Новости Нижнего Новгорода. Люди, места, события. Использование материалов "Репортёр-НН" разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.
Примета времени: если раньше власть в Нижнем ругали за то, что «ничего не делается», то теперь критикуют за то, что власть делает, но не так и не в срок. При этом именно действующая городская команда сознательно взяла на себя повышенные обязательства – прежде всего по самой трудновыполнимой программе строительства соцобъектов. Администрация Владимира Панова хорошо зарекомендовала себя в исполнении нацпроектов 2018 года, своевременно разработала проектно-сметную документацию – и в нынешнем году получила в разы большее количество строящихся объектов.
– Если в 2017 году город строил только три социальных объекта, а в 2018-м – шесть, то сейчас благодаря национальным проектам в городе строится уже 15 социальных объектов: две школы, четыре садика и девять пристроев к уже существующим дошкольным учреждениям, – это статистика от самого Владимира Панова.
Год подходит к концу – и очевидно, что не по всем направлениям реализации нацпроектов получается стопроцентный результат. Но то, что обиженные судьбою критики считают концом карьеры градоначальника, эксперты называют лишь отправной точкой в работе над ошибками.
– Да, я не исключаю, что отдельные муниципальные служащие, которые заняты проектами, могли бы работать более качественно, но я не думаю, что это основная проблема. Мы сейчас не ищем виноватых, мы смотрим, как устранить эти проблемы в будущем, – рассказал «Репортеру-НН» глава регионального исполкома «Народного фронта» в Нижегородской области Алексей Алехин.
Ничуть не умаляя способностей активистов ОНФ докопаться до сути проблем, нашей редакции хотелось бы напомнить, что эта суть давно визуализирована в виде простой и понятной схемы. Более того, схема эта хорошо известна всем, кто хоть раз имел дело с заказами и их исполнением. Вот она:
И это будет единственная картинка в сегодняшнем тексте. Ни красот благоустройства, ни ужасов недостроя – всё это лишь отвлекает от сути проблемы.
А суть вот в чем. «Дешево, быстро и качественно!» – этот лозунг подходит разве что придорожному кафе. По факту это недостижимый идеал – но именно к нему подталкивает региональные и муниципальные власти федеральный центр!
Главное требование, которое транслирует Москва – соблюдение сроков. Иными словами, сделать всё нужно быстро – это левый кружочек нашей схемы. При этом, разумеется, никто никогда не подпишется под требованием исполнить нацпроекты «абы как», «тяп-ляп» – напротив, заявляется о необходимости качественной работы. «Быстро и качественно» – это вполне возможный вариант, но только если не жалеть денег.
И вот тут на пути исполнителей встает Федеральный закон №44 о контрактной системе в сфере госзакупок. Ключевой показатель в определении победителей по госконтрактам – наименьшая цена, которую предлагает потенциальный подрядчик. А потом выясняется, что у победителя нет ни ресурсов, ни опыта, ни должной квалификации. Так случилось, например, в парке «Дубки», где вторая очередь благоустройства была растянута по срокам из-за необходимости срочно менять исполнителя работ. Те же проблемы есть и на строительстве практически всех детсадов.
Профессор, доктор экономических наук Василий Козлов, описывая отличие нашего контрактного законодательства от мирового опыта, говорит о двух крайностях ФЗ №44: либо сознательной подгонке госзаказа под конкретного исполнителя – либо полной неопределенности с результатами исполнения контракта, если устраивать конкурентные конкурсы.
– Наш изъян – не совсем четко прописанные правила, что становится источником как сознательных злоупотреблений, о чем мы с вами много раз уже слышали, так и ошибок, которые не страхуют от недобросовестных победителей. Поэтому когда появляется руководство с честными намерениями, то оно оказывается заложником вот этих ошибочных правил, и, по сути, происходит манипуляция, когда жуликоватые подрядчики начинают пользоваться этими изъянами, - говорит Василий Козлов.
По мнению нашего собесденика, необходима независимая экспертиза условий допуска подрядчиков к исполнению госзаказов, чтобы еще на стадии условий отсеять жуликов. К слову, с исполнением нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» в Нижнем особых проблем не возникло (асфальт уложен на 100%) именно по причине жестко прописанных условий допуска на этот рынок. Дорожники сформировали крепкое лобби – сегодня уже почти ни у кого не возникает желания оспаривать обоснованность дороговизны российских дорог.
Но эти экспертные ограничения сложно считать независимыми – они сформированы внутри самого сообщества дорожников. Может ли подлинно независимая экспертиза нацпроектов помочь их реализации? Да, но только если не гнаться во что бы то ни стало за сроками.
Возьмем, к примеру, программу благоустройства дворов и общественных территорий в Нижнем в рамках госпрограммы «Формирование комфортной городской среды» («ФКГС»). Здесь к концу года, несмотря на многочисленные срывы сроков, всё относительно благополучно: благоустроены 162 двора (вместо 138 по плану) и 14 из 16-ти общественных пространств. Практически по всем крупным объектам городская власть советовалась с местными жителями, и это привело к примерам очень удачной трансформации общественных пространств. Например, эксперты высоко оценили игровую площадку на ул. Сурикова, памп-трек в Канавинском сквере, благоустройство «садика Пушкина».
– Вообще, программа формирования комфортной городской среды – один из тех проектов, которые надо использовать максимально. Работать нужно вместе: городским властям, жителям, экологам. Уже понятно: чем больше активистов собирается вокруг зеленой территории, тем лучше удается ее сделать, - уверен эколог Асхат Каюмов.
Но есть и оборотная сторона общественной экспертизы – фатальное несовпадение мнений. У всех до сих пор на слуху конфликт эстетических взглядов на благоустройство сквера им. 1905 года, которое в итоге растянулось на два года. Запланированное на этот год благоустройство парка им. Кулибина и вовсе отложено – придумать проект, который устраивал бы всех, не вышло.
Итог: общественники, безусловно, помогают сделать городские пространства более качественными и при этом не требуют денег за свои рекомендации. То есть составляющие «дешево» и «качественно» собраны воедино, но зачастую в ущерб главной составляющей – «быстро». Как говорится, смотри схему выше.
Именно поэтому эксперты «Народного фронта», определив главные проблемы невыполнения планов по нацпроектам, предлагают изменения уже на нынешнем этапе, ради экономии времени.
– Мы уже сейчас хотели бы изучить технические задания на строительство на следующий год, - говорит лидер ОНФ в Нижегородской области Алексей Алехин. – Речь о социальных объектах в рамках нацпроектов. Нужно, чтобы подключились общественники, активисты, причем не только обеспокоенные люди, но и те, кто действительно разбирается в обсуждаемых проектах. Все они должны посмотреть и дать свои комментарии – не в укор кому-то, а исключительно в конструктивных целях. Второй момент: экспертам и активистам необходимо пообщаться с ресурсоснабжающими организациями. Они тоже не всегда быстро отрабатывают те задачи, которые есть у них по строительству объектов. Можно вспомнить теплотрассу [на территории будущего детсада], которую «Теплоэнерго» не могла перенести несколько месяцев («Репортёр-НН» рассказывал об этой ситуации – прим. РНН) – явно это не добавляет оперативности!
Нюансы техзаданий – это лишь одна из составляющих, повлиявших на сроки выполнения нацпроектов. Этих переменных заметно больше, и их детальный анализ еще впереди.
– Сейчас для того, чтобы «кошмарить муниципалитеты» за срыв национальных проектов, нет достаточных экономических обоснований. Для этого нужен серьезный сравнительный анализ, – говорит политолог, руководитель нижегородского филиала ФоРГО Евгений Семенов. – Нужно сравнивать с тем, как протекали такие же процессы пять, десять лет назад, то есть смотреть в хронологии. С другой стороны, нужно использовать и географический подход, чтобы понимать, как мы выглядим на фоне Москвы, заваленной бюджетными и внебюджетными средствами, на фоне условного Ульяновска. Экономический анализ отсутствует, поэтому подходить объективно к этому сейчас невозможно.
Но Евгений Семенов соглашается, что у нацпроектов есть и политическая функция. То, как в Нижнем эту тему использует в своих целях "антипановское подполье", это лишь подтверждает.
– Национальные проекты, на мой взгляд, были призваны в какой-то мере компенсировать те депрессивные настроения, которые возникли в обществе в 2018 – 2019 году, после реализации ряда непопулярных реформ, после того, как общество не получило ответа на свои политические запросы, – говорит Семенов. – То есть нацпроекты должны были выполнить свою политическую миссию – но этого явно не случилось. Следовательно, есть потребность как-то простимулировать этот компенсационный эффект от нацпроектов. Как это можно сделать? – нужно дифференцировать настроения общества. И лучше, если общее недоверие к власти будет канализировано в направлении муниципальной власти. Муниципальная власть – прекрасный объект, чтобы сделать ее ответственной за отсутствующий политический эффект нацпроектов. Но это не притянутый за уши, не искусственный инструмент – именно муниципальная власть непосредственно взаимодействует с населением. Ближе к населению власти нет!
Что касается прогнозов по поводу реакции городской думы Нижнего Новгорода на доклад мэра Владимира Панова, то Евгений Семенов категорично отказывает депутатам в самостоятельности решения. Проголосуют так, как сформирован политический заказ, говорит политолог.
Александр Пичугин