13 апреля 2021, 11:21 Вторник
Нижний Новгород, -2

Репортажи

Корень коммунального зла

15:11, 05 марта 2021

Для журналистов нижегородское ЖКХ – бездонный источник острых информационных поводов. А уж нынешней зимой не нужно даже глубоких расследований, чтобы прочувствовать весь ужас состояния дорог, домов и дворов в Нижнем Новгороде и других городах и поселках региона. Иногда для хорошего материала достаточно лишь открыть входную дверь своей собственной квартиры – в конце концов, журналисты по большей части – такие же жители многоквартирных домов, как и герои их репортажей. Но главный парадокс в том, что, несмотря на негативный информационный шлейф, ЖКХ остается весьма прибыльным бизнесом для домоуправляющих компаний! Почему же деньги жильцов исправно повышают благосостояние бизнесменов от ЖКХ, но не помогают вытянуть нижегородцев из трущобного существования? Эта тема настолько объемна, что «Репортёр-НН» задумался об отдельном спецпроекте.

По теме

Легких путей мы не ищем. Проще всего было бы показать наиболее очевидные коммунальные язвы города, чтобы вызвать закономерную волну негодования читателей. То есть, говоря современным языком, «словить хайп». Но наша цель серьезнее. Мы хотим разобраться, в чем же причина нынешней ситуации в ЖКХ и почему она не меняется десятилетиями.

Ответ на этот вопрос редакция «Репортёра-НН» – а именно Роман Голотвин и Александр Пичугин – намерена искать не только в тиши редакционных кабинетов, но и «в полях». И мы выдвинулись в Верхние Печеры!

В поисках типичности

Почему именно сюда? Известно, что наибольшую прибыль коммунальному бизнесу приносят относительно свежие многоквартирные и многоподъездные дома. То есть именно такие, как в Верхних Печерах. В этом микрорайоне мы и рассчитываем найти типичное, максимально усредненное состояние жилого фонда и прилегающей территории.

Таков был изначальный расчет – и он не совсем оправдался! Выяснилось, что и в самих Печерах ситуация сильно неоднородна. Многое зависит от способа управления жильем и от самой управляющей компании.     

Вот, например, дом 1/1 по Верхне-Печерской, управляется ДК Нижегородского района. Здесь и раньше не чувствовали особого внимания УК, а нынешней снежной зимой ситуация ухудшилась окончательно.

– Мы больше 35 лет живем в этом доме, и никогда такого безобразия не было! – рассказывает местная жительница Марина Гусева. – В подъездах клоака – убираются очень редко, дворники почти не чистят снег. В 2019 году тоже было сложно, но тогда хотя бы убирали дороги и тротуары, а сейчас и это делать перестали. Никакого благоустройства, газонов, детские площадки – только те, что установили в советские годы. И при этом за трехкомнатную квартиру мы платим 10 тысяч рублей!


Двор дома 1/1 по Верхне-Печерской в 11.00 после легендарного ночного снегопада 13 февраля

Евгений Ражкин, чистящий машину от снега у дома 8 по Казанскому шоссе (управляется компанией «Жилбытсервис»), знакомит нас с собственным сравнительным опытом.

– У меня квартира в восьмом доме, но я здесь не живу, у меня ещё две квартиры на Верхне-Печерской улице. Могу сравнить. Вот там – существенно дороже стало платить за жильё, но там счетчиков нет. Там я плачу 6 и 7 тысяч, и это без света и отопления, а здесь четыре с половиной –  это за всё вместе. Поднимается ли квартплата? Ну, поднялась, наверное, но я особо не приглядывался – везде поднимается.


Евгений Ражкин
 

«Нас кто спрашивает? Плати – и всё!»

Вот в чем точно прослеживается типичность, так это в отношении людей к цифрам в платежках. И отношение это… никакое! Все настолько привыкли к удорожанию жизни, что практически не удивляются постепенному росту квартплаты – и это уже вне зависимости от управляющей компании.

Ольга Николаевна Мещерякова, жительница дома 10/6 по Казанском шоссе (УК «Жилбытсервис»):

– В этом году не платили ещё, не могу сказать, выросла квартплата или нет, в январе, вроде, такая же была. В прошлом году было такое, что прямо резко подскочила. Мы платили около шести, потом сразу стало восемь.

– Объясняли почему?

– Да не знаю, я не интересовалась. Да и многие – кто-то шумел, а кто-то и не интересовался, заплатил. Приняли как должное, потому что никто же не хочет конфликтов.

Светлана Семенычева, жительница д.8 по Казанскому шоссе (УК «Жилбытсервис»):

– Плачу пять тысяч за январь-февраль за «двушку». А раньше, вот в прошлом году, и четыре не платили. Конечно, стало дороже, но у меня ощущение, что оно же все равно все повышается кругом, не только у нас – везде. На все цены растут, значит, и тут растет. Не нравится это, конечно, а что делать?

Михаил Семенович Теряев:

– Тут плати, там плати, за гараж вон плати 800 рублей, ни с кем не свяжешься, не поспоришь, листок пришёл – плати. Привыкаем уже, что повышения одни, никуда не пожалуешься. Не помню, чтобы квартплата понижалась, а растет постоянно. А нас кто спрашивает? Плати – и все!

Председатель Союза защиты прав потребителей в сфере ЖКХ Наталья Шартанова подтверждает: лишь единицы пытаются разобраться, насколько обоснованы те или иные строчки в платежках и оправдан ли рост квартплаты в целом.

– Вы понимаете, сейчас еще и вводят автоплатежи, то есть люди даже не видят своих квитанций! Не знают, сколько за что пришло, если есть разделение на две квитанции – куда какая статья расходов ушла… Людям всё равно, какие там цифры! Разве что бабульки берут эти квитанции, смотрят, сравнивают с предыдущей, звонят нам и спрашивают: «Вот, тут на десять, тут на 16 рублей почему-то больше!» С ноября вдруг на почте стали брать комиссию при оплате за капремонт.

К слову, именно по форме оплаты у людей больше всего конкретных замечаний. Например, жители домов «Жилбытсервиса» в один голос упоминали неудобную оплату «жировок» наличными через кассу. В основном все жалуются на неудобство, но вот две пенсионерки, Людмила Сергеевна и Маргарита Николаевна, стараются свести всё на шутку.

– А нам не сложно, – говорит Людмила Сергеевна, – у нас и наличные деньги с собой – и доползем до кассы, когда надо, и заплатим, там очередей нет.

– Да, у нас же денег навалом, пошли и заплатили, – смеется Маргарита Николаевна, – а они аппарат не могут купить, чтобы можно было картой платить. Бедные и несчастные.


Неунывающие пенсионерки Людмила Сергеевна и Маргарита Николаевна

А что с конкуренцией?

Казалось бы: если не устраивает управляющая компания – смени! Но это сложно сразу по нескольким причинам.

Кому-то может показаться, что и идти-то особо некуда: в Нижнем Новгороде давно «рулит» могущественное и непрозрачное «пятидучье», то есть настоящий коммунальный холдинг, объединяющий пять районных ДУКов города. Об этом ЖКХ-монстре нужно говорить отдельно, но пока отметим главное: на «пятидучье» свет клином не сошелся!

– Конкуренция есть! Если вы придете в Государственную жилищную инспекцию, вам покажут этот реестр, в котором 70 управляющих компаний. Пожалуйста, если есть желание – уходите в другую управляющую компанию. Этим должны пользоваться жители! – говорит Наталья Шартанова. – Заключили договор на год, и если не нравится управляющая компания, нужно говорить: «Хорошо, вы ничего не сделали – мы пошли в другую!» Но, извините, если дом большой, шестиподъездный, очень сложно собрать общее собрание. А это самое главное! Важно это собрание правильно провести, вовремя подать уведомление и так далее.

– Сложный вопрос. Менять домоуправляющую компанию – сложная процедура, – подтверждает сопредседатель регионального штаба ОНФ Борис Караганов. – По инициативе ОНФ в министерстве даже создавали методику «Как сменить домоуправляющую компанию». Ее можно сменить, некоторые жители это делают, но нечасто. Люди все заняты работой, они пришли домой уставшие, им часто не до этого. Нужен «заводила», который будет всё это делать. Когда такой человек есть, решаются многие вопросы.

И вторая важная проблема, помимо бюрократической – у людей нет ощущения, что смена управляющей компании что-то может изменить. Трансформация муниципальных дирекций в частные ДУКи «к рывку в сфере ЖКХ не привела», констатирует Борис Караганов:

– Еще в 2000-е годы были муниципальные предприятия, ДЕЗы. И тогда говорили: «ДЕЗы – это неэффективно, они работают плохо!» На моих глазах ДЕЗы превратились в акционерные общества – и ничего не изменилось, а по некоторым вопросам – это мое личное мнение – стало хуже. Беда в том, что управляющим компаниям иногда дешевле заплатить штраф, чем что-то делать.

Где же выход?

Один из наиболее очевидных способов улучшить свой дом и двор – создать ТСЖ. Но это очень трудоемкий путь, требующий гораздо большего – буквально каждодневного! – внимания к своему месту жительства. По сути, это как переехать из городской квартиры в деревенский дом. Каждый ли готов к такому повороту в жизни? – вряд ли.

Остается единственный путь: учиться работать с домоуправляющей компанией, нынешней или новой. Заставлять ее работать, не терпеть непрозрачность и неудобные правила. И главное – не быть инертным! Именно в нашей апатии кроется корень коммунального зла, говорят эксперты.

– Домоуправляющие компании этим и живут – нашей инертностью! – говорит Наталья Шартанова. – Если в доме нет активного человека, председателя совета дома, такие дома обычно заброшенные. А люди живут и оплачивают! Если в Европе люди привыкли контролировать каждую статью расходов, у нас многие въехали в квартиры еще в советские годы бесплатно – и до сих пор ждут, что кто-то там придет и разберется с проблемами. К нам приходят с жалобами – и тоже надеются, что за них мы всё напишем. «Сделайте, пожалуйста, я вам банку кофе принесу!» - говорят. Но так же не бывает!

«Репортёр-НН» принимает важное для себя решение: с этого момента гораздо больше внимания уделять именно жилищно-коммунальной сфере. По сути, зреет полноценный спецпроект под условным пока названием «ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ Х…» Нам бы очень хотелось, чтобы на месте последнего слова в этом названии люди видели именно слово «хозяйство», но пока чаще приходит в голову «хамство», «хулиганство» – и далее по мере читательской испорченности!

Мы будем рассказывать не только о негативных примерах наплевательского отношения коммунальщиков к проблемам горожан, но и, надеемся, о приятных исключениях. Возможно, однажды они превратятся в правило!


Александр Пичугин, Роман Голотвин

Комментарии
Хотите участвовать в обсуждении? Пожалуйста, пройдите процедуру регистрации
Последние комментарии
Юрий Подгорнов: «Балахнинцы хотят, чтобы жизнь стала лучше намного быстрее»
admin, 14:00, 06 апреля 2021
Уважаемые читатели! Раздел блогов на нашем сайте для того и существует, чтобы высказывать ЛИЧНОЕ...
Равнодушие смерти подобно
ДжуВиСи, 11:31, 03 апреля 2021
Очень хочется понять, почему не дали видео? Побоялись, что привлекут к ответственности? Ужас
Юрий Подгорнов: «Балахнинцы хотят, чтобы жизнь стала лучше намного быстрее»
Zema, 16:58, 01 апреля 2021
Подгорнов является близким другом председателя думы Балахнинского муниципального округа. Этот...
Юрий Подгорнов: «Балахнинцы хотят, чтобы жизнь стала лучше намного быстрее»
Владимир, 10:18, 01 апреля 2021
Уточнюсь, что данный персонаж,Подгорнов, никакой не бизнесмен вообще никто. Пытается создать...
Юрий Подгорнов: «Балахнинцы хотят, чтобы жизнь стала лучше намного быстрее»
Heals, 07:35, 01 апреля 2021
Откровенно, Александр, вы удивили, опубликовав эту словесную пургу человека, который при Глушковых...
Отец, скрывающий детей вопреки решению суда, рассказал свою версию событий
АЛЕНА, 11:31, 23 февраля 2021
Стыдно за органы власти, которые не могут решить такой простой вопрос, как исполнение решения суда...
toup