Новости Нижнего Новгорода. Люди, места, события. Использование материалов "Репортёр-НН" разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.
Автомобиль, управляемый силой мысли
Если точнее, это называется «нейромобиль». Разработкой транспортного средства без руля, которое повинуется мысленным сигналам, занимаются ученые ННГУ. Система датчиков, фиксирующих мысли водителя вмонтирована в его головной убор. Но есть одна проблема: система улавливает сигнал к повороту, но не способна определить, насколько крутым должен быть этот поворот. Именно поэтому разработка нейромобиля идет параллельно с более привычными исследованиями в области беспилотного автотранспорта.
- Данный интерфейс не имеет возможности уловить, насколько сильно нужно повернуть, чтобы совершить требуемый маневр. Здесь, по нашему замыслу, на помощь должна прийти система ассистирования пилоту, вмонтированная в нейромобиль. По задумке ее функция состоит в анализе дорожной обстановки и прогнозировании вариантов движения транспортного средства в высокодинамичной среде. Рассчитанные варианты визуализируются, и уже из них пользователь осуществляет выбор, - рассказал «Известиям» руководитель лаборатории интеллектуальных биомехатронных технологий ННГУ Василий Миронов.
- Нейромобиль позволит сделать более комфортной и свободной жизнь миллионов россиян, - отметил глава Нижегородской области Глеб Никитин. - Он нужен людям с патологиями конечностей, церебральным параличом, последствиями травм головы, рассеянным склерозом и другими заболеваниями. По данным разработчиков, людей, которые сейчас ограничены в мобильности из-за особенностей здоровья и которым мог бы помочь преодолеть эти трудности нейромобиль, в России порядка 13 миллионов человек.
Фото rian.ru
Нижегородская модель нейромобиля предназначена прежде всего именно для индивидуального использования. От лучших мировых аналогов ее отличает более низкое, на 30-55%, энергопотребление и самый высокий по сравнению с ними удельный крутящий момент. Кроме того, себестоимость отечественного нейромобиля ниже, чем у зарубежных образцов, говорят в ННГУ.
Грузы на подушке
Модель грузовой платформы на воздушной подушке, разработанная в нижегородском ООО НПК «ИМИЦ», и вовсе не имеет аналогов в мире. Судном грузоподъемностью 25 тонн уже заинтересовались китайские участники «Иннопрома».
- Мы договорились, что уже на следующей неделе одна китайская делегация приедет к нам, чтобы посмотреть образец подобного судна на 8 человек. В частности, в порту Далянь, между Благовещенском и Далянем работает переправа, где есть потребность в судах на воздушной подушке. Предварительно китайские партнеры заявили потребность втрех таких платформах, - рассказывает гендиректор предприятия Владимир Кузьмичев.
Кроме того, ООО НПК «ИМИЦ» рассчитывает на помощь региональных властей в части получения федеральной поддержки. Например, госбюджет мог бы компенсировать предприятию расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а также выдать льготные займы. Глеб Никитин уже призвал руководство предприятия готовить документы ддля участия в федеральных программах.
Свое ЧПУ под надежной защитой
Станки с числовым программным управлением (ЧПУ) обычно базируются на иностранном программном обеспечении, но Нижегородская область представила на «Иннопроме» первую система ЧПУ на отечественной элементной базе с защитой от несанкционированного доступа. Разработкой ПО занимается НИИИС вместе с нижегородской фирмой ООО «Модмаш-Софт».
- До сих пор в этой области наша страна полностью зависела от импорта, а внедрение импортозамещающего продукта на отечественной компонентной базе для металлообрабатывающих станков позволит обеспечить нашу промышленную безопасность, - подчеркнул глава региона.
Всего на стенде Нижегородской области представлено более 20 инновационных разработок. В целом, по словам Никитина, уровень цифровизации экономики Нижегородской области уже сейчас заметно выше, чем в целом по стране. На «Иннопроме» достигнута договоренность об участии в создании цифровой экономики региона мирового лидера в области информационных технологий и сетей – компании Cisco.
Александр Пичугин