27 ноября 2022, 19:35 Воскресенье
Нижний Новгород, +29
Последнее интервью
«Я и так практически смертник!» История одной повестки «Я и так практически смертник!» История одной повестки
18:31, 28 сентября 2022

Аналитика

Региональное гостелевидение: оптимизация или «каннибализм»?

19:28, 22 ноября 2021

Накануне многие нижегородские телевизионщики поздравляли друг друга с международным днем телевидения, желали не терять вкуса к профессии и по традиции называли телеэфир «наркотиком», без которого уже крайне сложно обойтись. Для автора этих строк областное телевидение – тоже не пустой звук: за прошедшие почти 30 лет удалось поработать на телекомпании «Волга», запустить «Вести-Приволжье», поучаствовать в работе уже несуществующей телекомпании «Кремль», а позже – неофициально возглавлять службу информации ННТВ. На «Белинке, 9 а» по-прежнему масса друзей и знакомых, но к позитивным воспоминаниям и симпатиям всё чаще примешивается тревога за нынешнюю ситуацию с областными телекомпаниями. Полтора года назад начался процесс объединения «Волги» и ННТВ, и сегодня уже можно увидеть, к чему он привел.

По теме

Слияния, поглощения… «дарения»

Немного предыстории. Летом 2018 года телекомпания «Волга» вместе со всем медиахолдингом экс-главы администрации Нижнего Олега Кондрашова отошла структуре «Ростеха», компании «Руэнерго». Затем, спустя почти два года, состоялась безвозмездная передача «в порядке дарения» «Волги» и прочих медиаактивов правительству Нижегородской области.

В этот момент эксперты уже вовсю обсуждали процедуру объединения ННТВ и «Волги». С точки зрения оптимизации расходов это выглядело логичным вариантом: при двух имеющихся «кнопках» областным властям проще развивать свое телевидение в виде единой мультибрендовой структуры.

«Данные СМИ имеют многолетнюю историю и бесценные архивы журналистских материалов, отражающих жизнь региона с 90-х годов прошлого столетия. Правительство заинтересовано в их развитии», — комментировали «Коммерсанту» в пресс-службе губернатора процедуру «дарения» телекомпании, двух информагентств и нижегородской вкладки «Комсомольской правды».

«Волги» меньше не будет, будет только больше», - не менее оптимистично отзывался о предстоящем объединении самый авторитетный тележурналист региона, руководитель информационного вещания ТК «Волга» Александр Резонтов.

На деле это обернулось заметными сокращениями рядового состава работников обеих телекомпаний, взаимозаменяемостью съемочных групп двух брендов и почти полной унификацией информационного продукта – как по темам, так и по подаче.

В итоге вместо обещанного развития это привело к типичному примеру «внутреннего каннибализма», когда увеличивается конкуренция между брендами одной компании в ущерб внешней конкуренции. Рейтинги платформы MediaHills говорят о том, что в результате объединения двух областных медиаструктур особенно пострадали позиции телекомпании «Волга».

Цифры

Возьмем срез телесмотрения от MediaHills с начала этого года, причем только каналы с нижегородским вещанием. Здесь абсолютно в своей лиге – ГТРК «Нижний Новгород» с эфирами на «России 1», «России 24» и «России Культура». Дотянуться до их показателей другим нижегородским каналам сложно – остается лишь смотреть на динамику. Вот оценка ежедневного охвата телезрителей каждой из телекомпаний с начала года.

В феврале у телекомпании «Волга» был заметный рывок навстречу лидеру (340 тысяч человек), а затем – неуклонное постепенное снижение показателей до нынешних 156 тысяч. При этом падение ННТВ гораздо менее серьезное – со 170 тысяч в пиковом феврале до 129 тысяч в ноябре.

Таким же образом снижалась и доля телекомпании «Волга» в течение 2021 года – с 2,5% в феврале до всего 0,9% в ноябре. У ННТВ, напротив, наблюдается незначительный рост доли – с 0,6% до 0,8. Но в сумме оба телебренда за год всё-таки проиграли.

Сергей Лаптев, бывший гендиректор «Волги», предпочитает думать, что доля телекомпании сейчас – всё же около двух процентов:

– Да, «двойка»! Это ведь только в наши времена были серьезные цифры – «семерка», «пятерка». Но это 2015-й, 2017-й годы – цифрам тогда уделялось большое внимание! Тогда и прибыль была приличная. А сейчас прибыли, я так понимаю, никто особого внимания не уделяет. Телевидение стало корпоративным. В корпоративном телевидении цифры особо никого не интересуют. Интересует охват целевой аудитории – целевая аудитория как бы охвачена!

К слову, в короткий период директорства Олега Кондрашова на «Волге» также уделяли повышенное внимание цифрам. Достаточно сказать, что на сайте телекомпании потенциальным рекламодателям до сих пор демонстрируют цифры 2017 года (доля – 3%), что уже давно не актуально.

Впрочем, по мнению Сергея Лаптева, который остается патриотом «Волги», нынешние цифры MediaHills могут быть неполными: нужно учитывать и аналоговое вещание, и аудиторию «60+», и многие другие показатели и коэффициенты, а это делают не все платформы. Лаптев уверен, что в главном – информационном вещании – телекомпания сохраняет крепкие позиции.

Но, к сожалению, и здесь цифры MediaHills не радуют. За год существования в объединенном статусе снизилась аудитория выпусков новостей и телекомпании «Волга», и ННТВ.  

На этой диаграмме оставлена «за кадром» аудитория «Вестей-Приволжье» на канале «Россия 1»: ее цифры для остальных недосягаемы. Заметно, что аудитория шестичасового выпуска новостей «Волги» «съехала» с 19 тысяч зрителей в начале года до 11-ти сейчас. Выпуск в 20.30 потерял еще больше – падение в 2,5 раза. В ноябре аудитория итогового выпуска составляла лишь пять тысяч человек.

Оптимизация и деньги

– Год – слишком короткий срок для выводов. Но время, конечно, покажет, что будет еще через полгода, – говорит Сергей Лаптев.

Сдержанному оптимизму бывшего директора «Волги» приходится противопоставлять прошлый опыт оптимизации медиаресурсов, которые контролирует правительство Нижегородской области. Информагентства «Нижний Новгород» и «НТА-Приволжье», слитые, по сути, в единую редакцию, давно ушли из лидеров посещаемости. Газета «Нижегородский рабочий» прекратила свое существование еще в «ростеховский» период при молчаливом согласии Нижегородского кремля. Региональная печатная вкладка в «Комсомолку» перестала издаваться в августе прошлого года.

Глядя на рейтинги, сложно поверить, что областные телекомпании, в которых работают всё те же умные и увлеченные люди, что и три, и пять лет назад, сознательно саботируют работу. По всей видимости, проблема в приоритетах руководства и общем подходе учредителя.

И есть еще один фактор – деньги.

Сколько бюджетных миллионов тратится на «Волгу» и ННТВ, выяснить невозможно. В бюджете 2021 года на цели поддержки телевидения и радио управлению информационной политики и взаимодействию со СМИ выделялось 133 миллиона рублей. Но это лишь прямая статья расходов – а есть еще госконтракты по отдельным направлениям информационного освещения, общее число которых не поддается выявлению, а также внебюджетные рычаги помощи учредителя своим медиаресурсам.


Единственный "след" поддержки госТВ в бюджете Нижегородской области на 2021 год

В прошлые годы, если верить источникам «Коммерсанта», годовой бюджет одной лишь телекомпании «Волга» составлял 120 миллионов рублей. Слияние двух телекомпаний, безусловно, позволило сэкономить (хочется верить, по крайней мере!), но и инфляция не стоит на месте.

На 2022 год в проекте бюджета на телевидение заложено уже 150,8 млн рублей. Рост не радикальный – скорее, именно с поправкой на инфляцию. А это означает, что финансовая ситуация на обеих телекомпаниях и в будущем году останется в лучшем случае такой же, как сейчас. По всей видимости, учредителя всё устраивает: на экранах сплошь «позитивная повестка»! Но при этом рейтинги идут вниз. Постепенное убийство заслуженных медиа – неужели в этом и есть план?

С другой стороны – а как объяснить все эти траты в сотни миллионов тем, кто уже давно вообще перестал смотреть местное ТВ? 


Александр Пичугин

Комментарии
Хотите участвовать в обсуждении? Пожалуйста, пройдите процедуру регистрации
О чем говорят
О ретротрамваях
19:40, 02 октября 2022
Последние комментарии
Бывшую главу выксунского водоканала оштрафовали за сокрытие 3 млн рублей от налоговой
Чтец, 20:18, 25 октября 2022
Ммммдааа..насели на девушку из -за каких то жалких 3 миллиона рублей,даже не долларов..Нет чтоб...
Проклятие парка, или Почему «швейцарская» история еще только начинается
MAD FLOORY, 12:05, 24 октября 2022
Мда, клёво всех молодых пацанов на деньги кинули. Отработал там два месяца, долг всё ещё висит в...
200 часов исправительных работ получил блогер за клевету на Никиту Михалкова
alexautonn, 08:40, 20 октября 2022
Судя по Вашей грамотности Мы знаем с кем имеем дело))
Студента ННГУ месяц принудительно держали в психбольнице за антивоенные взгляды
admin, 20:43, 14 октября 2022
Уважаемый Робин, спасибо за ваше мнение, только лучше было бы его высказать под своим настоящим...
Студента ННГУ месяц принудительно держали в психбольнице за антивоенные взгляды
Robin, 16:48, 13 октября 2022
Я , как учащийся с Алексеем Корелиным в одном университете, могу сказать, что этот молодой человек...
200 часов исправительных работ получил блогер за клевету на Никиту Михалкова
Дмитрий CH, 12:14, 07 октября 2022
..жаль что Вы комментарии не показываете, былобы очень приятно видеть сколько людей высказуют этому...
toup