Новости Нижнего Новгорода. Люди, места, события. Использование материалов "Репортёр-НН" разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.
Напомним, необходимость менять систему школьного питания была продиктована множеством причин – от жалоб школьников на плохое качество еды до претензий УФАС к бесконкурсной схеме распределения школ между двумя крупными организаторами питания – ЕЦМЗ и ТД «Народный».
Всю первую половину года решалось, какая модель организации питания оптимальна – об этом говорилось и на встречах Владимира Панова с нижегородцами, и на профильных совещаниях. В итоге выбрана схема конкурсного отбора единого организатора питания для 138 школ города, в которых нет собственной кухни и штата поваров.
Мэрия изначально декларировала принцип максимальной открытости конкурсных процедур. И действительно, документы были в открытом доступе на сайте горадминистрации, поэтому все желающие сразу могли увидеть, по каким принципам будет организован конкурс. Не всем эти принципы понравились. Эксперт в сфере госзакупок Александр Кулаков вообще считает конкурс изначально незаконным:
– Администрация Нижнего Новгорода провела незаконный конкурс по выбору поставщика продуктов питания в школы города. Должны были проводить по №44-ФЗ, так как там деньги бюджета, а провели по №223-ФЗ, предварительно заточив конкурсную документацию под свое МУП «ЕЦМЗ».
О «заточенности» условий конкурса под конкретного победителя говорят и в торговом доме «Народный».
– Особенно это заметно в отношении показателя «Опыт работы участника в сфере оказания услуг по организации питания….», – говорит гендиректор ТД «Народный» Галина Калачева. – Максимальное количество баллов – 100 – может получить только ЕЦМЗ, так как количество обучающихся суммарно не менее 70 000 человек ежегодно за последние три года по заключенным договорам может быть только у них. В городе всего 120 000 учащихся! При этом оценивается даже не количество питающихся, а количество учащихся, что вызывает большой вопрос.
Тем не менее, ТД «Народный» заявился на конкурс вместе с МП «ЕЦМЗ». Кроме этих двух давно известных в Нижнем организаций участниками конкурса стали индивидуальный предприниматель Лев Малов и ульяновское ООО «Торговый дом СПП». Последнее, в частности, недавно успело засветиться в качестве фигуранта уголовного дела по подозрению в картельном сговоре при организации питания детей в Ульяновске. Вскрытие конвертов с заявками состоялось 12 ноября, и на данную минуту это последняя официальная информация.
В самом ЕЦМЗ – изначальном фаворите конкурса – в последние месяцы происходят просто революционные события. По информации «Репортёра-НН», новый руководитель Владимир Жмакин отстранил от поставок питания некоторые традиционные компании, произвел сокращение руководящих штатов, ужал расходы по многим статьям. Параллельно введена практика «экстренных» закупок продукции без долгих конкурсных процедур на основании сравнительного анализа цен (нижегородские СМИ особенно активно откликнулись на закупку тамбовской колбасы, подозревая приехавшего из Тамбова Жмакина в лоббировании «своих» поставщиков). Все эти действия нового руководства ЕЦМЗ, по всей видимости, находят полную поддержку мэрии и призваны мобилизовать муниципальное предприятие для выполнения функции единого организатора школьного питания в Нижнем.
После победы в конкурсе ЕЦМЗ придется доказывать всему городу, что мэрия сделала правильный выбор. Но времени на это у муниципальной структуры может и не быть. Во-первых, эксперт ОНФ Александр Кулаков уже оспорил бездействие Нижегородского УФАС, написав жалобу в Федеральную антимонопольную службу.
– Бездействие регионального УФАС привело к потере контроля за развитием конкуренции в сфере поставок продуктов питания нижегородским школьникам, – уверен Кулаков.
К слову, в «Черной книге» ФАС за прошлый год есть «петербургский кейс» – оспоренный антимонопольщиками порядок выбора организатора питания именно через так называемый «конкурсный отбор», не предусмотренный сегодняшним законодательством о контрактной системе. По мнению Кулакова, власти в Нижнем Новгороде пошли по тому же пути, что и в Санкт-Петербурге, и для местного УФАС это должно было стать железобетонным основанием отменить конкурс. Но пока не стало.
И второй важный фактор: Госдума уже приняла в первом чтении законопроект, предложенный ФАС, которым запрещается организовывать унитарные предприятия. Большинство из 18,5 тысяч подобных предприятий в стране работают на вполне конкурентных рынках, считают антимонопольщики, и их работа только вредит правильному ценообразованию. Если закон будет принят в нынешней версии, все МУПы ждет ликвидация до 2021 года.
– В случае непринятия либо неисполнения такого решения – антимонопольный орган будет обращаться с иском в суд с требованием принудить к исполнению этих действий, – заявляет замруководителя ФАС Сергей Пузыревский.
Всё это говорит о том, что введенная в Нижнем Новгороде система школьного питания с единым организатором рискует оказаться весьма краткосрочной. Если вообще заработает.
Александр Пичугин
фото ecmz.ru