14 мая 2021, 23:33 Пятница
Нижний Новгород, +23

Аналитика

АИС – не айс! Как Фонд капремонта трижды спустил миллионы на автоматизацию

22:42, 28 апреля 2021

«Доступ к сервису «Личный кабинет» временно ограничен». Эта запись встречает каждого, кто рассчитывает воспользоваться современной автоматизированной системой учета платежей и начислений на сайте нижегородского Фонда капремонта многоквартирных домов. Собственники жилья – люди непривередливые, вздохнут – да и пойдут со своим вопросом в офис Фонда или «сядут на телефон» в надежде дозвониться. А между тем, вся история внедрения автоматизированной информационной системы (АИС) в Фонде – одна из ярких иллюстраций уровня профессионализма и клиентоориентированности ФКР. На запуск АИС уже спущено впустую больше 14 миллионов рублей, а сейчас работы идут уже по третьему кругу. 

По теме

Идея как-то автоматизировать общение с собственниками жилья – ровесница самого Фонда капремонта. Создание АИС было инициировано еще в 2014 году первым гендиректором ФКР Сергеем Протасовым. Помимо безусловного удобства для клиента предполагалось, что автоматизированная система будет экономить фонду деньги, поскольку для работы с платежами не придется пользоваться услугами посредников.

А теперь – о том, как всё случилось на самом деле.


АИС-1: «Платформа» для старта  

В декабре 2014 года ФКР заключил договор с ООО «Платформа» на создание «программного обеспечения и его интеграции с информационной системой заказчика». Фонд готов был заплатить за эти услуги 2,8 миллиона рублей.

Предполагалось, что за эти деньги ФКР получит электронное хранилище документов, библиотеку справочников, базу данных по краткосрочному и долгосрочному планированию программы капремонта, автоматизацию процессов начисления, учета платежей, интеграцию с другими информационными системами, а также личный кабинет для каждого собственника жилья на сайте Фонда.

По мере развития проекта первоначальные затраты в 2,8 млн выросли до десяти с лишним: система развивалась, добавлялись новые модули. Одна проблема: программное обеспечение «Платформы» не могло «поженить» АИС Фонда капремонта с прочими региональными информационными системами – например, с той же ГИС ЖКХ.

Можно ли было доработать систему? Наверное. Но тут на передний план вышел вопрос стоимости этих услуг – и между руководством Фонда и ООО «Платформа» заискрило не по-детски. Итог – полный разрыв отношений.


 

АИС-2: Битва Казани с Новосибом

На дворе – начало «никитинской цифровой эры», а у Фонда по-прежнему полуфабрикат вместо полноценной АИС. Попечительский совет Фонда во главе с губернатором торопит уже нынешнего гендиректора Дмитрия Гнатюка, требует активизировать работу по интегрированию АИС ФКР в общее цифровое пространство региона. Фонд проводит мониторинг рынка и останавливается на двух предложениях – новосибирской компании БСТ, которая уже автоматизировала около полутора десятков региональных Фондов капремонта, и «Ростелекома». Главным аргументом стала заметная разница в цене: Новосибирск оценивал свою работу в 10 миллионов, а «Ростелеком» - в 40! В итоге в основу ТЗ легли предложения ООО «БСТ», и Фонд капремонта объявил конкурс.

И тут – сюрприз! Помимо БСТ и всё того же «Ростелекома» на торги заявляется казанская компания «Эттон групп», которая устраивает аукцион невиданной щедрости – точнее, невиданного демпинга – и сбивает начальную цену в 10,2 млн до 4,1 млн. Предлагаемая казанцами АИС была менее продвинутой, чем вариант БСТ или «Ростелекома», но всем требованиям конкурса вполне отвечала. Гендиректор Фонда Гнатюк совместно с руководством «Эттон групп» представил новую систему Глебу Никитину и тогдашнему министру ЖКХ области Андрею Черткову – и получил одобрение. В результате в июне 2019 года Фонд заключил договор именно с «Эттон групп» и заплатил ей 4 с лишним миллиона.

Хеппи-энд? Если бы!

Любая АИС представляет собой лишь оболочку (информационное пространство), и для ее работы необходимо постоянное техническое сопровождение – загрузка и обновление данных и тому подобное. Кроме этого в результате создания нового подразделения в ФКР – отдела строительного контроля – возникла необходимость добавления соответствующего модуля в АИС-2, поскольку первоначальное техзадание его не предусматривало.

Логично предположить, что заниматься обслуживанием системы, интеллектуальные права на которую принадлежат «Эттон групп», может только сама «Эттон групп». Казанцы подготовили свои предложения по обслуживанию, которые легли в основу… нового электронного конкурса с начальной ценой 6,2 миллиона рублей.

Почему, клюнув на низкую стоимость первоначального предложения «Эттон групп», Фонд не спрогнозировал дополнительные расходы на следующем этапе – это уже даже не самое главное. Главное – в том, что АИС-2 тоже оказалась пшиком!


АИС-3: и снова «Ростелеком»!

В конкурсе на обслуживание «казанской АИС» побеждают не ее создатели, а… гигант отрасли «Ростелеком», который при этом даже выставляет более высокую цену на свои услуги.

Зовите Азамата Мусагалиева с его шоу «Где логика?»!

Кто-то в «Ростелекоме» или в самом ФКР оказался настолько наивным, что предположил, что победитель конкурса получит от казанцев права на обслуживание системы «безвозмездно, то есть даром». Этого, разумеется, не случилось. По данным «Репортёра-НН», «Эттон групп» запросила за предоставление прав доступа около пяти миллионов рублей. Этих денег не нашлось ни у Фонда, ни у «Ростелекома».

Дальше, по логике обычных людей, «Ростелеком» должен поплатиться за риск, на который пошел сознательно, участвуя в конкурсе на обслуживание чужой АИС. Но в мире госзакупок действуют другие законы! Вместо попадания в разряд недобросовестных исполнителей контракта «Ростелеком»… занялся созданием новой, уже третьей по счету АИС для Фонда капремонта.

Система принята в 2020 году, но по-прежнему в стадии отладки. Единственной худо-бедно рабочей АИС в Фонде остается самая первая, стоимостью 10 миллионов – к ней имеют доступ хотя бы сами сотрудники ФКР. Вторая АИС стоимостью 4,1 млн – пустая оболочка, которой никто не пользуется. Третья система авторства «Ростелекома» обошлась еще в 6 с лишним миллионов! Общие расходы – более 20 миллионов бюджетных рублей. При этом Фонд продолжает платить по нескольку миллионов в месяц посредникам, биллинговым компаниям СБК и КВЦ, которые начисляют платежи, печатают и доставляют квитанции – сэкономить на этой статье за счет «цифровизации» пока так и не получилось. Ну, и разумеется, поручения председателя попечительского совета Фонда Глеба Никитина, датированные еще 2019 годом, остаются невыполненными.


Послесловие: «Я что-то нажала – и всё исчезло!»

«Ростелеком» - большая и уважаемая организация, но у «Репортёра-НН» нет абсолютно никакой уверенности, что семилетний процесс создания АИС вышел на финальную стадию. В таких запутанных и болезненных вопросах всегда крайне важно, кто осуществляет общую координацию. Так вот, в Фонде проблему создания АИС курирует директор по финансам и экономическому развитию Ирина Лукьянова, и уровень ее компетенции в IT-процессах вызывает большие сомнения.

Основное образование Лукьяновой – факультет «Безопасность жизнедеятельности» ННГАСУ. Да и в целом вся ее карьера до Фонда капремонта практически никак не была связана со сферой ЖКХ, не говоря уже об IT. В основном это должности менеджеров по продажам и коммерческих директоров различных ООО и ИП, причем редко где Лукьянова задерживалась дольше чем на несколько месяцев.

Самый продолжительный период работы – во главе ООО «Леди фитнес». Здесь же – и первое появление в качестве публичной личности, которое до сих пор хранит YouTube.

Сейчас именно на эту спортивную даму возложена ответственность за запуск полноценной АИС. Она же, к слову, была и председателем конкурсной комиссии, допустившей к ремонту домов в Нижегородской области башкирского подрядчика, которого руководство этой республики намерено включить в «черные списки».

По всей видимости, должность директора по экономическому развитию предполагает широкий фронт работ! Будет ли настолько же широким и фронт ответственности, смогут решить только контролирующие и следственные органы.


Александр Пичугин

Комментарии
Хотите участвовать в обсуждении? Пожалуйста, пройдите процедуру регистрации
Последние комментарии
«Долгоповод» о долгострое
Строитель, 21:45, сегодня
В статье про ЖК КВАРТАЛ ЕВРОПЕЙСКИЙ написана абсолютная правда.Прочитал её и понимаю насколько...
Юрий Подгорнов: «Балахнинцы хотят, чтобы жизнь стала лучше намного быстрее»
admin, 14:00, 06 апреля 2021
Уважаемые читатели! Раздел блогов на нашем сайте для того и существует, чтобы высказывать ЛИЧНОЕ...
Равнодушие смерти подобно
ДжуВиСи, 11:31, 03 апреля 2021
Очень хочется понять, почему не дали видео? Побоялись, что привлекут к ответственности? Ужас
Юрий Подгорнов: «Балахнинцы хотят, чтобы жизнь стала лучше намного быстрее»
Zema, 16:58, 01 апреля 2021
Подгорнов является близким другом председателя думы Балахнинского муниципального округа. Этот...
Юрий Подгорнов: «Балахнинцы хотят, чтобы жизнь стала лучше намного быстрее»
Владимир, 10:18, 01 апреля 2021
Уточнюсь, что данный персонаж,Подгорнов, никакой не бизнесмен вообще никто. Пытается создать...
Юрий Подгорнов: «Балахнинцы хотят, чтобы жизнь стала лучше намного быстрее»
Heals, 07:35, 01 апреля 2021
Откровенно, Александр, вы удивили, опубликовав эту словесную пургу человека, который при Глушковых...
toup