29 октября 2020, 11:18 Четверг
Нижний Новгород, +5

Аналитика

Нацпроекты: как сказку сделать былью

12:52, 05 декабря 2019

Исполнение нацпроектов в российских регионах – изначально вопрос политический. Сами по себе детсады, больницы, ухоженные дворы и дороги, конечно, нужны, но истинная цель всей программы – снизить социальное напряжение в обществе и повысить его лояльность действующей власти. Когда стало ясно, что вложенные деньги практически нигде в стране не обеспечивают соблюдение сроков, федеральным центром был инициирован «разбор полетов». Но многие путают этот процесс с банальным поиском виноватых. Например, в Нижнем Новгороде «антипановское интернет-подполье» буквально считает дни до отчета мэра перед депутатами гордумы, видимо, рассчитывая, что «нацпроектный вопрос» поможет исполнить давние мечты противников действующей городской власти об отставке главы Нижнего Новгорода. Но какую бы оценку ни поставили депутаты сотрудникам горадминистрации и лично мэру, гораздо важнее понять, что же нужно менять в системе исполнения нацпроектов – отдельные детали или весь принцип работы.

По теме

Примета времени: если раньше власть в Нижнем ругали за то, что «ничего не делается», то теперь критикуют за то, что власть делает, но не так и не в срок. При этом именно действующая городская команда сознательно взяла на себя повышенные обязательства – прежде всего по самой трудновыполнимой программе строительства соцобъектов. Администрация Владимира Панова хорошо зарекомендовала себя в исполнении нацпроектов 2018 года, своевременно разработала проектно-сметную документацию – и в нынешнем году получила в разы большее количество строящихся объектов.

– Если в 2017 году город строил только три социальных объекта, а в 2018-м – шесть, то сейчас благодаря национальным проектам в городе строится уже 15 социальных объектов: две школы, четыре садика и девять пристроев к уже существующим дошкольным учреждениям, – это статистика от самого Владимира Панова.

Год подходит к концу – и очевидно, что не по всем направлениям реализации нацпроектов получается стопроцентный результат. Но то, что обиженные судьбою критики считают концом карьеры градоначальника, эксперты называют лишь отправной точкой в работе над ошибками.

– Да, я не исключаю, что отдельные муниципальные служащие, которые заняты проектами, могли бы работать более качественно, но я не думаю, что это основная проблема. Мы сейчас не ищем виноватых, мы смотрим, как устранить эти проблемы в будущем, – рассказал «Репортеру-НН» глава регионального исполкома «Народного фронта» в Нижегородской области Алексей Алехин.

Ничуть не умаляя способностей активистов ОНФ докопаться до сути проблем, нашей редакции хотелось бы напомнить, что эта суть давно визуализирована в виде простой и понятной схемы. Более того, схема эта хорошо известна всем, кто хоть раз имел дело с заказами и их исполнением. Вот она:

И это будет единственная картинка в сегодняшнем тексте. Ни красот благоустройства, ни ужасов недостроя – всё это лишь отвлекает от сути проблемы. 

А суть вот в чем. «Дешево, быстро и качественно!» – этот лозунг подходит разве что придорожному кафе. По факту это недостижимый идеал – но именно к нему подталкивает региональные и муниципальные власти федеральный центр!

Главное требование, которое транслирует Москва – соблюдение сроков. Иными словами, сделать всё нужно быстро – это левый кружочек нашей схемы. При этом, разумеется, никто никогда не подпишется под требованием исполнить нацпроекты «абы как», «тяп-ляп» – напротив, заявляется о необходимости качественной работы. «Быстро и качественно» – это вполне возможный вариант, но только если не жалеть денег.

И вот тут на пути исполнителей встает Федеральный закон №44 о контрактной системе в сфере госзакупок. Ключевой показатель в определении победителей по госконтрактам – наименьшая цена, которую предлагает потенциальный подрядчик. А потом выясняется, что у победителя нет ни ресурсов, ни опыта, ни должной квалификации. Так случилось, например, в парке «Дубки», где вторая очередь благоустройства была растянута по срокам из-за необходимости срочно менять исполнителя работ. Те же проблемы есть и на строительстве практически всех детсадов.  

Профессор, доктор экономических наук Василий Козлов, описывая отличие нашего контрактного законодательства от мирового опыта, говорит о двух крайностях ФЗ №44: либо сознательной подгонке госзаказа под конкретного исполнителя – либо полной неопределенности с результатами исполнения контракта, если устраивать конкурентные конкурсы.

– Наш изъян – не совсем четко прописанные правила, что становится источником как сознательных злоупотреблений, о чем мы с вами много раз уже слышали, так и ошибок, которые не страхуют от недобросовестных победителей. Поэтому когда появляется руководство с честными намерениями, то оно оказывается заложником вот этих ошибочных правил, и, по сути, происходит манипуляция, когда жуликоватые подрядчики начинают пользоваться этими изъянами, - говорит Василий Козлов.

По мнению нашего собесденика, необходима независимая экспертиза условий допуска подрядчиков к исполнению госзаказов, чтобы еще на стадии условий отсеять жуликов. К слову, с исполнением нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в Нижнем особых проблем не возникло (асфальт уложен на 100%) именно по причине жестко прописанных условий допуска на этот рынок. Дорожники сформировали крепкое лобби – сегодня уже почти ни у кого не возникает желания оспаривать обоснованность дороговизны российских дорог.

Но эти экспертные ограничения сложно считать независимыми – они сформированы внутри самого сообщества дорожников. Может ли подлинно независимая экспертиза нацпроектов помочь их реализации? Да, но только если не гнаться во что бы то ни стало за сроками.

Возьмем, к примеру, программу благоустройства дворов и общественных территорий в Нижнем в рамках госпрограммы «Формирование комфортной городской среды» («ФКГС»). Здесь к концу года, несмотря на многочисленные срывы сроков, всё относительно благополучно: благоустроены 162 двора (вместо 138 по плану) и 14 из 16-ти общественных пространств. Практически по всем крупным объектам городская власть советовалась с местными жителями, и это привело к примерам очень удачной трансформации общественных пространств. Например, эксперты высоко оценили игровую площадку на ул. Сурикова, памп-трек в Канавинском сквере, благоустройство «садика Пушкина».

– Вообще, программа формирования комфортной городской среды – один из тех проектов, которые надо использовать максимально. Работать нужно вместе: городским властям, жителям, экологам. Уже понятно: чем больше активистов собирается вокруг зеленой территории, тем лучше удается ее сделать, - уверен эколог Асхат Каюмов.

Но есть и оборотная сторона общественной экспертизы – фатальное несовпадение мнений. У всех до сих пор на слуху конфликт эстетических взглядов на благоустройство сквера им. 1905 года, которое в итоге растянулось на два года. Запланированное на этот год благоустройство парка им. Кулибина и вовсе отложено – придумать проект, который устраивал бы всех, не вышло.

Итог: общественники, безусловно, помогают сделать городские пространства более качественными и при этом не требуют денег за свои рекомендации. То есть составляющие «дешево» и «качественно» собраны воедино, но зачастую в ущерб главной составляющей – «быстро». Как говорится, смотри схему выше.

Именно поэтому эксперты «Народного фронта», определив главные проблемы невыполнения планов по нацпроектам, предлагают изменения уже на нынешнем этапе, ради экономии времени.

– Мы уже сейчас хотели бы изучить технические задания на строительство на следующий год, - говорит лидер ОНФ в Нижегородской области Алексей Алехин. – Речь о социальных объектах в рамках нацпроектов. Нужно, чтобы подключились общественники, активисты, причем не только обеспокоенные люди, но и те, кто действительно разбирается в обсуждаемых проектах. Все они должны посмотреть и дать свои комментарии – не в укор кому-то, а исключительно в конструктивных целях. Второй момент: экспертам и активистам необходимо пообщаться с ресурсоснабжающими организациями. Они тоже не всегда быстро отрабатывают те задачи, которые есть у них по строительству объектов. Можно вспомнить теплотрассу [на территории будущего детсада], которую «Теплоэнерго» не могла перенести несколько месяцев («Репортёр-НН» рассказывал об этой ситуации – прим. РНН) – явно это не добавляет оперативности!

Нюансы техзаданий – это лишь одна из составляющих, повлиявших на сроки выполнения нацпроектов. Этих переменных заметно больше, и их детальный анализ еще впереди.

– Сейчас для того, чтобы «кошмарить муниципалитеты» за срыв национальных проектов, нет достаточных экономических обоснований. Для этого нужен серьезный сравнительный анализ, – говорит политолог, руководитель нижегородского филиала ФоРГО Евгений Семенов. – Нужно сравнивать с тем, как протекали такие же процессы пять, десять лет назад, то есть смотреть в хронологии. С другой стороны, нужно использовать и географический подход, чтобы понимать, как мы выглядим на фоне Москвы, заваленной бюджетными и внебюджетными средствами, на фоне условного Ульяновска. Экономический анализ отсутствует, поэтому подходить объективно к этому сейчас невозможно.

Но Евгений Семенов соглашается, что у нацпроектов есть и политическая функция. То, как в Нижнем эту тему использует в своих целях "антипановское подполье", это лишь подтверждает.

– Национальные проекты, на мой взгляд, были призваны в какой-то мере компенсировать те депрессивные настроения, которые возникли в обществе в 2018 – 2019 году, после реализации ряда непопулярных реформ, после того, как общество не получило ответа на свои политические запросы, – говорит Семенов. – То есть нацпроекты должны были выполнить свою политическую миссию – но этого явно не случилось. Следовательно, есть потребность как-то простимулировать этот компенсационный эффект от нацпроектов. Как это можно сделать? – нужно дифференцировать настроения общества. И лучше, если общее недоверие к власти будет канализировано в направлении муниципальной власти. Муниципальная власть – прекрасный объект, чтобы сделать ее ответственной за отсутствующий политический эффект нацпроектов. Но это не притянутый за уши, не искусственный инструмент – именно муниципальная власть непосредственно взаимодействует с населением. Ближе к населению власти нет!

Что касается прогнозов по поводу реакции городской думы Нижнего Новгорода на доклад мэра Владимира Панова, то Евгений Семенов категорично отказывает депутатам в самостоятельности решения. Проголосуют так, как сформирован политический заказ, говорит политолог.


Александр Пичугин

Комментарии
Хотите участвовать в обсуждении? Пожалуйста, пройдите процедуру регистрации
Последние комментарии
Платный центр города: вопросы без ответов
Макс, 15:35, 23 октября 2020
Никитина в отставку!
Платный центр города: вопросы без ответов
melis13, 13:06, 22 октября 2020
Видимо недостаточно еще у народа забрали. Мало того, что на всех заводах вдруг появились "хозяева"...
Скотомогильник соседствует с детским садом в Богородском районе
Ol_, 14:49, 02 октября 2020
Да, конечно жители свалку у своих коттеджей знатную сделали и про детский сад и своих детей ни разу...
Блог редактора: Разгромная рецензия на постановку
Евгений Морозов, 16:30, 14 сентября 2020
Назвать это постановкой ,значит оскорбить театралов.Это ставшее обычным -издевательство!Первый...
Стало известно, когда достроят девять домов в ЖК «Новинки Smart City»
Фёкла, 11:00, 06 сентября 2020
Сколько можно с помощью СМИ дурачить людей.Ничего не сдаётся, сроки постоянно переносятся, с...
И еще раз о мусоре...
kolobok, 01:14, 09 августа 2020
Интересно знать, если прилегающая муниципальная площадка накопления ТКО постоянно переполняется...
toup