Новости Нижнего Новгорода. Люди, места, события. Использование материалов "Репортёр-НН" разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.

На посту областного министра культуры, а до этого – в должности директора департамента культуры Нижнего Новгорода Сергей Горин всегда был одним из самых интересных собеседников среди всех представителей нижегородской власти. Прежде всего потому, что разговор мог легко и непринужденно выйти за рамки профессиональных тем. Мало кому из чиновников удается сохранить такой уровень уважения к себе в профессиональных кругах даже после ухода с высоких должностей. Сейчас Сергей Горин, вполне возможно, на пороге нового этапа своей карьеры, но наш разговор – конечно, не о текущих, а о вечных ценностях.
– Сергей Александрович, накануне интервью вы спросили, о чем будем говорить, и я ответил, что точно не о политике, а начнем с определения, кто же такой «культурный человек». Я сознательно дал возможность подумать над этим вопросом, потому что сам не уверен в своей версии ответа. Итак, как вы считаете, меняется ли это понятие со временем?
– Не уверен.
– Хорошо, какие же критерии культуры в человеке можно считать вечными?
– Вечного ничего не бывает, но есть что-то постоянное на длительный срок, который может измеряться тысячелетиями. Например, мораль и нравственность меняются более существенно – скажем, в рабовладельческом строе считалось, что раб – это нормально, а сегодня это неприемлемо. Что касается культуры в человеке… Я сегодня задал этот вопрос нескольким людям. Кто-то начинал говорить об образовании, начитанности – но это же не культура! Человек может быть образован, но, к примеру, придерживаться расистских взглядов. Фашисты тоже были вполне образованными людьми! Вы поставили в тупик своим вопросом очень многих!
Я думаю, что культурный человек – это человек, любящий людей.
– Самое короткое определение, самое простое, но, пожалуй, правильное!
– Культурный человек любит людей, и всю свою деятельность направляет на то, чтобы людям было хорошо. А для успеха этой деятельности нужно быть и образованным, и здоровым, потому что больной не сделает столько полезного, сколько здоровый! Любишь людей – значит, стараешься не доставлять им неприятностей своим внешним видом, то есть культурный человек должен еще и следить за собой. Должна быть культура работы, культура общения, культура чтения, культура речи. Тут множество самых разных «культур», как говорил нам профессор Лев Александрович Зеленов в 70-х годах, когда мы из консерватории бегали к нему на лекции в строительный институт. Нас никто не заставлял, но это была культура познания, стремление заниматься самообразованием. А в основе этого всего – уважительное отношение, любовь к людям. К природе, к животным – то же самое! Тот, кто имеет в себе вот это свойство характера – любовь ко всему окружающему – и есть культурный человек.
– Сложно что-то возразить…
– Причем, когда я рассуждаю об этом, я понимаю, что я – продукт общества. А общество наше последние два тысячелетия формируется на аврамических религиях: иудаизм, ислам, христианство. И везде любовь к человеку – ключевое понятие, одна из главных заповедей.
– По вашим наблюдениям, добавилось ли что-то к портрету культурного человека за последнее время?
– Я думаю, нет. Меняются только условия, в которых мы живем. Сто лет назад еще лапти носили! Тридцать лет назад еще не знали, что такое интернет и сотовый телефон. А что будет к 2035 году, на который нацелена стратегия нашей области? Точно никто не скажет, мы можем только предполагать и стараться быстро реагировать на всё новое.
– Вы упомянули, что много сейчас общаетесь с людьми. Больше стало вот такого общения на простом человеческом уровне на нынешнем этапе вашей жизни?
– У меня такое ощущение, что я никогда не переставал общаться с людьми! Даже когда была полная загрузка в министерстве – даже это можно было назвать «загрузкой общением». Когда ты занят работой, от которой зависит судьба многих людей, ты не можешь быть замкнутым. Ты должен быть открытым и доступным.
– Сегодняшний конкурс на должность министра культуры тоже можно считать своего рода квинтэссенцией принципов открытости и доступности. Почему, на ваш взгляд, начали именно с этой должности? В правительстве было достаточно министерских вакансий, но именно министра культуры было решено выбирать вот таким образом – несколько непривычным, но уже оцененным даже на федеральном уровне?
– Не могу сказать, почему была выбрана именно должность министра культуры, но отчетливо вижу, что в обществе в целом происходит разворот в сторону культуры. И во власти, и в обществе происходит осознание, что культура – это важнейшая часть нашей жизни. Если не самая важная.
Защита презентаций претендентами на пост министра
В той же Стратегии развития области записано в качестве одной из главных задач: сделать Нижегородскую область центром культурных инициатив. Или, например, на презентациях кандидатов [на пост министра культуры] один молодой человек абсолютно верно сказал: главная задача – воспитание всесторонне развитой личности. Не библиотеку открыть или театр, не праздник провести – личность воспитать! Библиотеки и театры – лишь инструменты.
– Я недавно общался с экономистом, профессором Василием Козловым, у которого гораздо более широкий взгляд на функции министерства культуры. Он тоже рекомендует уходить от этого утилитарного представления о работе министерства. Для него культура – главный драйвер перемен в обществе, включая экономические успехи. Соответственно, министерство культуры – это прежде всего министерство развития региона. Сюда же входят и корпоративная культура, и культура доверия людей представителям власти…
– Василий Дорофеевич – большой умница! Давайте посмотрим еще советские словари, определение культуры. «Культура – это состояние общества». И это состояние мы должны формировать. И всю деятельность нашу – экономическую, политическую – направлять на формирование общества. Посмотрите за окно! – улица, состояние фасадов домов – это всё культура. Всё зависит от того, что заложено у нас в сознании. Я думаю, мы все видим, глядя вокруг, что сознание у нас сформировано пока не лучшим образом, но в то же время мы понимаем, что и наше поколение, и новые, только рождающиеся, должны двигаться дальше в этом формировании. Потому что культура в конечном счете двигает всё – в этом Василий Дорофеевич абсолютно прав!
– Есть такое канцелярское слово из современного лексикона – «компетенции». Достаточно ли, на ваш взгляд, компетенций у нынешних работников министерства культуры, чтобы понимать важность вот этой задачи?
– Вы знаете… Недавно у меня была травма, я лежал и читал Гумилева, «От Руси к России». Он пишет о пассионариях и пассионарности. Пассионарии всегда двигали страну вперед, и я думаю, сейчас и наступает время, когда они должны уже появиться. И определить этот вектор на формирование сознания прежде всего. На формирование доброго отношения к людям, к окружающему миру. Это залог успеха, из которого вытечет всё остальное.
– Есть «радикалисты», которые считают, что такая громоздкая структура, как министерство культуры, и вовсе не нужна. Давайте отдадим всё пассионариям, пусть двигают этот стихийный процесс! – так они рассуждают.
– Процесс ни в коем случае не стихийный. Я вам так скажу: воспитание никогда не бывает добровольным.
– Да, многие гении признавались, что им было непросто на первых порах…
– Самый простой пример из жизни: ребенок идет в школу. Спросите шестилеток, семилеток – 99% мечтают пойти в школу! Но проходит неделя-две – сколько процентов желающих остается? А родители осознают, что учиться необходимо, объясняют детям. Государство осознает это, издает законы, обязывающие учить детей. То есть принцип добровольности в восприятии основ культуры уже нарушен.
Я слышал мнения людей, о которых вы упомянули. Эти люди приводят в пример иностранный опыт, где якобы нет никаких властных институтов, занимающихся культурой. Но на Западе тоже есть министерства культуры! В Вене, образцово культурном городе, есть департамент культуры. Без этой структуры невозможно!
– А похожи ли сферы каждодневных обязанностей работников наших министерств культуры и аналогичных зарубежных институтов?
– Конечно. И там, и здесь через эти инструменты осуществляется проведение государственной политики. Хаотично ничто не может развиваться! Говорят вот: «Рынок – это хаос». Конечно, нет! Современный капиталист очень многое взял из социалистической, плановой модели управления. Это элементарно: любой человек, получая зарплату, планирует, на что он ее потратит: «Вот это я могу себе позволить, а вот это – не могу!»
– Площадкой самых жарких дискуссий на все эти темы сегодня стали соцсети. Я знаю, что вы давно уже присутствуете в соцсетях, но никогда не видел вас среди участников этих обсуждений. Что для вас социальные сети?
– Александр, я очень люблю беседы глаза в глаза. Здесь вы видите мою мимику, интонации, с которыми я произношу определенные слова. Даже во фразе «я тебя люблю» очень многое зависит от интонации и перестановки слов. Когда разговариваешь – проще друг друга понимать.
– Я знаю множество примеров, когда люди ссорились, только потому что неправильно прочитали написанное…
– Конечно! Просто в голове у них прозвучала не та интонация – и получилась ссора!
Мне действительно интересно, что пишут люди, я и мнение свое высказываю: лайкаю или не лайкаю! Ко многим в этом сообществе я отношусь с большим уважением...
– …но вы всё же сторонний наблюдатель.
– Да, сторонний. Но я же реагирую на то, что высказывают люди, даже не вступая с ними в дискуссии! Просто перевариваю всё в голове. Если критикуют меня – обдумываю, правильно я поступаю или нет, и как мне изменить свое поведение. Чем больше я имею информации, тем правильнее принимаю решения.
– Вы уже говорили о постепенном развороте общества к культуре. А как, на ваш взгляд, это проявляется в работе региональных, городских депутатов? Очевидно же, что культура сегодня – не на первом месте в списке приоритетных тем, которые обсуждаются в залах местных парламентов.
– Вы знаете, я не могу судить об их взглядах на культуру, поскольку я с ними не беседовал. Но и по их законотворчеству тоже сложно судить об отношении к культуре, поскольку жизнь сама ставит задачи, когда в первую очередь нужно заниматься нормативными актами из других сфер. Но мне кажется, в основе разворот к правильному пониманию всё же идет. Возможно, медленно – но идет!
Сегодня люди воспитываются на образцах популярной культуры, и законодатели – не исключение. То, что мы читаем сегодня – это чаще всего «мыло». Но когда после этого чтива вдруг возьмешь Гоголя, Пушкина, Некрасова, Чехова, Достоевского – там же совершенно другой язык! Паустовский – Боже мой, какой красивый у него язык! Как это интересно, богато! То же самое и в музыке. Мы обогащаемся духовно, только когда воспитываемся на сложных, творчески интересных образцах.
– Вот, к слову, о музыке. Вы так давно на муниципальной и госслужбе, что многие забыли о вашем консерваторском образовании. Что для вас музыка сегодня? Удается вообще находить на нее время?
– Я двадцать лет не брал в руки инструмент. К дирижерскому пульту последний раз вставал осенью прошлого года. Для меня музыка, как и для многих других людей – не столько отдых, сколько приведение мозга в сознание. Как и литература. Бывает, начитаешься, наслушаешься какого-то мусора – хочется после этого этого чего-то красивого. Я вам так скажу: для приведения в порядок собственной психики, мыслительной деятельности нет ничего лучше музыки и хорошей литературы!
Александр Пичугин