03 декабря 2024, 17:49 Вторник

Интервью

Никита Nomerz: нужно бороться с проблемами, а не с теми, кто открыто говорит о них!

11:34, 29 апреля 2020

Уличное искусство одним из первых реагирует на изменение эмоционального, политического или иного фона в обществе. Когда-то знаменитый художник-графитчик Бэнкси прославился на весь мир благодаря своему уникальному «партизанскому» стилю остросоциальных трафаретных граффити, которые появлялись в самых разнообразных общественных местах. Коронавирусная пандемия внесла коррективы и в сообщество художников, убрав их с улиц, однако не заставила их не думать и не высказываться. Мы вместе с нижегородским художником Никитой Nomerz’ом обсуждаем его свежий социальный и политический проект «Режим повышенной готовности», который он анонсировал и показал в интернете – но при этом не сказал, где он находится.

По теме

Из авторского описания проекта «Режим повышенной готовности»:

«Этот проект о кризисе государства, рассмотренный через призму эпидемии. Используемые в работах образы и смыслы, которые сегодня регулярно встречаются в новостных сводках, не кажутся новыми, они не возникли с приходом беды в виде страшной болезни. Мы давно в самоизоляции от внешнего мира и изолируем неудобных нам людей. Мы соблюдаем социальную дистанцию, разделяя общество на разные группы, которые обладают неравным доступом к ресурсам материального и духовного блага. Мы много лет слушаем обращения государства, которое не хочет нас замечать, но хочет выстраивать систему тотального контроля и ограничений силовыми методами. Наше свободомыслие «фильтруется респиратором», а наш режим – это пребывание в постоянной повышенной готовности.

Для безопасности, адрес уличной экспозиции не будет афишироваться до окончания эпидемии. Кроме опубликованных фото и видео, для онлайн-презентации проекта доступны сферические панорамы, которые позволяют детально ознакомиться с работами.

Так оффлайн-искусство встраивается в происходящие реалии и вынужденно транслироваться через мониторы. Но это временно, после прекращения возможной угрозы вируса и снятия ограничений на уличные передвижения, будет организовано публичное открытие, на нем будут представлены дополнительные работы. Это станет хорошим поводом собраться вместе, а пока берегите себя и оставайтесь дома».

- Никита, тема режима повышенной готовности и самоизоляции неминуемо должна была проявиться в графических работах, но совершенно неожиданно в этом ключе высказался не какой-то никому не известный художник-«партизан», а именно ты. Как пришел к этой мысли и к тем образам, которые воплотил?

- Обычно мои работы далеки от социальных и политических тем, но они всегда про внутренние ощущения. Думаю, заметно, что в целом мои работы – о светлом и про гармонию. Но сейчас внутри накипело, и эти мрачные настроения и мысли выплеснулись в такой социальный проект. 

Я внимательно следил за развитием событий, связанных с вирусом, еще задолго до того, как эта беда в полной мере пришла в Россию. Конечно, это повлияло на меня, и поэтому за основу проекта были взяты образы и смыслы эпидемии. Однако, основная идея проекта – не про эпидемию, она транслирует кризис государства и социальные проблемы, которые, конечно, обострились в сложившейся ситуации. И они возникли не сейчас, а задолго до этого. Как художник я считаю правильным высказываться через призму своего искусства, транслировать свои мысли через художественные проекты. Так я и поступил.

- Ты пишешь, что для безопасности адрес уличной экспозиции не будет афишироваться до окончания эпидемии. Чью безопасность ты имеешь в виду? Свою или работ, которые могут попытаться закрасить?

- Я не афиширую адрес работ, чтобы не провоцировать людей на лишний и не столь важный выход на улицу. Многие интересуются расположением, чтобы сходить посмотреть, сделать фото. Но сейчас, конечно, лучше оставаться дома и переждать спад эпидемии. Когда все это закончится, я сделаю публичное оффлайн-открытие проекта, на котором планирую презентовать дополнительные работы.


- Расскажи, как рисовал? Сколько времени потратил? Помогал ли кто?

- На непосредственное создание уличных работ потребовалось около недели. Работал один, часто по вечерам. Основная часть идей формировались во время моей самоизоляции, которую я начал раньше, чем об этом заговорили на государственном уровне. Несколько идей появились во время процесса, очень вдохновила и сама локация. Это очень фактурный двор, который сильно повлиял на формирование и восприятие этой серии работ.

- Ты же не можешь не понимать «партизанскую» и протестную тематику своих работ! Рано или поздно их наверняка найдут и закрасят. Временность таких работ – изначальна. Ты готов к этому?

- Все уличные художники готовы к тому, что работы на улице в итоге исчезнут. Работы закрашивают, портят хулиганы, они со временем видоизменяются от природных условий. Обычно за этим интересно наблюдать. В Нижнем огромная часть уличного искусства появляется на руинах, у нас много заброшенных сооружений, которые становятся нашими «холстами». И чаще наши работы не закрашивают, а сносят. Думаю, что рано или поздно, это произойдет с этой серией работ. Не думаю, что кто-то специально придет их закрашивать.



- Современные технологии позволяют сегодня выполнить работу и, не раскрывая ее местонахождения, дать знать об этом многим людям через интернет. Значит ли это, что нелегальные «партизанские» течения в стрит-арте постепенно уходят с уличных видимых всем площадок в цифровое пространство? Многие художники признаются, что гораздо шире удается показать работы не на улице, а в интернете. Ты согласен?

- Большая часть уличного искусства всегда была спрятана во дворах и заброшенных локациях. Для многих там спокойнее работать и такие места обладают особой атмосферой, которой пропитываются работы и обретают дополнительную силу. В таких местах немного зрителей, но они найдутся даже в самом укромном месте. К тому же бывает и такое, когда ранее малоизвестное и не особо публичное место становится популярным после того, как там появляется уличное искусство.  Но, конечно, мы живем в эпоху интернета, и большая аудитория теперь там – это нужно учитывать. Не считаю это проблемой, это дополнительная возможность и площадка для высказываний.

- Ты известен как легальный художник, который старается не конфликтовать с властями. Ты организатор нижегородского фестиваля стрит-арта. Нет опасений, что такая работа каким-то образом вмешается в твоё легальное творчество и сможет ему навредить?

- Если посмотреть на мои проекты, то можно понять, что я стараюсь соблюдать равновесие между легальными работами, сделанными во время различных фестивалей, и «партизанским» стрит-артом. Хотя, я считаю, что в целом это ярлыки, и самое важное – делать искренние вещи. Свою нелегальную активность я стараюсь делать осмысленно и ответственно, я не занимаюсь вандализмом, а значит, не вижу причин, которые могут помешать мне заниматься организацией фестиваля. Что касается данного проекта, в нем транслируется наша реальность, думаю это очевидно для всех. И нужно бороться с этими проблемами, а не с теми, кто открыто говорит о них.


- При том, что твои работы говорят о возникшем в обществе напряжении, ты, тем не менее, сам строго соблюдаешь режим изоляции, правильно? Почему так? Разве не логичнее, что художник-«партизан», наоборот, будет рисовать вопреки запретам, находиться на улице?

- Я стараюсь соблюдать меры предосторожности и в целом сильно ограничил себя в плане выхода на улицу и контактов с людьми. Когда рисовал, я старался аккуратно действовать, общественным транспортом не пользовался и ходил до места работы пешком. Сама локация тоже не сильно людная. Сейчас вновь стараюсь лишний раз не выходить на улицу, планирую подготовить новые студийные работы. Всем советую, по возможности, ограничить себя и своих близких от передвижений. Оставайтесь дома! С одной стороны, сложилось непростая ситуация, с другой – это шанс в каком-то смысле отвлечься от своей повседневности. Для многих это возможность побыть с семьей, ведь работа занимала много время. Или отвлечься и, наоборот, побыть одному, разобраться в себе.


Роман Голотвин

Комментарии
Хотите участвовать в обсуждении? Пожалуйста, пройдите процедуру регистрации
О чем говорят
О ретротрамваях
19:40, 02 октября 2022
Последние комментарии
Блог редактора: попытка № 5 в «Школе 800»
David, 16:48, 24 апреля 2024
Сайт https://otsiv.ru помогает раскрутить ваши любые медиа по низкой стоимости и быстрое время...
Svetlana M., 14:32, 03 ноября 2023
Удалите, пожалуйста, предыдущие комментарии.
Svetlana M., 09:55, 03 ноября 2023
В аферах Сухановского. Дополнение к комментарию.
Svetlana M., 09:53, 03 ноября 2023
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как встретиться с Лазоревым Евгением Ивановичем? У меня есть...
Защитить градозащитницу?
FlacoLoco, 20:23, 31 июля 2023
Пустоглазые жаждут мести, они так устроены генетически, с рождения, но и градозащитнице надо...
Фото дня: дождь сорвал дорогостоящий праздник «Волжский сабантуй» в Автозаводском парке
Зиля, 12:08, 11 июля 2023
Многократно участвовала в делегациях разных сабантуев. С такой халатность столкнулась впервые...
toup