18 октября 2018, 07:49 Четверг
Нижний Новгород, +4
Последнее интервью
Дарья Шорина: «Город – это компромисс и результат... Дарья Шорина: «Город – это компромисс и результат...
13:30, 07 октября 2018

Аналитика

Media: Total War. Новая глава?

20:05, 18 декабря 2017

Покупка «Комсомольской правды – НН» холдингом «МедиаСтолица» Олега Кондрашова – событие на рынке СМИ заметное, но в еще большей степени – символичное. Оказывается, даже в эпоху выстраивания губернаторской вертикали, в атмосфере информационного согласия процесс скупки медиаактивов не только не замирает, но даже активизируется. А это означает, что к новым «медиавойнам» всё готово – нужна лишь отмашка. Будут ли предстоящие сражения такими же ожесточенными, как битвы в компьютерной стратегии Medieval: Total War? А может, времена изменились окончательно, и ждать «рубилова» не стоит? На нижегородском рынке СМИ есть несколько холдингов и групп влияния, которым придется находить свое место в той конструкции, которую вынужден будет сформировать новый глава региона. «Репортёр-НН» классифицировал все заметные СМИ и опросил экспертов.

По теме

Если говорить о крупных медиахолдингах, то мы имеем дело прежде всего с уже привычным триумвиратом, но каждый из них переживает сейчас переломный период – кто-то в большей, кто-то в меньшей степени.

1. Правительственный холдинг

Это «шанцевское наследство», доставшееся нынешнему руководителю региона по формальному праву. Но пока непонятно, как Глеб Никитин намерен использовать этот ресурс. Реорганизация правительственных СМИ началась еще до прихода нового главы области и на данный момент не закончена. Точнее, в административном плане результат есть, но на конечном продукте это пока отражается не сильно. Ситуация усугубляется еще и тем, что правительственные СМИ всегда ориентировались на вкус «главного заказчика», а нынешнему врио местные медиа-ресурсы, судя по всему, вообще не слишком интересны.

– Он настолько от этого далек! – говорит о Никитине политобозреватель Валентина Бузмакова. – Он опирается на полпредство, на федеральные СМИ. «Федерал пресс» он воспринимает тоже как федеральное СМИ. Там (в правительстве области – прим. РНН) сейчас нет человека, который бы всё это срежиссировал, который бы доказал Никитину, зачем это нужно.

Но если мыслить позитивно, в таком отношении врио губернатора к «своему» холдингу есть и плюсы: журналистам можно забыть о личных вкусовых пристрастиях «главного заказчика» и просто постараться сделать продукт интереснее. Первые попытки уже заметны.

Автор последнего аналитического исследования регионального медиарынка Андрей Чугунов советует областным властям не забывать о, казалось бы, самой архаичной части холдинга:

– Особая статья – газеты-«районки». Их влияние, вернее, коммуникационный потенциал на население сельских районов гораздо выше, чем областных СМИ. Наверняка есть варианты использования этого потенциала во благо. Но здесь, скорее всего, нужны политические решения. Есть ли у Никитина советники, готовые предложить, а главное, реализовать эти решения – вопрос к врио. И если говорить о их перспективах, то уверен: районки будут востребованы гораздо дольше, чем областные издания.

 

2. «Холдинг Олега Кондрашова»

Именно «МедиаСтолица», главным бенефициаром которой называют Олега Кондрашова, демонстрирует сегодня наивысшую активность. Покупка на корню всего нижегородского подразделения «Комсомолки» – яркое тому подтверждение. Зачем «КП - НН» Кондрашову? – ну хотя бы для того, «чтобы было»! В обстановке информационного перелома любой заметный ресурс становится объектом интереса, намекает медиаменеджер, член Союза журналистов России Леонид Сухотерин:   

– Есть такой замечательный принцип: «Если вы хотите жить спокойно, и в городе есть сто квалифицированных юристов – вы должны нанять сто квалифицированных юристов! Потому что если вы их не наймете, они будут судиться против вас!» Тут выбор стоял: либо «Комсомолка» уйдет к Сорокину, либо к Кондрашову.

Эту точку зрения разделяет и эксперт Фонда Алексея Кудрина Александр Кынев, который обращает внимание на известную по всей стране тенденцию: медиаактивы часто покупаются совсем не для их развития.

– Иногда вкладываются в ресурс – а потом его убивают, – жестоко констатирует Кынев. – Покупка – это не всегда вложение в технологию, иногда это вложение в нейтрализацию. Потому что если не куплю я, то купит кто-то другой!

Но главным ресурсом этого холдинга стоит считать, конечно, телекомпанию «Волга», отметившую на днях 25-летие. Здесь с ликвидностью, по мнению экспертов, всё в порядке.

– Кондрашов ввязался в эту историю со СМИ, когда он работал в тесной команде с Шанцевым Валерием Павлиновичем, – напоминает Валентина Бузмакова. – И вот осталось у него такое наследство, как «Волга». Кто-то ее хочет купить? – абсолютно уверена, что тот же Сорокин готов. Телекомпании ему как раз и не хватает.

Но судя по недавней пресс-конференции, на которой Кондрашов предстал в роли непосредственного руководителя «Волги», ему этот ресурс интересен именно с точки зрения бизнеса. Сегодня «Волга» – «девушка на выданье», она демонстрирует одинаково ровное отношение ко всем политическим лагерям региона. Но история нижегородских «медиавойн» подсказывает, что долго такой нейтралитет обычно не длится.  

3. «Холдинг Олега Сорокина»

«…и Элады Нагорной», как стоило бы, наверное, написать. Самое молодое объединение средств массовой информации в регионе, ему всего несколько лет. Но результат уже весьма солидный – хотя бы в количественном плане. Впрочем, эксперты говорят, что по-настоящему сильными можно считать только печатные издания Олега Сорокина – они выходят достаточно большими тиражами и распространяются бесплатно. Радио «Коммерсант FM» в составе этого холдинга только набирает обороты, а в остальных ресурсах остро ощущается кадровый голод и неизбежная в нынешней обстановке дезориентация.

Тем не менее, Олег Сорокин будет и дальше стремиться укрепить позиции по всем направлениям, по всем видам СМИ, хотя его мотивы наименее прозрачны для экспертов.

– Могу предположить, что связано это с отсутствием «большой красной кнопки», нажатие на которую обеспечивает большой охват аудитории. Не секрет, что аудитория сейчас расслоилась как по способу получения информации, так и по отдельным источникам. Поэтому одна из целей — увеличение аудитории за счет диверсификации источников. Вторая версия: попытки создания конвергентной редакции. Но пока в этом направлении больших сдвигов я не вижу, только отдельные попытки, –  говорит Андрей Чугунов.

–  Для чего это нужно Сорокину – вот мне это совершенно непонятно! – недоумевает Валентина Бузмакова. – Зачем ему нужно тратить такие деньги? Он что, надеется, что изменится отношение народа к нему? – ни черта не изменится! Богатых у нас не любят, сверхбогатых – тем более. Народ нужно «брать» чем? – по-ступ-ка-ми! Об этих поступках напишут и газеты, и журналы, и интернет – даже те, кто совсем тебе не принадлежит. Незачем на это тратить деньги – я бы вот не стала!


4. «Федералы»

СМИ федерального подчинения добавляют важных красок в общую палитру нижегородского медиарынка. Не стоит забывать, что именно этот лагерь в последнее время давал «пищу» для пополнения двух предыдущих холдингов. Кто знает, возможно, позиция федеральных руководителей некоторых известных «медиабрендов» в ближайшее время снова изменится, и к лозунгу «Мы не продаемся!» добавится слово «задёшево»?

Но есть и «константы» – такие, как холдинг ВГТРК. Это не значит, что государственные СМИ не включены в политические игры в регионе, но главным для них всегда будет идеологическая составляющая – и в этом смысле «федералы» близки к губернаторским СМИ.

– Мы присутствуем при трансформации государственных и окологосударственных медиа. Всё, что не порно, не коммерческое и не смешное, трансформирует свой бизнес в «социальную функцию». Людей же надо как-то информировать! – объясняет Леонид Сухотерин.


5. «Независимые»

Медиаресурсы, не принадлежащие к большим холдингам, в последнее время отвоевывают себе всё большую долю общего «пирога». И даже в этом лагере есть свой «микрохолдинг», бенефициаром которого считается Надир Хафизов (РБК – Нижний Новгород, «Радио Рандеву», «Биржа»). Остальные участники, оставаясь формально независимыми, либо демонстрируют определенные политические симпатии, либо изо всех сил стремятся держать нейтралитет.

В основном, конечно, этот лагерь представлен интернет-ресурсами – сегодня это самый дешевый способ существования медиаструктуры при сопоставимой с другими видами СМИ отдачей.

 Что же дальше?

Итак, перегруппировка сил на нижегородском медиарынке в самом разгаре. В каких-то группах влияния она даже завершена – и активная работа поставлена на паузу. Потому что, как ни крути, будущий баланс сил целиком зависит от информационной политики главы региона, а она еще не сформирована. Анонимный, но осведомленный источник «Репортёра-НН» в кремле подтверждает слова экспертов: многое сегодня зависит от тех персоналий, которых рекрутируют на эту работу.

– Ситуация сейчас выглядит следующим образом: всё зависит от того, кто возглавит центр принятия пиаровских решений. Назначат [Сергея] Капкова – он справится, «построит» людей, они будут работать. Назначат кого-то слабого – Носкова будет «поджирать»! – говорит наш собеседник.

Как будет выглядеть «битва двух «Столиц» - вопрос не менее интересный. Несмотря на внешне спокойные отношения Кондрашова и Сорокина, покупка «КП – НН» показала, что антагонизм никуда не делся.

– Мы видим продолжение противостояния «двух Олегов», – уверенно заявляет Бузмакова. – Сорокин-то во власти, а Кондрашов-то нет! И у Сорокина большая команда так называемых «городских». А у Кондрашова нет команды. Зачем тогда ему эти богатства? Что, он готовится «принести дары» к ногам Никитина? – вполне возможно! А иначе – непонятно, зачем и «Нижегородский рабочий», и «НТА-Приволжье», и агентство «Нижний Новгород». Сказать, что с помощью них ведется какая-то игра, нельзя. Идет просто замалчивание тех или иных тем и акцентирование каких-то других. Игры я не вижу!

Андрей Чугунов вообще резко против каких бы то ни было противостояний, как их не назови:

– Для журналистики страшнее «медийных войн» ничего нет. Потому что мало кто способен одновременно и «воевать» (скажем мягче: продвигать свое видение ситуации), и делать СМИ интересным для читателя-зрителя-слушателя. Это не про журналистов, если что, а про собственников. Поэтому, мне кажется, что жертвами «медийных войн» бывают только СМИ (причем, у всех противоборствующих сторон), но никак не те политические или экономические структуры, которые считаются «врагом». Политики и бизнесмены у последней черты могут и договориться о мире, перемирии или «ненападении». А принадлежащие им СМИ уже будут запятнаны и обречены.

Опасность полной дискредитации традиционных СМИ еще более велика в контексте усиления «новых медиа». Леонид Сухотерин вообще называет ситуацию в социальных сетях «информационным коммунизмом»:

– В области социальных медиа существует прямо коммунизм: «от каждого – по способностям, каждому – по труду!» Сколько ты хочешь прочитать бесплатно – столько и прочитаешь. Сколько ты смог внести в ленту своего, написанного – ну, вот столько ты и внес!

Александр Кынев на примере выборных кампаний подтверждает: влияние «новых медиа» растет буквально с каждым годом.

– Например, видеоблоги: если еще в 2015 – 2016 годах они не играли большой роли, то в кампании 2017 года они стали фактически общим местом. Кроме того, в этом году в выборных кампаниях очень активно стали применяться Telegram-каналы – это своего рода попытка легализации слухов, – говорит эксперт Фонда Алексея Кудрина, а в заключение объясняет, зачем медиамагнаты продолжают тратить деньги на традиционные СМИ: – Их роль снижается – но не обнуляется. Эти ресурсы всё равно сохраняют влияние. Ведь появление кино в свое время не привело к смерти театра! Это вопрос поколенческий. Определенная часть аудитории будет сохранять спрос на определенные виды медиа. То есть это не исчезнет прямо завтра, это будет существовать еще какое-то время.

Как долго традиционное телевидение, радио и в особенности печатные средства массовой информации будут сохранять актуальность, во многом зависит от той роли, которую им отводят учредители. Если в повестке дня “Total War” – жди неизбежных жертв!


Александр Пичугин

 
 
 
 
 
 
 
Комментарии
Хотите участвовать в обсуждении? Пожалуйста, пройдите процедуру регистрации
О чем говорят
Последние комментарии
Пропавшую в Кстовском районе Машу Ложкареву видели в Нижнем?
Inoplanet, 07:34, 12 сентября 2018
Девочка которая видела Машу-она просто проявила бдительность.А проверить её слова было легко на тот...
Уже двенадцатый модульный Дом культуры открылся в Нижегородской области
Djon, 09:57, 31 августа 2018
вот дело хорошее, хоть люди будут просвещаться , а то и так в глубинке делать не чего, одно...
Демарш футбольных зюбликов
Вольный, 00:35, 26 августа 2018
Бело-синие цвета и отрезанные годы истории олдскульные болельщики «НН» сочли за плевок. Вы бы...
Артем Баранов: «Какой я есть – таким уж и останусь!»
Обычный нижегородец, 11:42, 24 августа 2018
Уважаемый Arthurjo, нет такой агломерации, которая кому-то не покажется деревней! :) Всё...
Артем Баранов: «Какой я есть – таким уж и останусь!»
ArthurJo, 09:48, 21 августа 2018
"Ну, я-то в Москву точно не собираюсь! Есть один рецепт: четкое следование новой стратегии развития...
Сергей Горин: «Я никогда не переставал общаться с людьми!»
avavilov, 12:34, 12 августа 2018
да, с этим не поспоришь. культурный диалог был всегда и сейчас ощущается.
toup