07 июля 2020, 02:27 Вторник
Нижний Новгород, +19

Аналитика

По следам питерского «Чижика»

09:55, 10 апреля 2018

Нижний Новгород может стать вторым городом России, где будет заключено концессионное соглашение по строительству частной трамвайной сети. По информации «Репортёра-НН», в настоящее время мэрия прорабатывает «лекала» частно-муниципального партнерства в сфере общественного транспорта. Скоростной трамвай, а некоторые называют его легким наземным метро, может соединить центр города с Щербинками и Кузнечихой, не исключено такое строительство и в Сормово. Как правильно встать на рельсы, своим примером показывает Санкт-Петербург, где в минувшую пятницу приступили ко второму этапу создания коммерческого трамвая. Его линия расположилась в Красногвардейском районе, там уже скользят по-европейски лощёные составы с забавным названием «Чижик». Общие инвестиции в проект составили более 35 млрд рублей, из которых доля бюджета Северной столицы составила лишь около миллиарда. Каковы шансы Нижнего Новгорода  заменить кондукторскую сумку на инвестиционный портфель — выясняла Галина Крюкова.

По теме

Скоростной рельсовый транспорт в России принято называть птичьими именами: «Сапсан», «Ласточка», «Стриж»... Их младшего собрата, который не покидает пределы Питера, нарекли Чижиком — и он сразу загордился. Покатав пассажиров бесплатно в тестовом режиме с 7 марта, концессионеры перевели трамвай в режим «Оплатите, пожалуйста, свой проезд». Стоимость — 40 рублей. Дорого, но зато удобно, красиво, быстро, безопасно. Экскурсоводы уже хвастаются перед гостями города: с результатом в 34 метра «Чижик» официально признан самым длинным составом во всём СНГ. И вот теперь вторая часть инвестиционной «инъекции» в питерский транспорт: частный трамвай свяжет проспекты Косыгина и Энтузиастов.


Подготовка к проекту началась еще 4 года назад - и не зря...

- Нужно понимать, что это комплексный проект, так сказать, «под ключ», - поясняет председатель движения «Нижегородцы за общественный транспорт» Владимир Котов. - То есть купить новый подвижной состав — это лишь верхушка айсберга. Нужно строить новые ветки, а там, где рельсы уже есть, обновлять путевое хозяйство. А еще нужна новая контактная сеть, тяговые подстанции, хорошая база. Питерцы, кстати, отдали инвестору под это дело депо. Есть еще одно важное условие: приоритет такому виду транспорта: он, как и метро, должен солировать. А потому дублеров из 100500 маршруток у него быть не должно. Если в Нижнем Новгороде сделают что-то похожее — было бы здорово.

Северная столица, кстати, ставит перед собой «космические» задачи! Питерский комитет по инвестициям объявил о начале конкурса на строительство скоростной линии до Петергофа! Таким образом, завершив цикл маленьких трагедий, история любви к трамваю возвращается.

Посмотрите, в 20 годах прошлого века случился расцвет городских рельсовых систем. В мире был 1 041 город, где они гремели — во всех смыслах этого слова.

А после войны их начали разбирать. Причины просты: росла автомобилизация стран, развивалось метро. В 80-х настала «великая трамвайная депрессия», число городов с трамваями сократилось на две трети — до 317. Достигнув дна, рельсовые системы снова стали входить в силу, а мэры и бургомистры назвали ликвидацию трамвая градостроительной ошибкой. По данным на 2018 год на планете насчитывается 405 населенных пунктов, где есть этот вид электротранспорта. В большинстве своём он не только отвоевывает утерянные позиции, но и теснит метро. Наибольший прирост у Европы, Азии и Америки.


Трамвайная кардиограмма: рельсовый транспорт идёт на поправку

О чём это говорит? Россия в целом и Нижний Новгород в частности до сих пор живут в 80-х и почти с 40-летним опозданием переживают трамвайный кризис.

- Конечно, Нижний Новгород сложно сравнивать не только с Европой, но и с Санкт-Петербургом и Москвой, - рассуждает транспортный аналитик Николай Киселёв. - Вот мы всё — «Москва, Москва». А вы знаете, что у них 2-3 года назад с трамваями была почти такая же картина, как и в Нижнем? Но потом начался ренессанс, теперь там по рельсам катаются комфортабельные «Витязи». Понятно, что по скорости строительства подземки мы с Первопрестольной не можем соревноваться, но повторить опыт удачных инвестпроектов, пусть и с провинциальной спецификой, - вполне реально!


Москва, маршрут № 6

Маловероятно разве что найти спонсора, который решит вложиться не в очередной торговый центр, не в массовую закупку пазиков, а в строительство скоростного трамвая, ну или наземного метро — кому как будет угодно.

Информированный источник в администрации Нижнего Новгорода сообщил «Репортёру-НН», что в настоящее время прорабатывается вопрос о концессии, которая бы позволила повторить питерский успех «Чижика». Известно, что есть уже рабочая группа, которая занимается этой темой. Возглавляет её заместитель главы администрации города Наталия Казачкова, как раз куратор частно-муниципального партнерства. То есть трамвай в Нижнем Новгороде однозначно развивать будут, а вот перспективы троллейбуса очень туманны. Есть высокая вероятность, что его заменят на электробусы — как в Белоруссии. Если денег на диковинную технику не хватит, воспользуются старым добрым методом: пустят «маршрутку». Но это тема отдельного материала, а сейчас — про трамваи. «Репортер-НН» неоднократно рассказывал о «Первой компании транспортной инфраструктуры», которая пыталась реанимировать и нижегородский, и дзержинский трамвай.

- Мы в своё время смотрели, считали затраты и у нас получилось, что на приведение в нормативный порядок 80% трамвайной сети вашего города потребуется около 15 миллиардов рублей. Это по стоимости сопоставимо с расходами на новую станцию «Стрелка», - утверждает руководитель компании Андрей Шестопалов. - То есть вы получаете фактически аналог метро, только на земле — и не одну станцию, а несколько десятков — с четким графиком движения. Это выгодно и пассажиру — он получает комфорт, это выгодно и инвестору — он получает прибыль. В тесной и редкой маршрутке тяжело соблюсти такой баланс интересов. Всё как в Европе — путь-то давно протоптан. Это и есть транспортный каркас города, от которого можно отталкиваться, планируя другие виды ОТ.

Есть еще одна причина в пользу трамвайной сети: ей можно быстро опутать город и соответственно сделать удобную систему пересадочных маршрутов. То есть, это вопрос экономии денег жителей. По федеральным стандартам россиянин не должен тратить на общественный транспорт более 7% своего дохода, в реальности же большинство отдает около 15%. В рублевом эквиваленте это около полутора тысяч рублей.

Возможно, после подключения маршруток к АСКОП ситуация выпрямится. Конечно, это еще не факт, а вот то, что частники будут выступать против строительства скоростного трамвая, - очень похоже на правду. Кто же просто так отдаст большой пирог в 4 миллиарда годового оборота ? Может быть, муниципальные чиновники найдут компромисс и выстроят такую пассажирскую сеть, при которой и трамваи будут целы, и маршруточники сыты.


Галина Крюкова

 

 

Комментарии
Хотите участвовать в обсуждении? Пожалуйста, пройдите процедуру регистрации
Последние комментарии
Вещь в себе. Дорогая вещь!
Coach, 15:55, вчера
Ну где то же должен был проколоться губернатор. Почему бы не на этой программе? И зная поверхностно...
Проблема глаза режет – но, видимо, не всем!
Юрий Липовецкий, 21:14, 21 июня 2020
А может дело не в канализации,а в том,что десятки ассенизаторских машин льют дерьмо по посадкам...
COVID-сводка за сутки: блокировка транспортных карт, разорение ИП и +150 зараженных
Nadia, 07:11, 01 мая 2020
Недальновидность в самом начале пандемии. Где были призывы к жителям отказаться от поездок на...
Когда возможное на самом деле невозможно
Александр, 20:36, 28 апреля 2020
В декабре оформлял статус безработного в ЦЗН. Куча бумаг, несколько походов в ЦЗН, хамство...
ЖК Дом на Набережной
Сергей, 17:55, 05 апреля 2020
Здесь ответы на вопросы жителей и разъяснения от застройщика: https://youtu.be/nMQd3VrqT5w
Вдруг рано ставить «свечки»?
Роман, 15:52, 03 апреля 2020
Добрый день! К сожалению мы, как и вся страна, оказались в режиме самоизоляции и не успели ответить...
toup