23 октября 2021, 03:47 Суббота
Нижний Новгород, +10

Аналитика

«Баранкин», будь человеком!

11:43, 02 августа 2021

Недавно с грустью размышлял о заметной убыли профессионалов во всех сферах нижегородского жизнеобеспечения.  Теперь грусть-печаль об отсутствии моральных авторитетов и, не побоюсь этого слова, праведников, что в нашем городке, что на федеральном уровне. Чего уж там говорить о настоящем, когда и в историческом прошлом таких людей наищешься. В границах нашего региона к таковым можно отнести Козьму Минина и Серафима Саровского. Да и они, по дошедшим до нас источникам, были фигурами неоднозначными, со своими человеческими слабостями. Тем не менее, есть смысл пройтись в поисках высокоморальных примеров в рамках новейшей губернской истории. Вдруг кто отыщется.

По теме

Где ты, «пионер – всем ребятам пример»?

Первым лицом  в регионе по умолчанию  является всенародно избранный губернатор. Уж он-то, несомненно, на работе должен являть собой пример служения Отечеству, честности, порядочности и справедливости. Личная и семейная  жизнь тоже должна быть без изъянов. Короче, истинный патриот. Характер… выдержанный. С начальством и товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Безукоризненно выполняет свой служебный долг. Беспощаден к врагам Родины. Отличный семьянин. В порочащих связях замечен не был.

Первый наш новейший губернатор Борис Немцов, при всей его обаятельности и привлекательности, под такую характеристику явно не подходил. И назвать его моральным авторитетом вряд ли у кого язык повернется.

Пожалуй, ближе всех в губернаторской цепочке к морали и человечности стоял внешне простоватый Иван Скляров, заслуживший на сегодня наибольший реальный авторитет у нижегородцев.

Сменивший его Геннадий Ходырев, хоть и тоже из реальных мужиков, на высокой планке предшественника не удержался и предпочел честному служению родному краю интересную личную жизнь.

Первый столичный посланец Валерий Шанцев, по сути, высланный из Москвы из-за трений с Юрием Лужковым, имевший в биографии покушение на свою жизнь из-за мутных внутристоличных разборок, уже по приезду в Нижний Новгород был в авторитете, но только не в моральном. Не заработал он его и на губернаторской службе, предпочитая высокой морали личную политическую и экономическую целесообразность. Как ни лепил из него Роман Скудняков светлый образ борца с разгильдяями и доброго дедушки для местного «глубинного народа», всё равно выпирала наружу сущность матерого хищника, эдакого Шерхана на подвластной территории. 

Однако даже такой тертый калач не удержался на региональном троне до конца положенного срока, хотя был полон планов, и на кормление в Нижний Новгород был прислан представитель могущественного Ростеха «молодой технократ» Глеб Никитин. Он контрастировал с предшественником во всем, начиная с внешнего «ботанического» вида и заканчивая трендовой идеальной биографией с питерскими корнями. Внешний вид «ботана» быстро оказался обманчивым. За стеклами модных очков скрывался жесткий «эффективный менеджер», беспощадный к своим недругам из местной элиты.  Что называется, уважать себя заставил. С глубинным народом новый губернатор сначала немного позаигрывал, устраивая встречи в ряде районов. На них местным чиновникам он грозил кнутом и даже шатал заборы, а населению раздавал «пряники» в виде строительства и ремонта социальных объектов. Но полеты в глубинку быстро наскучили, и «молодой технократ» переключился на решение более привлекательных и капиталоемких задач в областном центре –  на подготовку к городскому юбилею и развитие нижегородской агломерации.

Общественная мораль для нынешних губернаторов-«технократов» – дело не первостепенное. Как говорится, ничего личного…  На первом плане – выполнение любой ценой заданных сверху KPI, высокие строчки в разнообразных рейтингах, да упоминаемости в «Медиалогии». Именно от этих показателей сегодня зависит дальнейшая карьера заехавших в регионы «варягов». С личным моральным обликом у нашего губернатора пока всё в порядке: примерный семьянин, в порочащих связях не замечен. По нынешним временам для карьерного чиновника вполне достаточно. Ну а то, что подчиненные иной раз попадаются на коррупции, мошенничестве и воровстве, так за всеми не углядишь. При любой российской власти это неизбежные издержки службы государевой.

«Ум, честь и совесть нашей эпохи»

Раз уж среди губернаторов моральных авторитетов не нашлось, может в политических партиях по сусекам поскрести. Ведь нынешние партии, все как одна, за счастье народное и свободу личности, а значит, должны являть собой пример служения Отечеству. Правда, у самого народа нынешняя  партийная политика как-то не вяжется с высокой моралью.

Тем не менее, для порядку пробежимся по региональным партийным и общественным сусекам в поисках высокоморальных духовных лидеров. Региональное отделение правящей партии можно пропустить, раз уж секретарь обкома на морального лидера не тянет. В его ближайшем окружении тоже таковых не наблюдается. Про моральный авторитет партии в народе  и вовсе говорить не приходится, раз уж ее так обидно прозвали. Если  у предыдущей правящей партии главной целью было построение коммунизма, то у нынешней в приоритете  – доступный борщевой набор. Федеральный партийный лидер с его – «денег нет, но вы держитесь», у глубинного народа авторитета тем более не заслужил.

Партии системной оппозиции тоже не докучают себе моралью строгой. Ну не скажешь же про нижегородское отделение КПРФ, что его верхушка, включая депутатский корпус, уж больно чтит моральный кодекс строителя коммунизма. Да и умом, честью и совестью нашей эпохи коммунистов нынче не назовешь, впрочем, как и предшественников. В своей политике они частенько поступаются партийными принципами ради места у «кормушки».

Лидер нижегородских борцов за правду и справедливость Татьяна Гриневич, конечно, хороша для разного рода фото- и видеопродукции, в порочащих связях не замечена, спортсменка, красавица. И говорит красиво, но практически неотличима от обычной провинциальной чиновницы. От более харизматичного партийного предшественника Александра Бочкарева ей достался авторитет только среди бабушек на районе. И то его приходится регулярно подогревать – не правильными словами, а более приземленным способом.

На федеральном уровне у «правдорубов» стал громко заявлять о себе наш «земляк» Захар Прилепин. Чувствуется, что «звездить» ему нравится, и  сам он не прочь возомнить себя эдаким российским идеологическим вождем. Даже готов в президентских выборах по разрешению сверху поучаствовать. Однако надо понимать, что подобные персонажи перед выборами в контролируемом сверху федеральном медиаполе сами по себе не появляются.

Руководители ЛДПР в регионе – люди вполне системные, пластичные и договороспособные. Репутационный багаж у них весьма неоднозначный – и под действующую власть готовы лечь за чиновничьий и депутатский портфель, и криминальными талантами тоже не обделены.

Несистемная политическая оппозиция тоже не из святых состоит, а в большинстве своем – из выходцев Системы, нарушивших ее правила или потерпевших неудачу во внутривидовой межклановой конкуренции. Немало таких «изгоев» не прочь бы снова вернуться к «кормушке», при прощении и изменении политических раскладов.

Чуть лучше обстоят дела с составом прогрессивной (и не очень) общественности, в который входят немало профессионалов и локальных лидеров общественного мнения. Но в целом эти неплохие и уважаемые в профессиональном и личном плане люди находятся под управлением и контролем исполнительной власти, за «флажки» не выходят и общественную погоду в регионе не делают.

Впрочем, подобными симулякрами являются и все вышеперечисленные партии, включая правящую. Все они на словах за счастье народное, а на деле только обслуга реальной власти, которая сосредоточена, прежде всего, в «Политбюро 2.0» и администрации президента. Даже губернаторы сегодня не являются политическими субъектами, не говоря уже о местных главах. Такая Система с жесткой исполнительной вертикалью не генерирует моральных и духовных лидеров. А созданные нашим земляком Сергеем Кириенко «Лидеры России» - прежде всего, только «эффективные менеджеры», не задающие лишних вопросов. Но даже их эффективность частенько оказывается под вопросом. Яркий пример тому наш нижегородский мэр Юрий Шалабаев.

Хотя у чиновников разного уровня есть свои служебные кодексы морального поведения, число уголовных дел против «крапивного семени» почему-то не сокращается. У нас в регионе докатились до того, что к власти стали приходить не моральные, а криминальные авторитеты, как, например, в Балахне.

С «идиотами» каши не сваришь

На низовом, бытовом уровне падение нравов тоже не ослабевает. Достаточно посмотреть оперативную хронику наших силовиков. Обыденными стали воровство, грабежи, убийства по пьяни, включая близких родственников. Да еще коронавирус стал негативно влиять на массовую психику, усиливая тревогу и агрессивность. Подобное одичание оправдывается актуальными нынче поговорками: «это не я такой, жизнь такая»; «моя хата с краю»; «с волками жить, по-волчьи выть»; «ничего личного – только бизнес».

Казалось бы, на общество наваливается полная беспросветность в моральном и духовном плане, цинизм начинает зашкаливать. Однако, по мере приближения ко дну, люди, не потерявшие человеческий облик и остатки моральных принципов, начинают от этого дна отталкиваться и, преодолевая страх, подавать голос. Вот, к примеру, при встрече с председателем Госдумы Володиным в родном Саратове 90-летняя бабушка прямо в лицо говорит ему: что же это за государство у нас такое, где высокие чиновники врут, воруют миллиардами, а потом богу молятся. Характеристика  в моральном плане убийственная и очень точная. Но в ответ от руководителя законодательной власти старушка услышала только невразумительное бормотание, типа, я вас услышал.

Вопреки тренду «расчеловечивания», несмотря на целенаправленную «идиотизацию» общества (у древних греков идиотами называли людей, не занимавшихся политикой), самостоятельно мыслящие активные граждане  понемногу  просыпаются. Они возвращают в свой ближний круг утраченное повсеместно чувство собственного достоинства, колышут общественное «болото», формируют реальное общественное мнение, катализируют гражданскую активность и соответственно приобретают реальный авторитет. Причем это люди разных сословий и политических взглядов, от ярых лоялистов, до непримиримых «оппов».  Особо светиться новоявленные местечковые «праведники» не любят, не рвутся и в официальные органы власти. Они, как суслики в известном фильме, официально их нет, а на самом деле – есть.


Фото Ирины Шестериковой/facebook.com

А вот не сходящие с телеэкранов официальные «праведники» и ЛОМы, штатные пропагандисты  доверия у населения не вызывают. Более того, их непрофессионализм нередко провоцирует народное возмущение, пока больше в виртуальном пространстве, где на каждый роток не накинешь платок.

На местном уровне можно привести два недавних контрастных примера реакции населения на уровень коммуникации в соцсетях. В одном посте губернатор, его заместитель и мэр города засветились в новом дорогущем ретро-трамвае с шаурмой в руках. По их радостному виду чувствуется, что жизнь у этих  ребят «из одной пробирки» вполне удалась. В другом примере – веселый инвалид-общественник и журналист-приколист с той  же шаурмой сидят на разрушенных ступенях входа в одну из городских поликлиник. После таких  контрастных веселых картинок авторитет пассажиров трамвая точно не повысился, в комментариях они получили по полной.  Тем более, вдогон была выпущена информация о большой нехватке водителей трамваев и их мизерной зарплате. А вот креативным ребятам на ступеньках поликлиники в реальном общественном мнении  был вынесен респект.

Как же региональной и городской власти надо было постараться, чтобы подготовка к 800-летию Нижнего Новгорода с невиданным бюджетом в 23 миллиарда на благоустройство превратилась в действо с мощным негативным эффектом в массовом общественном мнении. И в немалой степени это результат того же низкого качества социальных коммуникаций с населением. Особенно это касается  коммуникационной тональности и стилистики ряда провластных телеграм-каналов.

В последнее время и в самой Системе критично мыслящие индивиды начинают задумываться, что культивируемая  властью «идиотизация» общества, когда каждый сам за себя, а политика – грязное дело, в итоге утащит на дно и саму Систему. С таким  аморфным одичавшим обществом проблематично говорить о развитии страны и ее внешней конкурентоспособности.

А тем временем многие «аполитичные идиоты», наряду с глухим недовольством, избирают новую тактику дискредитации равнодушной к их проблемам местной и региональной власти. Вдохновленные «прямыми линиями» президента, они массово забрасывают своими бытовыми жалобами федеральный центр, который, скрипя зубами, вынужден на этот вал как-то реагировать. Пока наверху не придумали ничего лучше, как добавить губернаторам негласный показатель эффективности, связанный с повышением качества социальных коммуникаций с населением. В переводе на русский, у какого губера  с территории меньше  жалоб идет в Москву и разрешается на месте, купируя очаги социальной напряженности, тот и пан, типа молодец.

Однако новое содержание таких социальных коммуникаций невозможно без равноправного взаимодействия с реальными местными лидерами общественного мнения, моральными авторитетами «на земле», несмотря на мизерное пока их количество. Для эффективности такого сотрудничества необходимы коммуникаторы более высокого профессионального уровня и со стороны власти. Принцип «я начальник, ты – дурак» здесь не прокатит.

Пора правящему классу, хотя бы в целях своего самосохранения, опуститься на землю, возрождать реальные демократические институты, с реальными выборами, реальную политическую и экономическую конкуренцию. Ну и для начала хотя бы поменьше врать, воровать и лицемерить, чтобы бабушки снова не укоряли. К юбилею Нижнего Новгорода был выдвинут хороший лозунг – «Быть, а не казаться». Быть, конечно, сложнее, чем казаться, окружив себя общественно-политическими и духовными симулякрами. Но бесконечно выезжать на лицемерной показухе не получится. Пока не поздно, необходимо возвращать людям человеческий облик, не только внешний, с материальным достатком, но и внутренний, с моральными принципами и чувством собственного достоинства. Не случайно те же древние греки определяли человека как «моральное животное». Если древние греки уже сложны для понимания, стоит в дополнение к рекомендованному президентом «Колобку» хотя бы перечитать детскую книжку «Баранкин, будь человеком!», написанную еще в 1961 году,  но как никогда актуальную.


Петр Авдентов

Комментарии
Хотите участвовать в обсуждении? Пожалуйста, пройдите процедуру регистрации
Последние комментарии
Из-под небес на землю
Кучерявый, 15:33, 18 октября 2021
Боевая, или «черная», пропаганда допускает любое искажение реальных фактов ради решения...
Алексей Фоменко: в преддверии открытия парка "Швейцария"
admin, 00:01, 14 октября 2021
Уважаемая Вера! Это - материал из раздела блогов, содержащий личное мнение автора. Я как редактор...
Вопрос о принудительном лечении Алексея Поднебесного будет решаться в суде
Ekaterina, 20:09, 12 октября 2021
Вот пусть там и «даёт очко на секс» по первому требованию .
Алексей Фоменко: в преддверии открытия парка "Швейцария"
VERA PROSVIRNINA, 12:17, 12 октября 2021
Уважаемая редакция сайта. Вы правда считаете для себя нормальным публиковать материалы, которые...
Следствие по делу бывших руководителей транспортной полиции затягивается
Николай, 07:55, 25 сентября 2021
Знаю полковника Епишина А. В. как добросовестного руководителя. Алексей Валерьевич очен сильный...
toup