20 ноября 2017, 04:45 Понедельник
Нижний Новгород, 0
Аналитика

Подземный мир фетиша

09:04, 26 июня 2017

Когда Дмитрий Медведев говорил «денег нет, но вы держитесь», он, наверное, имел в виду нижегородцев, которым непременно  нужно держаться за поручень. В нашем городе, сами знаете, без этого в  общественном  транспорте ну никак нельзя: турбулентность очень высокая. А тут ещё бизнесмен из Санкт-Петербурга (ох уж эти питерские!) с предложением наладить наш пассажирский быт и запустить бесплатное (!) метро с 50 станциями — аж до самого Дзержинска. Нельзя нам такое обещать, иначе мы не сможем выполнить наказ  Дмитрия Анатольевича и удержаться — обязательно упадем. Выслушав автора проекта Рината Бичурина, «Репортер-НН» решил познакомиться и с мнением экспертов. А вдруг всё это не сказки, а самая настоящая быль?

По теме

Ждать в Нижнем Новгороде бесплатное метро, на мой взгляд, — всё равно что надеяться на повторное строительство коммунизма в отдельно взятом городе. Понятно, что местному «политбюро» такие дорогие «игрушки» не нужны — они наслаждаются скоростью в служебных авто. А рядовые жители настолько привыкли довольствоваться малым, что радуются даже маршрутке на полуспущенных колесах, если та случайно приехала вовремя.

Инициативу Рината Бичурина нижегородцы в целом встретили с любопытством, но не обошлось, конечно, и без скепсиса. Вот лишь несколько  мнений, которые «Репортер-НН» собрал на станции метро «Московская».

Фото: Metro-Fhоto.ru

- Я за любое движение, тем более за движение метро, - говорит врач Игорь С. - Мне 35 лет, а когда было всего 10, то в газетах писали, что к 2000 году весь Нижний Новгород будет ископан линиями метрополитена. Очень хочу ветку до Щербинок, но даже если я повторю рекорд 101-летнего Владимира Зельдина, то, боюсь, всё равно не доживу до станции в районе улицы Лебедева.

- Это пустая болтовня всё, - обреченно машет рукой пенсионерка Тамара Николаевна. - Какое бесплатное метро, когда цены кругом растут. Да и кому нужны  торговые центры, которые возникнут на станциях нового метро? У нас этих ТЦ хоть соли, хоть маринуй, хоть в блинчики завертывай. Лучше бы вон дороги сделали — там в каждой яме метро можно пускать.

- А я вот не знала, что подписи собирают за новые линии, да еще и бесплатные! Как сайт называется? «Новое метро Нижнего Новгорода»? - удивляется студентка Алина. - Доберусь до компьютера — обязательно проголосую! Я - за станцию в Кузнечихе».

На сегодняшний день свои подписи оставили около 100 нижегородцев, что конечно же, сильно деноминирует размах заявленного проекта. Эксперты в сфере транспорта на эти планы смотрят с пессимизмом. Оно и понятно: подобных примеров в мире пока не существует.

- Вообще, имеется общемировая тенденция, что общественный транспорт часто бывает убыточным. Безусловно, есть положительный пример Гонконгского метро, который демонстрирует прибыль, - говорит транспортный аналитик Николай Киселев. - И то с натяжкой: эта транспортная система частично освобождена от налогов, к тому же получает часть доходов от сдачи своих помещений в аренду. Подчеркну, это касается только содержания инфраструктуры. Строительство метро - пока не окупаемые величины.

МП «Нижегородский метрополитен» раньше тоже зарабатывал на своих помещениях: помните в 90-х многочисленные киоски, где продавались жвачки, заколки для волос и даже сапоги из «натуральной» кожи? Вероятно, такой mass-market себя не оправдал, а процент с проданного «Бубль-гума» даже  близко не покрывал текущих расходов.

К тому же, напоминает эксперт, торговля в переходах метро — это еще и вопросы безопасности, которым сегодня уделяется повышенное внимание. Вряд ли правоохранительные органы разрешат собственнику частной подземки превращать места массового скопления людей в торговую мекку.

- Денег от аренды, скорее всего, не хватит на бесплатный проезд, - поддерживает коллегу администратор группы «Общественный транспорт Нижнего Новгорода и области» Антон Малов. - А сама идея надземного метро провалилась ещё в середине 2000-х, когда её высказывал Шанцев. Он тогда хотел провести его над городским кольцом, убрав трамваи, но никто не поддержал. Сейчас будет то же самое.

Председатель организации «Нижегородцы — за общественный транспорт» Владимир Котов предлагает не зацикливаться на метрополитене и искать альтернативу. Под ней чаще всего  подразумевается скоростной трамвай, хотя специалисты предпочитают более ёмкий термин — легкорельсовый транспорт  (ЛРТ). По популярности он сейчас «обгоняет» старое доброе метро. ЛРТ активно  строится в Европе, Америке и на Ближнем Востоке. Главная прелесть этой системы в том, что она не требует 100% изоляции: пути, безусловно, обособляются, но виадуки и подземные тоннели строятся только там, где это необходимо. Скорость и провозная способность такого экспресса примерно сопоставима с метро.

- По уровню комфорта тоже больших отличий нет, - говорит Владимир Котов. - Пассажир даже выиграет, так как ему не придется тратить силы и время на спуск и подъем к подземной станции.

Скоростной трамвай в Нижнем Новгороде пытались реализовать не единожды. Но каждый раз, когда его линии попадали в Генплан, чиновники брали большой красный карандаш, вычеркивали этот вид транспорта и снова припадали к «земле»: вот такая «метрофилия».

Тем не менее за последние 20 лет ЛРТ планировали построить по улице Ванеева с выходом на дублер проспекта Гагарина, были предложения проложить ветку и по перспективному мосту через Оку - с последующей трассировкой по улице Веденяпина. А уж сколько было неофициальных проектов, которые чиновники хотели реализовать без оглядки на расчеты специалистов, и подсчитать сложно. Среди них линии в Верхние Печеры и Щербинки (они, кстати, отражены в новой КТС до 2030 года), от ДК ГАЗ по проспекту Молодежному и до аэропорта, и так далее. В 2013 году бывший сити-менеджер Нижнего Новгорода Олег Кондрашов предложил губернатору отказаться от строительства метро в сторону Мещерского озеро и протянуть туда скоростной трамвай. Но снова не судьба. Эксперт говорит, что это была большая ошибка.

- Например, стоимость станции метро «Стрелка», которую сдадут к маю следующего года, «потянет» на 10,4 миллиарда рублей. На минуточку, это без малого половина бюджета города. И всего одна (!) станция. На эти деньги можно было построить ветку скоростного трамвая с десятком остановок. С новыми путями, энергохозяйством и современным подвижным составом впридачу, - утверждает председатель городской организации «Нижегородцы — за общественный транспорт» Владимир Котов. - Я думаю, этих денег хватило бы на линию в 10-12 км. Например, можно было восстановить ветку по Канавинскому мосту и сделать ответвление на Мещерку. Причем, охватить не только «угол» у будущего стадиона, но и продлить пути до Волжских мостов и, возможно, дотянуть даже один из «аппендиксов» в сторону Бурнаковской низины.

Эта транспортная схема, кстати, прекрасно бы укладывалась в нижегородский «сценарий» мундиаля, где площадь Минина определена как фан-зона, а основные спортивные события сосредоточены в районе Стрелки. Все эти точки входят в периметр предложенной системы скоростного трамвая, а самое важное — проект «вмещается» в рамки отведенного бюджета.


Такую линию можно было бы построить на деньги, сопоставимые со стоимостью станции "Стрелка"

В Самаре, где сейчас тоже активно готовятся к ЧМ, мудрствовать лукаво не стали и вместо метро решили строить легкорельсовую систему. Не думайте, что из-за особой любви к трамваям. Просто муниципалитет с трудом тянет содержание сложной инфраструктуры, коей является самарская подземка. Сравнение затрат на реализацию транспортных проектов не в пользу приволжской столицы, считайте сами! В Нижнем Новгороде станция «Стрелка» с тоннелями длиной в 2,1 км обойдется в 10,4 миллиарда рублей, а в Самаре ветка в 1,7 км потребует всего 741 миллион. В 10 с лишним раз дешевле! 

Впрочем, зачем нам эти подсчеты? Мы лучше будем строить очень дорогое метро и при этом мечтать о бесплатном проезде, но уже на другой подземке. Мир фетишей — это так приятно. Так что, осторожно, двери закрываются!

 

Александр Седов

Комментарии
Хотите участвовать в обсуждении? Пожалуйста, пройдите процедуру регистрации
О чем говорят
Выборы-2017
13:54, 19 сентября 2017
Последние комментарии
Откопать мечту: питерский бизнесмен собрался строить в Нижнем частное метро
Айлюлиберезонькастояла, 17:55, 24 октября 2017
Ага...Это где-то на уровне межпланетного шахматного турнира, товарища Бендера.
ПППрогнозы
sicilian, 13:50, 18 октября 2017
разогнать ВСЕХ депутатов гордумы с волчьим билетом на участие в политике, набрать новую "элиту" и...
Дважды два – четыре!
sicilian, 13:02, 18 октября 2017
тест
Дважды два – четыре!
sicilian, 12:59, 18 октября 2017
тест
Спасение Ярослава: закономерность или везение?
Юлия, 19:37, 17 октября 2017
Полностью согласна со всем выше написанным. Ни одна служба не могла организовать работу. Можно было...
«Доктор Лиза» и палата
Обычный нижегородец, 14:16, 31 августа 2017
Алекс, судя по одинаковым фразам, это ваше интервью по соседству? Успокойтесь уже, ваши 15 минут...
toup