегодня – обычный уголовный преступник.
Видимо, самому главному нашему «Колобку» стало надоедать отдуваться за выкрутасы своих коллег на местах, отвечать на миллионы вопросов от населения, которые вполне можно разрешить на региональном и местном уровне. Вот и намекнул им, тоже пока по-доброму, чтобы поменьше пиарились, а больше реальным делом занимались. Так, глядишь, и дотянем до времен, когда главный «пургомёт» вдруг объявит: «прямая линия» с Президентом в этом году отменяется – в связи с отсутствием вопросов от россиян. И за правдой им далеко теперь ходить не надо.
Петр Авдентов