Новости Нижнего Новгорода. Люди, места, события. Использование материалов "Репортёр-НН" разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.
Накануне Михаил Теодорович впервые публично высказался по поводу претензий ФАС к горадминистрации, и поводом стало фраза пресс-секретаря мэрии Бэлы Рубинштейн о том, что документы на конкурс готовились «при активной консультационной поддержке регионального УФАС». Из этих слов получается, что местные антимонопольщики условия конкурса одобряли, а федеральные конкурс отменили. Конечно, Михаил Леонидович обязан был объясниться! Внешне его аргументы звучали, вроде бы, убедительно («кто-то в мэрии допустил техническую ошибку!»). Но это только если не знать предысторию.
Десять лет молчания
Начать нужно с того, что с конца 2000-х сфера школьного питания представляла собой теплый «междусобойчик», когда школы города кулуарно делились между двумя организациями, и за каждой стоял депутат городской думы. И все об этом знали! Знал, конечно, и Теодорович – и на вчерашнем брифинге даже не стал этого скрывать:
– До начала этого года вся эта история вообще существовала вне правового поля. Не было никаких правовых актов, которые регулировали бы этот процесс, – были прямые договора.
Михаил Теодорович. Фото "Столицы Нижний" (stnmedia.ru)
Закономерный вопрос: почему УФАС молчал по этому поводу десять долгих лет? Молчал и сам Теодорович, хотя «освоение» родительских денег без всяких конкурсов должно было уже давно стать предметом его пристального внимания. Но не стало – ни в конце 2000-х, ни в начале, ни в середине 2010-х.
Конечно, руководитель УФАС может объяснить свою способность «приподзакрыть глаза» на вопиющие нарушения тем, что никто за все эти годы ни разу не пожаловался в антимонопольные органы. Но почему же об этих нарушениях узнал ФАС России? Именно из Москвы в Нижний Новгород пришло поручение разобраться, после которого местное УФАС наконец зашевелилось.
Фото fas.gov.ru
УФАС и Лазарев
Приказ прямого руководства – штука серьезная, и всё же особой прыти руководитель УФАС не проявил. Но тут – спустя три месяца после директивы из Москвы – свое собственное обращение в УФАС с требованием дать оценку бесконкурсной схеме школьного питания направил депутат городской думы Нижнего Евгений Лазарев. Нашей редакции особенно приятно, что поводом для заявления стала статья «Репортёра-НН» «Питательный бизнес». Но это сегодня Михаил Теодорович благодарит Лазарева за активную гражданскую позицию, а прошлой зимой от обращений депутата пытались всячески откреститься.
Перво-наперво депутат обратился именно в головной офис ФАС, поскольку не верил в беспристрастность регионального руководителя. В 2017 году депутаты гордумы (в том числе и связанные с «питательным бизнесом») проголосовали за награждение Теодоровича званием «Почетный гражданин Нижнего Новгорода», и это, по мнению Лазарева, можно считать скрытой формой взятки.
– Мы сразу написали заявление в Федеральную антимонопольную службу, в Москву, где указали, что у нас руководитель областного управления – почетный гражданин города, получает сто тысяч рублей из бюджета Нижнего Новгорода ежегодно. Поэтому мы хотели, чтобы рассмотрение этого вопроса состоялось не в Нижнем Новгороде, а в Москве, – объяснял Евгений Лазарев в очередной публикации «Репортёра-НН» на эту тему.
Но ФАСу тогда это разбирательство показалось неинтересным, и жалобы были спущены в ведомство Теодоровича. И тут началось откровенное затягивание решения, словно бы глава УФАС ждал чьей-то отмашки.
– Все интересующиеся люди уже поставили свой диагноз. Разбираться здесь, по большому счету, не с чем. Нарушаются и федеральные законы, и местное постановление думы. Вещи-то всё очевидные, проще решения и не может быть! – недоумевал Евгений Лазарев.
И только в середине мая 2018 года УФАС направило в мэрию требование устранить нарушение и проводить отбор организаторов питания по конкурсу. К этому времени администрация города уже и сама вела активные консультации по этой теме – в том числе и с горожанами на открытых встречах Владимира Панова.
Вовремя переобуться…
В итоге летом из трех возможных вариантов дальнейшей работы по школьному питанию был выбран вариант с единым городским организатором, для всех школ города. Одновременно было заявлено, что главное предприятие этой сферы – МП «ЕЦМЗ» – будет в ближайшее время акционировано, а в совет директоров войдут родители школьников.
Конечно, многие эксперты в сфере госзакупок сразу заметили, что мэрия считала бы наилучшим вариантом победу в предстоящем конкурсе именно муниципального предприятия «ЕЦМЗ» – но уже с новым руководством, новыми поставщиками, реструктурированным управлением. По всей видимости, в городской администрации просто опасались отдавать этот рынок недостаточно крупным или недостаточно проверенным организациям, поскольку в конечном итоге речь идет о здоровье детей. Эти доводы можно принимать, можно не принимать. Но самое интересное – Михаил Теодорович тоже был знаком с ними, еще на стадии формирования постановления мэрии о конкурсе.
– Подготовка документов по постановлению № 1848 велась при активной консультационной поддержке регионального УФАС. Кроме того, пакет документов по конкурсным процедурам был отправлен для правовой и антикоррупционной оценки в городскую прокуратуру. Все замечания обоих органов были учтены, – сообщила пресс-секретарь мэра Бэла Рубинштейн.
В этом официальном сообщении не полностью раскрыт масштаб подготовительной работы. По информации «Репортера-НН», консультации по этой теме велись даже на уровне полпредства. И Михаил Теодорович лично принимал участие в межведомственных совещаниях – хотя сейчас он предпочитает говорить прежде всего об обмене документами с мэрией.
– Если это можно назвать консультационной поддержкой, то, видимо, у этого значения есть какие-то особенные смыслы, нам неведомые, – говорит Теодорович.
И всё же глава УФАС подтверждает, что сотрудники антимонопольного ведомства «неоднократно встречались» с представителями мэрии для обсуждения этой темы. Переводим на более понятный язык: именно руководитель УФАС лично снимал многие вопросы по поводу правомерности тех или иных формулировок в конкурсной документации.
Пакет конкурсных документов шлифовался довольно долго. К моменту выхода на процедуру конкурсного отбора в мэрии были полностью уверены в ее легитимности. Никаких публичных предостережений от УФАСа на этом этапе не прозвучало, хотя господин Теодорович – человек красноречивый, умеющий привлечь внимание к своим словам. Стоило лишь собрать один брифинг и крикнуть в духе Гендальфа Серого: «Остановитесь, безумцы!» – и дальнейший ход событий мог бы быть совсем другим.
Но в итоге мы дождались совсем другой риторики - «А мы предупреждали!» - причем уже после отмены результатов конкурса Москвой.
Команда «ФАС», но не с первой попытки
Примечательно, что и Федеральная антимонопольная служба поначалу никак не отреагировала на обращение того, кто считал конкурс по школьному питанию «заточенным» конкретно под ЕЦМЗ. Речь, конечно, о частом герое публикаций «Репортёра-НН», активисте Александре Кулакове, который первым пытался оспорить конкурс, направив жалобы как в региональное УФАС, так и в ФАС России в Москве. Кулаков считал, что конкурс должен был проводиться по 44-му Федеральному закону, а не по 223-ФЗ. Жалобу в Москве оставили без внимания, как до этого проигнорировали и в региональном УФАС. При этом по другим госзакупкам, включающим интересы крупнейших госкорпораций и ведомств, у Кулакова множество побед на десятки миллиардов рублей, так что считать, что от него просто отмахнулись, нельзя. Видимо, до определенного момента в ФАС действительно не видели причины «возбуждаться».
Но затем вдруг появляется обращение некой частной фирмы «Грин рум» с теми же формулировками, что и у Кулакова – и ФАС принимает решение аннулировать конкурс. В чем причина столь резкой смены настроений? Чьи интересы представляет «Грин рум»? Вопросы, на которые мы вряд ли получим искренние ответы.
Конец операции
Теперь впереди суд, который в полной мере продемонстрирует, что у антимонопольщиков и мэрии Нижнего всё-таки принципиально разный подход к организации школьного питания. И лишний раз это подтвердил Михаил Теодорович, заявив на брифинге, что конкурентные торги (по 44-ФЗ) способны снизить стоимость закупки в среднем на 10%. При этом в мэрии изначально говорили, что не стремятся сэкономить на детском питании, предпочитая работать над повышением качества.
Казалось бы, почему не сэкономить? Но оборотная сторона российской системы госзакупок известна давно: побеждает тот, кто соглашается на наименьшую цену, а вот что будет предложено за эти деньги – уже лотерея. Плохо, когда эта лотерея влияет на сроки и качество, скажем, строительных работ, но в случае с расходами на детей лотерея должна быть исключена в принципе.
Михаил Теодорович с его багажом знаний в сфере госзакупок это, конечно, понимает. Но сейчас он в очень непростом положении, когда приходится рисковать. Рушится годами выстроенная система «работы под прикрытием». Ему всегда удавалось проявлять чудеса дипломатичности, сохраняя имидж борца с нарушениями и при этом оставаясь со всеми в теплых (иногда даже слишком теплых) отношениях. Это получалось, когда рынком школьного питания беспрепятственно рулили депутаты-бизнесмены, а УФАС делало вид, что всё в порядке. Чуть хуже пошли дела, когда стало ясно, что сохранить старую схему «питательного бизнеса» не получится – но и тогда УФАС отреагировало максимально мягким предписанием, никого конкретно не обвиняя. Казалось бы, и сегодня Теодорович привычно призывает «жить дружно» и не доводить дело до суда... Но не сработает – ситуация уже слишком черно-белая.
Александр Пичугин