27 июля 2024, 07:18 Суббота

Репортажи

Ошибка на миллиард: «выживет» ли Нижегородский гидроузел?

10:12, 21 февраля 2021

На минувшей неделе в российских медиа появилась обнадёживающая новость: Минтранс РФ якобы отказался от идеи строительства Нижегородского гидроузла и задумался о реконструкции существующего объекта - Городецкой нитки шлюзов. Насколько эффективным может быть альтернативное решение и есть ли вероятность, что низконапорный гидроузел всё-таки построят, «Репортёр-НН» спросил у экспертов - участников дискуссии вокруг строительства.

По теме

Напомним, проект Нижегородского гидроузла предусматривает строительство низконапорной плотины вблизи деревни Большое Козино в Балахнинском районе. Плотина рассматривается как решение проблемы снижения глубины судового хода на участке между Городцом и Нижним Новгородом.

В 2019 году власти планировали выделить на строительство 43,5 млрд рублей. По оценкам экологов, только в Балахне ущерб животному миру от реализации проекта может превысить 330 млрд рублей - без учёта ущерба, связанного с уничтожением лесов и селитебных земель, а также подтоплением кладбищ и скотомогильников.

В зонах перспективного затопления - Городецком, Балахнинском районах Нижегородской области, Нижнем Новгороде - проходили массовые протесты против проекта. Под интернет-петицией против гидроузла подписались 125 тысяч человек.


Пикеты марта 2019 года

Одинокий Минтранс

17 февраля Совет Федерации провёл круглый стол о приоритетных направлениях развития внутренних водных путей в России. На нём заместитель министра транспорта РФ Александр Пошивай рассказал, что 15 февраля на совещании у зампреда правительства РФ Марата Хуснуллина было принято решение о строительстве дополнительной камеры шлюза 15А на Городецком гидроузле.

Пошивай отметил, что новый проект не решает всех задач, которые решило бы строительство Нижегородского низконапорного гидроузла.

«Но всё-таки это будет решение проблемы… разделения реки Волги на две части, - пояснил чиновник. - Чтобы этот нижегородский узел, который, к сожалению, является Гордиевым узлом, был разрублен».

Позже пресс-служба Минтранса РФ в ответ на запрос издания «Деловой квартал - Нижний Новгород» сообщила, что правительство прорабатывает вопрос о строительстве дополнительной камеры шлюза Нижегородской ГЭС и дноуглубительных работах на участке в 40 км. Правительство Нижегородской области заявило, что не имеет «принципиальных возражений» по проекту.

Кроме заявления Пошивая, официальной информации о принятом решении по Нижегородскому гидроузлу опубликовано не было. Проект не упоминается в отчёте о заседании на сайте Совета Федерации. Нет и протокола совещания у Хуснуллина на сайте правительства России.

Временная отсрочка

Профессор ВГУВТ, инженер-гидротехник Игорь Липатов полагает, что появление нового шлюза в Городецком районе в сочетании с углублением дна Волги может временно снизить потребность в строительстве Нижегородского гидроузла. Но проблему судоходства на участке между Нижним Новгородом и Городцом не решит.

По словам господина Липатова, альтернативы гидроузлу - строительство третьей нитки шлюзов, параллельного шлюза или полушлюза на Городецком гидроузле - обсуждались и просчитывались ещё в 1970-1990-е годы. Проблема в том, что постоянно углублять дно невозможно - река на это реагирует негативными изменениями, считает гидротехник.

- Дноуглубительные работы не решат проблему судоходства, а только усугубят её, - подчёркивает профессор ВГУВТ. - Университет располагает данными многолетних наблюдений, которые подтверждают прямую зависимость между проведением дноуглубительных работ и сокращением свободной поверхности реки.

По мнению Игоря Липатова, сейчас чиновникам нужно показать результаты работы - вот почему они внезапно поддержали строительство шлюза. По оценке профессора ВГУВТ, стоимость проекта может составить 25 млрд рублей. При этом через 5-7 лет необходимость появления гидроузла возникнет снова, убеждён он.

Хорошо, но не бесплатно

Во время дискуссии вокруг Нижегородского низконапорного узла в качестве безопасной и разумной альтернативы рассматривалось строительство третьей нитки шлюзов Городецкого гидроузла, напоминает исполнительный директор экологической организации «Вьюница», лауреат региональной премии в сфере охраны окружающей среды имени В.В. Найденко Владимир Орехов. Как возник вариант с одиночным шлюзом и почему федеральные чиновники его поддержали, неизвестно, отмечает он.

Достоинство третьей нитки шлюзов - в том, что для её строительства не потребуется приостанавливать движение судов, отмечает господин Орехов. Но оба проекта безусловно лучше, чем низконапорная плотина, подчёркивает он. Они не несут столь масштабных отрицательных последствий для окружающей среды и жителей, какие мог бы иметь низконапорный гидроузел.

- В нижнем бьефе Городецкого гидроузла нет проблем с судоходством в течение практически полугода. Можно сказать, проблема маловодья на реке создана искусственно, - говорит он. - Судоходство на Волге ограничивают правила использования водных ресурсов водохранилища. На Рыбинском водохранилище, расположенном выше по Волге, действует фактический запрет расходования воды во время судоходства и, наоборот, обязательство накапливать её зимой - для генерации электричества. Если отменить приоритет гидроэнергетики Волжско-Камского бассейна на государственном уровне, проблема судоходства решается практически без расходования денег.

Сдержанный оптимизм

Сообщение, что власти пересматривают планы по Нижегородскому низконапорному гидроузлу, - это хороший знак, говорит руководитель экологического центра «Дронт» Асхат Каюмов.

- Это означает, что чиновники повернулись к проблеме лицом, что Минтранс наконец понял, что проще переделать гидроузел, чем реку. Жалко, конечно, 1 млрд рублей, потраченный на проектирование плотины. Но, видимо, это цена, которая была заплачена за осознание всех проблем этого проекта, - отмечает эколог.

Неясно, почему приоритет был отдан строительству дополнительного шлюза, а не нитке шлюзов, ведь во время реконструкции гидроузла судам придётся ждать в очереди, рассуждает господин Каюмов. С другой стороны, оба варианта практически не создают экологических проблем - если не считать регулярного углубления дна Волги, отмечает он. Это несравнимо меньшее бедствие, чем строительство низконапорного гидроузла, говорит руководитель «Дронта».

- К сожалению, пока у нас есть только заявление замминистра, записанное на видео, - и никаких документов. Поэтому радоваться и праздновать победу рано. Всё, что может быть, - это сдержанный оптимизм, - подчёркивает Каюмов. - До момента, пока новые планы будут закреплены в правительственных документах, пройдёт немало времени. Строительство гидроузла в районе Большого Козино прописано в Стратегии развития внутреннего водного транспорта до 2030 года. Оттуда его тоже надо будет исключать, проходя все официальные процедуры.


Галина Малова

Комментарии
Хотите участвовать в обсуждении? Пожалуйста, пройдите процедуру регистрации
О чем говорят
О ретротрамваях
19:40, 02 октября 2022
Последние комментарии
Блог редактора: попытка № 5 в «Школе 800»
David, 16:48, 24 апреля 2024
Сайт https://otsiv.ru помогает раскрутить ваши любые медиа по низкой стоимости и быстрое время...
Svetlana M., 14:32, 03 ноября 2023
Удалите, пожалуйста, предыдущие комментарии.
Svetlana M., 09:55, 03 ноября 2023
В аферах Сухановского. Дополнение к комментарию.
Svetlana M., 09:53, 03 ноября 2023
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как встретиться с Лазоревым Евгением Ивановичем? У меня есть...
Защитить градозащитницу?
FlacoLoco, 20:23, 31 июля 2023
Пустоглазые жаждут мести, они так устроены генетически, с рождения, но и градозащитнице надо...
Фото дня: дождь сорвал дорогостоящий праздник «Волжский сабантуй» в Автозаводском парке
Зиля, 12:08, 11 июля 2023
Многократно участвовала в делегациях разных сабантуев. С такой халатность столкнулась впервые...
toup