Новости Нижнего Новгорода. Люди, места, события. Использование материалов "Репортёр-НН" разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.
Стрелка и исторический комплекс пакгаузов продолжают жить в другом, новом для них измерении искусства. Этой фразой можно было резюмировать восторги всех, кто пришёл на открытие оперного фестиваля международных искусств «Стрелка». Весной здесь проходил театральный фестиваль, световые всполохи пронизывали металлическое кружево пакгаузов на INTERVALS – событии в начале лета, а теперь оперная сцена разорвала небо над Стрелкой непривычным звуком.
Дождь зарядил накануне, срочно пришлось накрывать сцену и зрительный зал, завешивать боковые проёмы. Оперный open-air стал чуть более камерным, для зрителей заготовили пледы, звукорежиссёры корректировали звук.
Алексей Трифонов, куратор международного фестиваля искусств «Стрелка»:
– Цель фестиваля – показать неповторимое соединение классического и современного искусства в городе с богатой историей. Нижний Новгород в этом плане уникален – здесь есть замечательное советское и дореволюционное архитектурное наследие. Стрелка соединяет не только реки, но и постиндустриальную архитектурную красоту с красотой искусства. Дождь нам не испортит ничего. У нас очень хорошая команда звуковиков, они работали на Красной площади на подобных проектах. Уверен, они справятся и с дождём тоже.
Историк, профессор Татьяна Виноградова сидит в первом ряду и улыбается. Она много лет занимается сохранением культурного наследия Нижегородской области, и этот вечер для неё очень значим.
Татьяна Виноградова:
– Этот фестиваль – словно находка драгоценная. Вот проходят крупные международные фестивали, на Манхэттене, в Вене, на Марсовом поле в Париже… А ведь наша Стрелка – это такая же площадка. Это абсолютно один уровень. И вот эти конструкции, они же все были на грани сноса, все говорили, что они ржавые и никому не нужные, а я видела, как они могут жить, какими могут быть удивительными. Но я даже представить себе не могла, что так быстро они оживут и начнут жить такой роскошной жизнью.
Опера – искусство для ценителей. Те, кто сюда пришёл на первый из двух гала-концертов, прекрасно представляли себе мировой уровень выступающих солистов. Лауреат Национальной театральной премии "Золотая маска" сопрано Надежда Павлова, победитель конкурса имени Марии Каллас баритон Димитриос Тилякос (Греция), солистка оперного театра "Колон" меццо-сопрано Гуадалупе Барриентос (Аргентина), солист Большого театра тенор Борис Рудак.
Борис признаётся, что репертуар подобран очень известный и популярный у любителей оперной музыки, лёгкий для восприятия и привычный для самих артистов, чтобы нижегородцы смогли услышать действительно удивительные голоса во всей их силе и красоте.
Борис Рудак:
–– Я начну с плача Федерико из оперы «Арлезианка», очень такая красивая мелодия, плачет человек по любимой (улыбается)и ещё исполню из оперы «Тоска» арию Каварадосси.
– Акустика такого... открытого зала позволит насладиться звуком в полной мере?
– Это больше вопрос к звукорежиссёрам. В театрах акустика другая, там дирижёры управляют и музыкантами и певцом, там звук идёт по-другому. А здесь всё зависит от звукорежиссёров за пультом. Но в любом случае, это красивый живой звук и в этом главное достоинство такой музыки. Всё происходит здесь и сейчас. Фестивали открытые всегда популярны. В той же Австрии люди заранее берут с собой дождевики, плащи и могут в любой момент накрыться и слушать дальше.
– А для вас и для вашего голоса влажность и дождь – не помеха?
– Это конечно не очень хорошо (вздыхает)... Даже скажем так, плохо.
– Плохо для связок или для восприятия голоса зрителями?
– Для восприятия, может, и не заметно, но для голоса однозначно нехорошо. Другая работа лёгких, холодный влажный воздух, более глубокий вдох получается… Да ладно! – резюмирует Борис Рудак улыбаясь. – Аспирин, сон, тепло и всё будет нормально. И будем надеяться на звукорежиссёров, что они дадут нам возможность не форсировать звук и не перегружать голос.
Все волнения закончились, когда зазвучала музыка. Даже искушённые зрители признавались шёпотом и переговаривались в перерывах, что всё звучало очень красиво. Правда в какой-то момент мелкий моросящий дождь превратился в ливень и немного залил баритона Димитриоса Тилякоса и дирижёра Артёма Абашева.
Впрочем, с заминкой справились быстро. Баритон прикрылся партитурой, музыкантов первого ряда передвинули немного вглубь сцены и снова зазвучали высокие и чистые голоса.
Дождь стал своеобразным неожиданным фоном для музыки, которая никогда ещё не звучала на Стрелке. Оперный фестиваль в пакгаузах показал не только возможности площадки, но и смог воплотить очередные надежды на её долгую культурную жизнь.
– Так красиво было! Настолько потрясены и репертуаром необыкновенным, и Верди, и Бизе и Пуччини… но голоса! Это конечно нечто! Мы таких не слышали, – захлёбывается в эмоциях Алла Григорьевна Шапиро. – Я 54 года отработала в музыкальной школе и могу сказать: таких голосов я ещё не слышала вживую! За то, что такое смогли организовать в Нижнем, спасибо огромное! Будем надеяться, фестиваль ещё приедет к нам.
Впрочем, и этот фестиваль еще не закончен: второй гала-концерт – в воскресенье.
Роман Голотвин