Новости Нижнего Новгорода. Люди, места, события. Использование материалов "Репортёр-НН" разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.

Чтобы решить свои местные проблемы, жителям российских регионов приходится обращаться к Президенту Российской Федерации. Всем известно, какое внимание пиар-службы главы государства отводят этим сеансам общения со страной. Но последняя «прямая линия», хоть и стала главным политическим событием недели, одновременно еще раз подтвердила печальный диагноз всей российской «властной вертикали». Подробнее об этом – Петр Авдентов.
Ежегодную «прямую линию» Президента с российским народом вполне можно назвать Днем Правды. Каждый россиянин теперь имеет право раз в год сходить к президенту за правдой, если очень повезет, то и сам может рубануть ему свою правду-матку. Таких везунчиков на нынешней «прямой линии» оказалось 69 из общего количества 22900000 обращений.
Фото kremlin.ru
А остальным теперь как жить? Куда и к кому идти за правдой? Ответ, на первый взгляд, очень простой. Конечно, в органы власти, в правоохранительные органы, к депутатам – «слугам народа», – в общественные организации, защищающие права человека, в СМИ, наконец. Но на деле всё оказывается не так просто. Коммунально-социальная тематика подавляющего числа обращений убедительно говорит о том, что они вполне разрешимы на муниципальном и региональном уровне. И то, что миллионный вал таких проблемных вопросов выходит на самый верх, внушает серьезные сомнения в работоспособности и эффективности нынешней системы муниципальной и региональной власти. Выходит, не реагирует она на жизненно важные проблемы и чаяния «глубинного народа», пока с самого верху по башке не настучат. Как ни крути, получается, что достучаться до чиновников на местах со своими насущными проблемами простым людям практически невозможно.
Так куда же тогда идти за правдой, к примеру, в нашей Нижегородской губернии?
В первую очередь, конечно же, в инстаграм к самому губернатору. Сегодня это наиболее популярный канал обратной связи народа с региональной властью. Вольнодумные вопросы и комментарии «с перчиком» здесь в основном игнорируются, но на конкретные социально-бытовые обращения иногда можно получить губернаторский ответ, большей частью в виде поручения разобраться и взять на контроль тому или иному профильному чиновнику. Тот сразу выходит в сеть и берет под козырек. Ну и на том спасибо.
В последнее время развелось немало цифровых платформ и порталов, якобы, призванных облегчить потуги граждан достучаться до власть предержащих. Однако при детальном рассмотрении оказывается, что сделать это не так просто, особенно для пожилых людей. Раньше надо было в специально отведенном поле на официальном сайте изложить кратко свое обращение и нажать кнопку «отправить». Теперь же, как правило, надо создавать свою учетную запись, личный кабинет, регистрироваться на госуслугах. Вся эта цифровизация только усложнила формат общения власти с народом, оставив неизменным его содержание. Даже, преодолев всю эту регистрационную мороку, в итоге получаешь стандартную чиновничью отписку. С припиской в конце, если, мол, наш ответ не нравится, можете за такой же отпиской обращаться выше. Всё равно в итоге к нам ваша жалоба придет.
Особенно «радуют» своими ответами на обращения жителей колл-центры домоуправляющих компаний. Звонишь туда, к примеру, об отключении горячей воды. Иной раз ответят, что идут ремонтные работы, даже примерные сроки окончания которых неизвестны. В большинстве случаев никакой информацией о причинах отключений телефонистки не располагают и обещают доложить о них специалистам. Такая вот «система-ниппель». Но самый прикол в том, что недели через две у тебя в самый неподходящий момент звонит телефон, и приятный женский голос спрашивает, не появилась ли у вас горячая вода, решена ли проблема. Оперативная обратная связь, что и говорить. От разнообразных «горячих линий» толку еще меньше.
В свое время были довольно популярны обращения читателей в СМИ. Там даже постоянная рубрика была «Газета выступила – что сделано». У каждого секретаря парткома была тетрадочка, где фиксировались критические выступления газеты в адрес организации и ответы на них в редакцию – и это, заметим, в душные советские годы! Сегодня разместить острую публикацию с системной проблемой, конструктивной критикой местной или региональной власти практически негде. Из серьезных бумажных изданий разве что региональный выпуск «Коммерсанта» возьмется за такую тему, из сетевых – «нехороший медиамагнат, главный наш внутренний враг» Пичугин и выборочно – «серый медиа-кардинал» Раков. Достаточно эффективно в этом направлении работает телевизионно-сетевой канал «Кстати», по материалам которого правоохранители нередко проводят свои проверки.
Да и сами силовики в последнее время регулярно радуют глубинный народ возбуждением уголовных дел против коррупционеров и мошенников достаточно высокого ранга. Правда, заканчиваются они не всегда торжеством правды и справедливости. Казалось бы, за эти высокие принципы должна биться обновленная политическая партия с соответствующим названием и вождем-земляком Захаром Прилепиным. Однако и на федеральном, и на региональном уровне «правдорубы» ограничиваются пока «договорняками» с партией власти. То же самое можно сказать и о региональном отделении КПРФ, особливо в свете свежего примера о добровольном отказе от участия в выборах депутата ЗакСо Максима Волкова.
Из общественных организаций к «правдорубам», с определенной натяжкой, можно назвать региональный ОНФ, который недавно вдруг немножко осмелел и поднял ряд острых тем местного муниципального уровня.
На местном уровне обратила на себя организация из Кулебак «Общественный контроль». Там общественности с помощью региональных СМИ, тесного взаимодействия с населением и городскими депутатами удалось добиться переноса места строительства газовой заправки. Первоначально, не посоветовавшись с жителями близлежащих домов и с экспертами, ее хотели построить в опасной близости от жилого комплекса и на неустойчивой почве. Но таких кейсов в регионе единицы.
Возвращаясь к «прямой линии», которую уже «злые языки» успели окрестить «лотереей челобитных», надо отметить, что к радости региональной власти никто из нижегородских «правдорубов» не сумел напрямую обратиться президенту. Так что публичных нагоняев с самого верху нижегородским чиновникам удалось избежать.
Зато напоследок всем своим коллегам, занимающим соответствующие посты, президент посоветовал еще раз обратиться к такому произведению, как сказка «Колобок».
«Как только вы начнете принимать за чистую правду льстивые речи и будете погружаться в соответствующее состояние под воздействием того, что вам говорят, вы рискуете быть съеденными», - напомнил чиновникам Владимир Путин. И, видимо, напомнил неспроста, с намеком на это самое съедение.
Фото kremlin.ru
В сказке, как известно, хитроумный Колобок пострадал за свою доверчивость к лести. По жизни же пока всё наоборот, в том числе и у нас в регионе. И местные «колобки», и ихние льстецы у нас, как сыр в масле катаются. Никто пока никого не съел.
Помню, как работая в одной из нижегородских редакций, по ошибке отправителя получил на почту методичку о правильном освещении события с участием тогдашнего губернатора Валерия Шанцева. Там было подробно расписано, как подать материал, какие расставить акценты, где вставить уже готовые комментарии. Характеристики руководителя региона были расписаны как раз в стиле сказки про Колобка. Я, признаться, был в легком шоке, ни с чем подобным в своей журналистской работе тогда еще не встречался. А потом такие циркулярные «методички» стали для СМИ, работающих «на контракте» с органами власти, обычным делом.
Пиар-бюджеты на «информационное сопровождение» деятельности органов власти стали тоже заметно подрастать. Бывало, даже чаепития губернатора с блогерами устраивались, под легендарные бутерброды с семгой. В результате такого сопровождения с наших региональных и муниципальных руководителей можно чуть ли не иконы писать. Особенно заметно это стало в районных газетах, которые население стало прозывать «хвальбушками».
Правда, и местных «колобков» изредка всё же съедают. Только делают это не придворные льстецы. Такого «колобка», как Павлиныч, к примеру, «по-доброму» съел «колобок» более крутого замеса, которому приглянулся наш регион. Бывает и совсем по-плохому, когда за «колобками» приходят совсем не сказочные персонажи в погонах, которых никакими песенками уже не проймешь. И вчера еще ты был веселый, находчивый и румяный, а сегодня – обычный уголовный преступник.
Видимо, самому главному нашему «Колобку» стало надоедать отдуваться за выкрутасы своих коллег на местах, отвечать на миллионы вопросов от населения, которые вполне можно разрешить на региональном и местном уровне. Вот и намекнул им, тоже пока по-доброму, чтобы поменьше пиарились, а больше реальным делом занимались. Так, глядишь, и дотянем до времен, когда главный «пургомёт» вдруг объявит: «прямая линия» с Президентом в этом году отменяется – в связи с отсутствием вопросов от россиян. И за правдой им далеко теперь ходить не надо.
Петр Авдентов