24 сентября 2018, 22:11 Понедельник
Нижний Новгород, +11

Интервью

Откопать мечту: питерский бизнесмен собрался строить в Нижнем частное метро

18:49, 22 июня 2017

Ринат Бичурин - во всех смыслах человек больших скоростей. Изучив транспортную ситуацию российских мегаполисов, он подготовил  специальные предложения по строительству надземного метро. В зону активной «метрополизации» страны попали сразу 42 (!) муниципалитета, и приволжская столица в их числе. Предполагается, что пассажиры смогут пользоваться новым метро совершенно бесплатно: система будет содержаться за счет аренды помещений, размещенных на станциях нового метро. Городские власти в эту мечту поверить не смогли и отказали предпринимателю в содействии. Теперь он ищет поддержки у рядовых горожан и призывает поставить свою подпись за проведение референдума по строительству "надземки". Перспективы частного метростроения оценил Александр Седов.

По теме

- Ринат, перед интервью я прочитал немало публикаций о вас и, не скрою, был очень впечатлён. Всё-таки подарить половине России мечту о транспорте будущего — это почти сопоставимо с планами Илона Маска. Как вас правильно представить: филантроп, предприниматель, урбанист, транспортник или просто романтик?

- Думаю, что правильным будет — предприниматель. 

- Договорились. Тема метро для любого города-миллионника — это всегда мечта, причем мечта несбыточная, учитывая местные бюджеты. Чем принципиально отличается ваш проект от привычных скоростных рельсовых систем?

- С технической точки зрения - это такое же надземное метро на эстакаде, как во всех развитых странах. Подобные системы уже работают в Нью-Йорке, Париже, Берлине...

- Но, позвольте, бесплатное метро для любого транспортника - это оксюморон. Что-то типа горячего снега, живого трупа и так далее. Где же закопаны миллиарды для строительства метрополитена?

- Доходы метро будут в конечном итоге от потока пассажиров через новые станции. Чем больше пассажиров,  тем больше платежей, которые поступают от арендной платы за коммерческие помещения, входящих в состав этих станций. Вы же не платите за пользование социальными сетями и поисковыми системами.


Бутовская линия в Москве - единственный в России пример строительства легкого метро

- Бывали ли вы в Нижнем Новгороде? Если да, то как оцениваете  нашу транспортную ситуацию?

- Не бывал. Понимаете, транспортная ситуация во всех крупных городах сходная. Метро ваше перегружено и управляется неэффективно. На дорогах пробки не только в часы-пик, но уже и в другое время. Общественный транспорт представлен в основном маршрутками, как в развивающихся странах. Государственный транспорт постепенно приходит в упадок.

- Что вы предложили нашей мэрии? 

- Мы предложили построить с нуля рельсовую систему на эстакаде, ее длина может составить около 80 километров. Это примерно 50 станций. Общие затраты оцениваются ориентировочно до 24 миллиардов рублей. Линии пойдут ещё для связи близлежащих городов с Нижним Новгородом. В Дзержинск, например, и другие пригороды. Детализацию маршрутной сети предполагалось  разрабатывать на следующем этапе продвижения проекта.

- Про содержание нового метро я понял. А где взять 24 миллиарда рублей на его строительство? Это инвестиции, которые уже есть на примете, или это кредиты, или с миру по нитке - с горожан по алтыну?

- Это банковские кредиты, выпуск долговых ценных бумаг и прочие источники частного финансирования с публичного финансового рынка. Проект окупается за 2 года. Поэтому возможно обойтись краткосрочным финансированием без выпуска акций.

Еще раз повторю, что надземка будет строиться без привлечения государственного бюджета любого уровня. Только за счет частных денег. 


Столица Эфиопии Аддис-Абеба - одна из беднейших столиц мира. Тем не менее, здесь смогли построить систему легкорельсового транспорта. Фото news.cn

- И  каков был ответ наших чиновников?

- Администрация Нижнего пытается «доить» федеральный бюджет для строительства метро. Но там таких желающих еще больше десятка со всей страны. Поэтому реакция ваших чиновников была отрицательной. Оно и понятно: появится частное надземное метро и тут же  вскроется неэффективность управления подземным метрополитеном, невозможно будет торговаться с федеральным бюджетом по поводу его строительства.

- А почему для муниципалитетов метро — это своеобразный «клондайк»? Как думаете, тут вопрос престижа или большая ёмкость для коррупции?

- Не секрет, что подземные работы всегда являются уникальными. А проверка обоснованности затрат - задача крайне сложная. Ну и, конечно, отсутствие конкуренции из-за монополии на подземные работы. Вот и считайте...


Такими когда-то были планы нижегородских властей. Сегодня за федеральный счет строится только станция "Стрелка"

- Нижний Новгород — не единственный город, где вы пытались построить частный метрополитен.  Не получилось именно поэтому?

- Да. Кроме того, все мы видим личный интерес в существовании коммерческих маршруток. 

- Над чем вы сейчас работаете и как собираетесь дальше «двигать» свой проект?

- Двигать проект надо с помощью горожан. Следует провести во всех городах референдумы о частном надземном метро. Тогда властям придется разрешить строительство, либо столкнуться с сильным недовольством населения.

- Но, давайте начистоту, россияне — народ флегматичный. Какой уж тут референдум, если многие не могут собраться и выбрать старшего по подъезду?! Или я ошибаюсь, и вы уже получили народную поддержку?

- Люди нас активно поддерживают на нашем сайте «Новое метро Нижнего Новгорода». Общественный транспорт -  вторая после ЖКХ по величине проблема, которая заботит жителей всех без исключения крупных городов России. Надеюсь, у нас всё получится.  

 

P.S.: А что думают эксперты по поводу частного метро в Нижнем Новгороде? Расскажем завтра!

 

Александр Седов

Комментарии
Елена 23:23, 23 июня 2017
На первый, да и на второй взгляд кажется, что это интервью - шутка. Кто же из жителей в здравом уме откажется от такого подарка городу? Проведите референдум и вы получите стопроцентное "за". А вот потом начнётся! Окажется, что подобному строительству мешает буквально всё - половодье, ландшафт, исторические постройки, подземные коммуникации, уровень шума и многое другое. А главное - это люди, которые десятилетиями не могут построить в городе запланированное ещё в 70-х годах метро. Их дело живёт и влияние не ослабевает! Чтобы получить их одобрение, придётся увеличить затраты на осуществление проекта ещё процентов на 50 ( цифра оптимистичная). Почёт, уважение и поддержка тому человеку, который с этим справится! Очень не хочется разочароваться!
ответить на этот комментарий
Обычный нижегородец 23:28, 23 июня 2017
Согласен! Есть ощущение, что этому господину главное - закрепиться хоть в каком-то городе, а уж там пойдет раскрутка на бабло!

Но возможно, мы просто уже отвыкли от хороших идей.
ответить на этот комментарий
Сорочкин А.М. 18:11, 12 июля 2017
Классический трамвай с остановками через 500 метров -никак не может быть скоростным и как внутригородской транспорт архаичен , дорог и постоянно пробкуется. Он должен быть наконец изгнан с автодорог как еще и аварийный.Визги о скоростном новом трамвае - блеф чистой воды-дайте первый транш и город обанкротится.
ответить на этот комментарий
Айлюлиберезонькастояла 17:55, 24 октября 2017
Ага...Это где-то на уровне межпланетного шахматного турнира, товарища Бендера.
ответить на этот комментарий
Хотите участвовать в обсуждении? Пожалуйста, пройдите процедуру регистрации
Последние комментарии
Пропавшую в Кстовском районе Машу Ложкареву видели в Нижнем?
Inoplanet, 07:34, 12 сентября 2018
Девочка которая видела Машу-она просто проявила бдительность.А проверить её слова было легко на тот...
Уже двенадцатый модульный Дом культуры открылся в Нижегородской области
Djon, 09:57, 31 августа 2018
вот дело хорошее, хоть люди будут просвещаться , а то и так в глубинке делать не чего, одно...
Демарш футбольных зюбликов
Вольный, 00:35, 26 августа 2018
Бело-синие цвета и отрезанные годы истории олдскульные болельщики «НН» сочли за плевок. Вы бы...
Артем Баранов: «Какой я есть – таким уж и останусь!»
Обычный нижегородец, 11:42, 24 августа 2018
Уважаемый Arthurjo, нет такой агломерации, которая кому-то не покажется деревней! :) Всё...
Артем Баранов: «Какой я есть – таким уж и останусь!»
ArthurJo, 09:48, 21 августа 2018
"Ну, я-то в Москву точно не собираюсь! Есть один рецепт: четкое следование новой стратегии развития...
Сергей Горин: «Я никогда не переставал общаться с людьми!»
avavilov, 12:34, 12 августа 2018
да, с этим не поспоришь. культурный диалог был всегда и сейчас ощущается.
toup