Новости Нижнего Новгорода. Люди, места, события. Использование материалов "Репортёр-НН" разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.
Слияния, поглощения… «дарения»
Немного предыстории. Летом 2018 года телекомпания «Волга» вместе со всем медиахолдингом экс-главы администрации Нижнего Олега Кондрашова отошла структуре «Ростеха», компании «Руэнерго». Затем, спустя почти два года, состоялась безвозмездная передача «в порядке дарения» «Волги» и прочих медиаактивов правительству Нижегородской области.
В этот момент эксперты уже вовсю обсуждали процедуру объединения ННТВ и «Волги». С точки зрения оптимизации расходов это выглядело логичным вариантом: при двух имеющихся «кнопках» областным властям проще развивать свое телевидение в виде единой мультибрендовой структуры.
«Данные СМИ имеют многолетнюю историю и бесценные архивы журналистских материалов, отражающих жизнь региона с 90-х годов прошлого столетия. Правительство заинтересовано в их развитии», — комментировали «Коммерсанту» в пресс-службе губернатора процедуру «дарения» телекомпании, двух информагентств и нижегородской вкладки «Комсомольской правды».
«Волги» меньше не будет, будет только больше», - не менее оптимистично отзывался о предстоящем объединении самый авторитетный тележурналист региона, руководитель информационного вещания ТК «Волга» Александр Резонтов.
На деле это обернулось заметными сокращениями рядового состава работников обеих телекомпаний, взаимозаменяемостью съемочных групп двух брендов и почти полной унификацией информационного продукта – как по темам, так и по подаче.
В итоге вместо обещанного развития это привело к типичному примеру «внутреннего каннибализма», когда увеличивается конкуренция между брендами одной компании в ущерб внешней конкуренции. Рейтинги платформы MediaHills говорят о том, что в результате объединения двух областных медиаструктур особенно пострадали позиции телекомпании «Волга».
Цифры
Возьмем срез телесмотрения от MediaHills с начала этого года, причем только каналы с нижегородским вещанием. Здесь абсолютно в своей лиге – ГТРК «Нижний Новгород» с эфирами на «России 1», «России 24» и «России Культура». Дотянуться до их показателей другим нижегородским каналам сложно – остается лишь смотреть на динамику. Вот оценка ежедневного охвата телезрителей каждой из телекомпаний с начала года.
В феврале у телекомпании «Волга» был заметный рывок навстречу лидеру (340 тысяч человек), а затем – неуклонное постепенное снижение показателей до нынешних 156 тысяч. При этом падение ННТВ гораздо менее серьезное – со 170 тысяч в пиковом феврале до 129 тысяч в ноябре.
Таким же образом снижалась и доля телекомпании «Волга» в течение 2021 года – с 2,5% в феврале до всего 0,9% в ноябре. У ННТВ, напротив, наблюдается незначительный рост доли – с 0,6% до 0,8. Но в сумме оба телебренда за год всё-таки проиграли.
Сергей Лаптев, бывший гендиректор «Волги», предпочитает думать, что доля телекомпании сейчас – всё же около двух процентов:
– Да, «двойка»! Это ведь только в наши времена были серьезные цифры – «семерка», «пятерка». Но это 2015-й, 2017-й годы – цифрам тогда уделялось большое внимание! Тогда и прибыль была приличная. А сейчас прибыли, я так понимаю, никто особого внимания не уделяет. Телевидение стало корпоративным. В корпоративном телевидении цифры особо никого не интересуют. Интересует охват целевой аудитории – целевая аудитория как бы охвачена!
К слову, в короткий период директорства Олега Кондрашова на «Волге» также уделяли повышенное внимание цифрам. Достаточно сказать, что на сайте телекомпании потенциальным рекламодателям до сих пор демонстрируют цифры 2017 года (доля – 3%), что уже давно не актуально.
Впрочем, по мнению Сергея Лаптева, который остается патриотом «Волги», нынешние цифры MediaHills могут быть неполными: нужно учитывать и аналоговое вещание, и аудиторию «60+», и многие другие показатели и коэффициенты, а это делают не все платформы. Лаптев уверен, что в главном – информационном вещании – телекомпания сохраняет крепкие позиции.
Но, к сожалению, и здесь цифры MediaHills не радуют. За год существования в объединенном статусе снизилась аудитория выпусков новостей и телекомпании «Волга», и ННТВ.
На этой диаграмме оставлена «за кадром» аудитория «Вестей-Приволжье» на канале «Россия 1»: ее цифры для остальных недосягаемы. Заметно, что аудитория шестичасового выпуска новостей «Волги» «съехала» с 19 тысяч зрителей в начале года до 11-ти сейчас. Выпуск в 20.30 потерял еще больше – падение в 2,5 раза. В ноябре аудитория итогового выпуска составляла лишь пять тысяч человек.
Оптимизация и деньги
– Год – слишком короткий срок для выводов. Но время, конечно, покажет, что будет еще через полгода, – говорит Сергей Лаптев.
Сдержанному оптимизму бывшего директора «Волги» приходится противопоставлять прошлый опыт оптимизации медиаресурсов, которые контролирует правительство Нижегородской области. Информагентства «Нижний Новгород» и «НТА-Приволжье», слитые, по сути, в единую редакцию, давно ушли из лидеров посещаемости. Газета «Нижегородский рабочий» прекратила свое существование еще в «ростеховский» период при молчаливом согласии Нижегородского кремля. Региональная печатная вкладка в «Комсомолку» перестала издаваться в августе прошлого года.
Глядя на рейтинги, сложно поверить, что областные телекомпании, в которых работают всё те же умные и увлеченные люди, что и три, и пять лет назад, сознательно саботируют работу. По всей видимости, проблема в приоритетах руководства и общем подходе учредителя.
И есть еще один фактор – деньги.
Сколько бюджетных миллионов тратится на «Волгу» и ННТВ, выяснить невозможно. В бюджете 2021 года на цели поддержки телевидения и радио управлению информационной политики и взаимодействию со СМИ выделялось 133 миллиона рублей. Но это лишь прямая статья расходов – а есть еще госконтракты по отдельным направлениям информационного освещения, общее число которых не поддается выявлению, а также внебюджетные рычаги помощи учредителя своим медиаресурсам.
Единственный "след" поддержки госТВ в бюджете Нижегородской области на 2021 год
В прошлые годы, если верить источникам «Коммерсанта», годовой бюджет одной лишь телекомпании «Волга» составлял 120 миллионов рублей. Слияние двух телекомпаний, безусловно, позволило сэкономить (хочется верить, по крайней мере!), но и инфляция не стоит на месте.
На 2022 год в проекте бюджета на телевидение заложено уже 150,8 млн рублей. Рост не радикальный – скорее, именно с поправкой на инфляцию. А это означает, что финансовая ситуация на обеих телекомпаниях и в будущем году останется в лучшем случае такой же, как сейчас. По всей видимости, учредителя всё устраивает: на экранах сплошь «позитивная повестка»! Но при этом рейтинги идут вниз. Постепенное убийство заслуженных медиа – неужели в этом и есть план?
С другой стороны – а как объяснить все эти траты в сотни миллионов тем, кто уже давно вообще перестал смотреть местное ТВ?
Александр Пичугин