Новости Нижнего Новгорода. Люди, места, события. Использование материалов "Репортёр-НН" разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.

В детстве, когда я вместе с батей ехал на дачу на стареньком «Москвиче», я думал, что машины круче нет. Но только машину соседа из самого последнего домика все всегда провожали взглядом. Даже когда стояли в определенной позе на огороде. ГАЗ-24 «Волга» издавала тот самый звук, который заставлял всех выпрямляться.
- Вот, вырастешь, сын, и ты такую купишь, - говорили мне родители.
Я искренне не понимал тогда, чем наш «Москвич» отличался от «Волги». Теперь понимаю. Сегодня «двадцать четвертой» - ровно 50 лет.
Я уже давно езжу на иномарках, хотя и «директорская» «Волга» ГАЗ-3102 тоже была под моим управлением. Но, глядя на «24-ю» я понимаю – ушла эпоха. Даже не моя, а моих родителей.
Эта машина должна была выйти на пару лет раньше, но вот арабо-израильский конфликт отстрочил ее выход. То, чего ждали не только в России, но и в Европе, не случилось. ГАЗ вновь перешел на военные рельсы и выпускал БТРы. Но ГАЗ-24 все равно можно назвать уникальной машиной, ведь впервые автогигант смог перестроить конвейер без остановки. На смену ГАЗ-21 вышел ГАЗ-24. Пусть и спустя время.
- Пришлось вместо «Волг» делать бронетранспортеры. Ресурсов не хватало на две машины сразу. Поэтому вот так, - вспоминает Владимир Борисович Реутов. Он был ведущим конструктором по «Волгам» и вырос до заместителя главного конструктора по легковым автомобилям. 42 года он отдал работе на ГАЗе. Именно при нем разрабатывалась «Волга-24».
- В 1959 году основные наброски машины были сделаны. Моя основная задача была проверять это все в масштабе 1:2. Учитывая опыт 21-ой машины, закладывали все модификации: универсал, санитарка, машина с правым рулем машины с двигателем V-6 и с двигателем V-8 для КГБ, - рассказывает Владимир Борисович.
В декабре 1962 года был готов первый образец. На макушке лета 1970 года началось серийное производство. Эта дата и считается днем рождения ГАЗ-24 «Волга»,
- В 50-ых годах была выпущена модель ГАЗ-21. Дизайн был для своего времени хороший, но в 60-ых он уже морально устарел. И ГАЗ начал разработку нового автомобиля. Эта машина шла на замену аэростиля, - убежден президент клуба «Горький Ретро-гараж» Дмитрий Ануфриев.
ГАЗ-24 стал самым массовым автомобилем завода, который выпускался до 1986 года, а его рестайлинговая версия 2410 - до 1992-го.
- Одной из задач мы поставили снизить объем технического обслуживания машины. Потому, что на 21-ой машине до Москвы доезжаешь - и надо было шприцевать подвеску. Поэтому много элементов смазки исключили, подвеска была на резиновых втулках, примерно в 2,5 раза мы сократили обслуживали. И самое главное, в этой машине мы смогли воплотить все новинки, которые к тому времени появились, - вспоминает Владимир Реутов.
Машина импортировалась в Европу, в страны Бенилюкс, и немного на восток. Тягаться с Америкой уже тогда было тяжело. Для Бельгии, например, была создана модификация с дизельным двигателем из Франции, и она туда успешно импортировалась.
Впрочем, и отечественные чиновники средней руки жизни себе без нее не представляли. «Волга» была показателем успеха. Всего того, что мог добиться пролетарий. А выше только «Чайка». Но даже космонавтам дарили 24-ые «Волги».
Ярослав Новодворцев коллекционирует именно «Волги». В его гараже несколько машин, но первой версии ГАЗ-24 он отдает особое предпочтение.
- Цвет приглянулся, он называется «белая ночь». Машина 1976 года практически в оригинале, - хвастается Ярослав.
Ярослав Новодворцев
На дороге такой «Волге» всегда зеленый свет, особенно в Нижнем Новгороде. Те, кто понимают, что это за автомобиль, сбрасывают газ. Те, кто не понимают, тоже сбрасывают, но чтобы посмотреть. Ярослав Новодворцев уверен: 50 – это только начало. В отличие от многих других моделей, она пробегает и за сотню.
Ярослав Гунин