Новости Нижнего Новгорода. Люди, места, события. Использование материалов "Репортёр-НН" разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.
Переосмысление городской среды и создание новых объектов уличного искусства – задачи совсем не простые, учитывая, что интересных художников со всей страны нужно собрать у нас в городе, найти поверхности, рисунки на которых будут и интересны и не враждебны жителям.
Фасад в центре города
Только благодаря фестивалю «Место» и его инициатору и постоянному идейному вдохновителю Никите Nomerz’у Нижний Новгород на карте России занимает особое место. Большинство уличных художников называют наш город в числе двух самых дружелюбных городов для стрит-арта (вторым признается Екатеринбург) и с удовольствием приезжают сюда повторно.
Никита Nomerz:
– В этом году больше объектов, больше локаций, сами объекты стали масштабнее. Удалось привезти 17 иногородних авторов и около 10 нижегородцев принимали участие. Команда фестиваля стала больше, больше волонтеров нам помогали в этот раз, спасибо им большое. И ответственность была, конечно, больше – всем помочь, предоставить вышки для работы, всех заселить. Самый первый фестиваль я организовывал один, ребята приезжали и жили в хостелах и на вписках где-то, теперь мы можем организовать нормальное проживание в гостинице, у нас хорошие материалы и размах больше. Правда, пока все художники работают без гонораров, но зато искренне за идею. Благодаря гранту, который мы выиграли - все удалось сделать в этот раз на более высоком уровне. А город к концу лета получил стрит-арт-праздник и много новых, достойных, ярких и интересных объектов.
Ковид и политика внесли в фестиваль свои коррективы. Он переехал с начала лета на конец, лишился нескольких иностранных художников. Не смог приехать и участник из Беларуси, но уже по причинам другого свойства.
Основная часть работ расположена в Канавине. Центр города перенасыщен стрит-артом, и фестиваль заботливо берет под своё крыло интересные и пустые локации в заречной части.
Например, диптих «Прятки» разместился на двух соседних фасадах домов микрорайона Мещерского озера.
Сразу два художника здесь работали в паре - Василий Lst и Александр Демкин. Александр в Нижнем частый гость, в родной Рязани рисовать очень много не получается, зато здесь давно живут несколько его масштабных работ.
Александр “Dyoma 21” Демкин:
– Сложно работать с большими поверхностями, но и интересно, конечно. Мы приехали фактически за неделю до фестиваля, примерялись, делали эскизы, работа у нас носит название «Прятки», и на каждом фасаде есть и мои рисунки и моего коллеги Василия Lst, по технике можно увидеть – мы все же немного отличаемся. Зато композиция получилась не совсем такая, как предполагали, рядом с домами много зелени и получается, что фасады тоже «прячутся» друг от друга. Получились такие прятки в масштабах города. Жителям нравится, часто подходят, спрашивают, благодарят. Так работать очень комфортно.
Dyoma 21 и Lst с местным жителем
Направленность работ и их стилистику никто не подсказывал и не диктовал. Во-первых, стрит-арт-культура диктата не терпит, а во-вторых, художники и сами знают, что и как они могут нарисовать – главное, попробовать совместить рисунки и место по смыслу. Это кое-где удалось. Работа Ивана Найнти посвящена летчику Валерию Чкалову и разместилась недалеко от завода «Сокол».
Свою большую собирательную работу художник из Севастополя Алексей Кислов доделывал вплоть до вечера последнего дня фестиваля, и она размещена недалеко от Окского съезда. На ней неофициальные символы города, какие-то узнаваемые и незнакомые элементы городской истории и культуры.
Анатолий Акуе работал с зданием рядом с Борским мостом, и его работу можно увидеть, как подъехав снизу, так и сверху, просто проезжая по мосту.
Анатолий Акуе:
– Поскольку я работаю в такой абстрактной технике, я не люблю называть как-то свою работу и рассказывать, какие смыслы я ей придаю. В этом логика стрит-арта и любого уличного искусства: человек должен сам что-то испытывать, глядя на мой рисунок, а не ждать подсказки и не искать смыслы, которые вижу я.
Совсем в другой технике и с другими материалами работал Владимирский художник Кирилл Ведерников. Его работа «Торговка» расположена за Нижегородской ярмаркой и вдохновлена именно территорией. В основе собирательный образ восточной женщины, окруженной старинными предметами – кувшинами, чайниками и утюгом. И это, конечно, отсылка к Ярмарке XIX века.
Кирилл Ведерников:
– Фестиваль «Место» очень крутой, потому что здесь есть то самое важное, что нужно художнику – возможность работать, место, где обсудить свою работу с другими художниками, уровень организации. Я был на разных фестивалях и за рубежом тоже. Так вот, если сюда добавить несколько зарубежных художников – будет такой крутой европейский фестиваль. Причем когда я говорю об уровне, речь не о каких-то пафосных вещах. Здесь все компактно, просто и по теме, нет ничего лишнего, ты работаешь и тебе ничего не мешает.
"Торговка" Кирилла Ведерникова
Никита Nomerz:
– Помимо графических работ, мы всегда добавляем в программу фестиваля разные активности, мастер-классы, лекции, в этот раз их тоже было много, а также много экскурсий. В прошлом году было очень много людей на экскурсиях по стрит-арту, и мы сделали в этот раз больше экскурсионных программ.
Экскурсия Никиты Nomerz'а - композиция "Истребитель"
Но, увы, пандемия внесла коррективы и сюда, поэтому людям приходилось заранее регистрироваться и попасть смогли не все, зато можно самим поездить по точкам, мы обновили онлайн-карту фестиваля.
Все яркие и концептуальные работы не вместит ни один репортаж, зато у жителей города есть постоянная прекрасная возможность изучить городской стрит-арт от лучших художников страны.
Начавшись ещё за неделю до официальных дат с подготовки поверхностей, фестиваль финишировал граффити-конкурсами и баттлами, но не закончился августовским воскресеньем. Готовится большой фильм по минувшему фестивалю, художники уже вне программы фестиваля продолжают рисовать, и если даже учесть, что специально к 800-летию никто ничего не рисовал, большинство работ абсолютно попадают в нижегородскую айдентику, потому что близки городу и являются его отражениями. А на зеркало пенять, как мы помним, очень глупо.
Роман Голотвин