Новости Нижнего Новгорода. Люди, места, события. Использование материалов "Репортёр-НН" разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.
Трасса через луга, о которой мечтают дорожники, должна была стать частью Восточного обхода Нижнего Новгорода. Но главный элемент этого обхода – мост через Волгу, а вот его-то уже и не обещают. На вопрос: зачем же тогда подводящая дорога от Кстова до Нижневолжской набережной? – каждая из сторон отвечает по-своему. «Репортёр-НН» приводит главные цитаты сегодняшней дискуссии.
Алексей Новожилов, заместитель руководителя Главного управления автомобильных дорог (ГУАД) Нижегородской области:
– Логичнее было бы обсуждать соответствие проекта [автотрассы] природоохранному законодательству, если бы у нас уже был такой проект! Мы сейчас разрабатываем только проект планировки [и межевания]. В нем не должно быть раздела о воздействии на окружающую среду! ППМ только примерно определяет, как у нас пройдет трасса, но он не содержит окончательных решений, в том числе и в отношении охраны природы.
Сергей Бакка, председатель нижегородского отделения Союза птиц России:
– Хочу напомнить, что совсем недавно в Нижегородской области началось строительство трассы М-12 (платного дублера трассы М-7, – прим. РНН). Тогда такого обсуждения, как сейчас, не было, и вопрос о соответствии природоохранному законодательству возник только на стадии проекта. В результате было уже поздно перепрофилировать трассу, и был нанесен экологический ущерб всемирной значимости! Концепция трассы, которая предлагается, полностью уничтожает природное значение Артемовских лугов!
Сергей Новожилов, замначальника ГУАД:
– Говорить, что мы своей трассой всех убьем, наверное, некорректно будет. То, что там обитают редкие виды птиц, растений – это безусловно! Но у нас не так уж много вариантов трассы. У нас есть глобальные задачи – город развивается, растет. Нужно соблюдать баланс интересов людей и животного мира.
Александр Сериков, член общественной палаты области:
– В чем необходимость Восточного обхода при отсутствии Подновского моста?
Сергей Новожилов:
– Это поэтапная работа! Мы не можем сделать всё сразу!
Асхат Каюмов, руководитель экологического центра «Дронт»:
– Федеральное законодательство не допускает действий, которые приводят к сокращению численности краснокнижных животных. Не допускается! Просто без вариантов! Не написано, что [если] кому-то надо освоить федеральных денег, тогда можно [строить] – нет, не допускается! Это федеральные законы, это не я придумал! Если мы проект планировки и межевания размещаем поверх места обитания видов, занесенных в Красную книгу, – нет ли ни у кого мысли, что мы уже немножечко нарушаем требование двух федеральных законов?!
Сергей Попов, замминистра градостроительного развития Нижегородской области:
– Мы в принципе против Восточного обхода? Тогда мы соглашаемся либо с транзитом грузового транспорта через Нижний Новгород – либо мы закрываем транзит вообще, и вот это направление с юга на север обходит Нижний Новгород через Городец или вообще через Казань!
Александр Иванов, урбанист, кандидат экономических наук, ННГАСУ:
– Кто-то про птичек – а кто-то про миллиарды рублей! И те, кто про миллиарды рублей, могут сказать: «Ну, ребят, сколько у вас там птичек? Давайте мы в золоте их отольем всех! – и это будет лишь сотой долей [стоимости] проекта, за который мы боремся». Возможно, эта точка зрения для многих будет звучать убедительно. Но есть одно «но»! В докладе Римского клуба, посвященного развитию человечества, приводится такая скорбная информация: на этой планете 97% всех позвоночных – это люди, скот и домашняя птица. А остальные три процента – это киты, это слоны, это тигры и все прочие, вплоть до самых мелких пичуг. Мы куда-то не туда залезли! Мы настолько превратились, по сути дела, в приложение к свинарнику, к скотному двору, что уже надо, наверное, немного задуматься, куда мы движемся…
Александр Иванов своей презентацией прогнозирует: мост в Подновье, даже если будет построен, через несколько лет только увеличит транзитные потоки внутри города
Ольга Сытина, жительница Кстовского района, экономист:
– Мы давно хотели выяснить экономическую целесообразность этого проекта. Неоднократно задавали эти вопросы Минтрансу и Минграду – но это, видимо, коммерческая тайна! Между тем, среди пяти вариантов трассы есть вариант через Афонино, который не затрагивает Артемовские луга.
Владислав Атмахов, глава экологического комитета Законодательного собрания:
– Не всё население понимает сущность и важность процессов. Вот хорошо, что есть активисты (указывает на Асхата Каюмова, - прим. РНН) – но есть и другие активисты! Иногда мы приезжаем решать вопросы экологического характера, а люди встают – и совсем о другом просят: построить парк новый, какие-то развлечения и так далее. Я действительно боюсь, что нас за эту тему... [будут критиковать]. Надо больше заниматься вопросами просвещения населения. Говорил с жителями Кстовского района – не все знают о значимости Артемовских лугов. Это правда! Они туда ездят на рыбалку, жарят там шашлыки, катаются туда отдыхать, но для них то, о чем мы говорим как специалисты – это иногда темный лес.
Татьяна Виноградова, профессор кафедры ЮНЕСКО ННГАСУ:
– Слушаю всех – и думаю о том, что дорога-то и не нужна! Это правда! Первична идея моста, вторична – обслуживающей его дороги. Теперь моста нет – вопрос и не стоит. И получается, что то, что обслуживает мост, то есть дорога – она «повисает в воздухе». И только всё усложняет.
Такого культурного ландшафта, такого города как Нижний, нет нигде! Я хорошо знаю европейские города, Францию, Германию – я ничего подобного не видела! Где-то люди в такие места едут за много километров – а у нас это всё прямо рядом, всё вот здесь. И вот не ценим мы это всё! Пачкаем, загаживаем – и думаем, как бы тут еще понастроить особняки какие-то, еще денег получить… Знаете, это большая ошибка! Потому что потеря очень большая. Есть какие-то оптимальные решения – надо их находить, договариваться. Во имя будущей жизни они нужны.
Александр Сериков, член общественной палаты Нижегородской области:
– На мой взгляд, нам нужно обратиться в правительство Нижегородской области и в природоохранную прокуратуру. Для того чтобы они дали свое заключение по данному вопросу. Нужно ли сейчас, на этой стадии (создания проекта планировки и межевания, - прим. РНН) заказать оценку воздействия [дороги] на окружающую среду.
Мне как бывшему депутату Законодательного собрания, как бывшему заместителю губернатора странно, почему министерство экологии не выступает сторонником сохранения этой ценности!
Вместо послесловия:
Мария Попова, градозащитница (наблюдала за дискуссией в прямом эфире):
– Проект восточного обхода упорно продвигают заинтересованные стороны. И сейчас только от губернатора зависит остановка этого безумия. Мне кажется, что если бы Глеб Сергеевич увидел видео с этого заседания, услышал настоящих экспертов, болеюших душой за Артемовские луга, тогда бы он сразу дал команду «стоп» этому проекту Восточного обхода!
Трансляция обсуждения - Ирины Карюковой/facebook.com
Александр Пичугин
Фото Артемовских лугов - Полины Масляковой (vk.com/artluga)