03 декабря 2024, 20:11 Вторник

Репортажи

Дистанционное высшее: все иначе, кроме платы!

09:58, 26 апреля 2020

С введением режима самоизоляции вузы, как и общеобразовательные школы, попытались перейти на дистанционный режим работы – и это им удалось, пусть и с разной степенью успешности. Но есть одно большое отличие бесплатного среднего от далеко небесплатного высшего образования: объём передаваемых и усваиваемых знаний изменился, а вот стоимость обучения меньше не стала. История одного из наших читателей показательная, но не единичная. С этим столкнулись тысячи семей по всей стране, и не всем удается сохранять спокойствие, подобно нашему герою. 

По теме

Старшая дочь Ильи Лебедева учится в ННГАСУ на факультете дизайна. Факультет престижный, бюджетных мест на нём всего 10, стоимость обучения для платников одна из самых высоких – 180 тысяч рублей за год. Как только начался период самоизоляции и вузы закрылись, обучение на факультете также перешло в дистанционный формат. Казалось бы, общая проблема, вуз решает ее как может: студентам накидывают на почту задания, а потом собирают выполненные. Где-то бойкий, где-то замедленный процесс. Кто-то называет это имитацией учебного процесса, и по ряду дисциплин это действительно уже фактически самообразование.

В нашей истории главное в том, что факультет дизайна, как никакой другой, не подходит под дистанционный формат. И это не наше мнение, а слова и эмоции студентов и их родителей. Они подтверждают, что там практически нет дисциплин, которые можно начитывать дистанционно. Конечно, вуз, что может, заменяет методичками, самостоятельными работами, за которые тоже ставятся оценки, но легче от этого никому не становится

– У дочери всё упирается в творческие дисциплины и практические занятия, – рассказывает Илья Лебедев. – Я понимаю, что, организовывая дистанционное обучение, без потери качества не обойтись, и мы готовы с этим мириться. Многие вузы сейчас эту систему спешно отлаживают, часть преподавателей к этому, мягко говоря, не готовы, тоже понятно почему. И мы рассчитывали, что, учитывая такое изменение объёмов и качества, вуз пойдет на какое-то снижение стоимости обучения. Но этого не произошло. Я знаю, что в других вузах эти вопросы тоже поднимались, и вокруг этого много копий сломано.


Карикатура в тему от Евгения Крана

Мы разговариваем спокойно, Илья, как и многие родители студентов, подтверждает, что сейчас не до разборок и жалоб, но нет понимания – что за образование получит девушка через электронную почту за ближайшие 2.5 месяца изоляции. Вуз Илья тоже считает заложником ситуации, и наверняка учебное заведение само не в состоянии скорректировать стоимость обучения, учитывая такой форс-мажор, как "дистанс" на творческом и практическом факультете.

– Я понимаю, что ННГАСУ тоже непросто, – говорит Илья, – но может тогда запросить Москву, попросить дотаций из бюджета? На факультете дизайна учатся дети из разных семей, не все в состоянии платить по 200 тысяч рублей, да и почему мы только о проблемах вуза говорим? Разве родители – не с теми же проблемами столкнулись?

– Очень странно всё организовано, – подтверждает студентка ННГАСУ София. – У нас есть преподаватели возрастные, с высокими технологиями мало знакомы, у половины даже электронной почты не было, только недавно они приспособились получать наши работы. Нам говорят – рисуем на такую тему, результат на почту. А в ответ допустим гневный комментарий – переделать, все не так. А как переделать? Нет контакта, нет общения с преподавателями. Занятия по скульптуре – а нам сказали: купите скульптурный пластилин и лепите на такую-то тему. Чему я так научусь? Контроля как такового нет, обратная связь слабая. Это, по сути, самообразование получается, я и сама могу по методичкам из интернета порисовать и полепить и что-то поделать.

– Жалко преподавателей! – подхватывает студент того же вуза Алексей. – Многие пожилые, с почтами, прямыми эфирами и, упаси бог, онлайн-лекциями они не сталкивались  и не хотели бы. Конечно, падает качество, но при этом заданиями заваливают нормально так. Мы на лекциях столько не учили, сколько нам сейчас загружают на почту, пытаются компенсировать очное общение с преподавателями большими объёмами того, что нужно изучать самостоятельно. В других вузах, я знаю, и онлайн-лекции есть, и общение по видеоконференции, а у нас сплошная переписка.

Если с позицией студентов и их родителей всё ясно, то мнение руководства ВУЗа стоит выслушать хотя бы для того, чтобы составить полную картину. Ректор Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета Андрей Лапшин объяснил, почему они не могут снизить цену на обучение и почему некоторые студенты недовольны новой формой дистанционного образования:

– Вопросы по ценообразованию в условиях дистанционного обучения возникают сейчас часто и у многих студентов. Но надо помнить, что дистанционный формат – это не замена формы образования (на очно-заочную или заочную). Количество контактных часов преподавателя и студента не уменьшено, и неважно, в каком формате они реализуются, в аудитории или дистанционно. Учебный план мы не меняли, а значит объём преподаваемых дисциплин сохраняется точно таким же, как и при контактной работе в аудиториях.

Андрей Лапшин объясняет, что в прежнем объёме сохраняются все лекционные занятия с использованием различных информационных технологий, а если дело касается творческих направлений подготовки, то точно также, как и при контактной работе в аудитории, преподаватели выдают задания по живописи, по графике, и оценивают присланные работы. Фактически самостоятельные работы студентов.

– Могу сказать даже, и студенты это чувствуют, заданий стало больше и больше самостоятельной работы. Это не только у нас, но и в других вузах, – добавляет ректор.

– Что со стоимостью обучения? Если студенты или родители считают, что получают меньше знаний, им может быть уменьшена плата за обучение?

– Есть нормативы стоимости обучения одного студента бюджетного места, сколько государство платит за него, и вуз не имеет права устанавливать стоимость платного обучения ниже установленного норматива. Есть и оговорка – при снижении стоимости обучения вуз должен компенсировать эти затраты из чистой прибыли.

24 апреля на брифинге в Москве министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков заявил буквально следующее:

«Взаимоотношения университета и студента оформляются договором, в котором закреплены условия обучения. Вопрос об изменении стоимости правомерно ставить только в том случае, если качество образовательных услуг было очевидным образом снижено».

Фальков также добавил, что, учитывая текущую ситуацию, министерство науки и высшего образования совместно с Российским союзом ректоров, Советом Ассоциации ведущих университетов и Ассоциацией «Глобальные университеты» прорабатывает пакет экономических мер поддержки студентов в условиях пандемии.

От слов до мер поддержки студентов ещё много воды утечет, однако интерес вызывает именно формулировка «снижение качества образовательных услуг». Взгляды на качество образования у студентов и у преподавателей вуза могут розниться – и каждый будет по-своему прав. Если ВУЗ престижный, бюджетных мест мало, конкурс высокий и стоимость обучения немалая, значит, качество образования на высоте? Но кто сейчас сможет адекватно оценить качество дистанционного образования, если от него пока что стонут не только студенты, но и преподаватели?

– Мы образовали через студенческие советы сбор обратной связи – какие есть проблемы при дистанционном обучении? Все контакты есть на сайте университета, и я сам открыт для предложений и претензий, – говорит ректор ННГАСУ Андрей Лапшин. – Я понимаю, что всем нам непросто, поэтому и призываю к диалогу. 

Ситуация действительно непривычная и неудобная для всех. Пока длится период самоизоляции, вряд ли что-то изменится в части стоимости, но вот учебный процесс все равно придется как-то корректировать. Уже есть информация, что некоторые практические занятия в ННГАСУ, которые никак нельзя заменить дистанционкой, будут перенесены предварительно на осень. Пока именно на осень все смотрят с надеждой, как на окончание периода изоляции и возвращения массовых мероприятий. 


Роман Голотвин

 

Комментарии
Хотите участвовать в обсуждении? Пожалуйста, пройдите процедуру регистрации
О чем говорят
О ретротрамваях
19:40, 02 октября 2022
Последние комментарии
Блог редактора: попытка № 5 в «Школе 800»
David, 16:48, 24 апреля 2024
Сайт https://otsiv.ru помогает раскрутить ваши любые медиа по низкой стоимости и быстрое время...
Svetlana M., 14:32, 03 ноября 2023
Удалите, пожалуйста, предыдущие комментарии.
Svetlana M., 09:55, 03 ноября 2023
В аферах Сухановского. Дополнение к комментарию.
Svetlana M., 09:53, 03 ноября 2023
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как встретиться с Лазоревым Евгением Ивановичем? У меня есть...
Защитить градозащитницу?
FlacoLoco, 20:23, 31 июля 2023
Пустоглазые жаждут мести, они так устроены генетически, с рождения, но и градозащитнице надо...
Фото дня: дождь сорвал дорогостоящий праздник «Волжский сабантуй» в Автозаводском парке
Зиля, 12:08, 11 июля 2023
Многократно участвовала в делегациях разных сабантуев. С такой халатность столкнулась впервые...
toup