23 октября 2021, 03:59 Суббота
Нижний Новгород, +10

Репортажи

Волжский транспорт для потомка викингов

15:18, 05 октября 2021

Датский учёный Томас Франк буквально несколько дней назад закончил очередное экспериментально-исследовательское плавание от Ладоги до Астрахани, в том числе и по рекам Нижегородской области. Он проплыл тем же путём, которым перемещались викинги около тысячи лет назад, на аутентичном средстве передвижения – ботнике: лодке, выдолбленной из цельного ствола дерева. 50 дней пути, около двух тысяч километров по воде. Необычная идея понравилась многим. Нижегородские уникальные мастера сделали для датчанина лодку, Томас Франк в одиночку прошёл кратчайшим маршрутом до Волги и не только испытал себя, но и выдвинул несколько гипотез того, как шло переселение народов много лет назад.

По теме

Мы уже немного привыкли, что именно иностранцы часто занимаются такими экстравагантными вещами – сплавляются по российским рекам, пересекают страну на велосипедах и неизменно привлекают много внимания. Датчанин Томас Франк проделал действительно большой и опасный для одинокого путешественника путь, общался с людьми, и самое главное – доказал, что большие корабли викингов не могли пройти по рекам, а вот эти маленькие лодки тогда, десять веков назад, могли служить транспортом для дальних перемещений. Тем более что лодки, подобные нижегородскому ботнику, упоминались в древних источниках и были обнаружены при археологических раскопках на одном из островов Балтийского моря. 


Вместе с  краеведом Юрием Немцовым, Томас Франк с удовольствием рассказывал о путешествии и отвечал на вопросы журналистов:

– Первые 100 километров я двигался против течения. Во многих местах я стоял в воде по горло, иногда мне приходилось плыть и тянуть лодку за собой на веревке, особенно при прохождении перекатов.

Путешественник рассказал, что его многокилометровый исследовательский заплыв оказался сложным морально и физически, и были моменты, когда он хотел повернуть обратно. Мысли такие были.

– На самом деле обратно повернуть я не мог, – рассказывает учёный. – Если бы я повернул назад, то сломал бы лодку, а для меня было важно её сохранить. Все хорошо закончилось, у меня получилось продолжать путь. До того, как я добрался до Волги, мне пришлось пройти 9 разных рек. Это был прекрасный опыт. Прекрасный и пугающий.


– Наш регион с точки зрения густой сети водных путей – в числе уникальных даже в планетарном масштабе, – добавляет Юрий Немцов. – Просто путешествовать по этим артериям – привилегия избранных. Но эти пути еще и насыщены историческим, этнографическим, культурным содержанием. Томас Франк показал нам, какое богатство лежит у наших ног.

Вряд ли кто-то ещё рискнёт повторять путь Томаса Франка, учитывая, что иностранный учёный, священник и путешественник, используя аутентичный способ передвижения, думал всё же о своих далёких предках – викингах – и исследовал то, что можно привезти с собой домой в Данию. Богатство, о котором говорит Юрий Немцов, с нами всё время и никуда от нас не денется. Станем ли мы относиться к нему иначе после визита Томаса Франка – тоже большой вопрос. 

Для нижегородцев путешествие датчанина всё же остаётся скорее его вызовом самому себе, индивидуальным способом прикоснуться к тысячелетней истории. Маршруты викингов там, где ещё и в помине не было нижегородского поселения – для нас это очень далеко и непонятно, а история родного Нижегородского края, например – ближе не стала. А ведь её с истовым интересом давно и плодотворно, но без широкой огласки изучали и изучают наши соотечественники.

Николай Морохин, учёный-краевед, профессор:

– Конечно, необычное путешествие датского священника Томаса Франка представляет интерес, но скорее для него самого. Мы от него вряд ли узнаем больше про самих себя, про наших предков и про то, как они жили и чем были славны. Хорошо, что у человека есть возможности и средства это делать. Я вот плохо представляю, что бы смог узнать и открыть, путешествуя по Эльбе или Рейну и главное – чем бы это помогло немцам? Другой вопрос – что Нижегородская область и соседние регионы – остаются и по сей день интереснейшей территорией, подробности о которой знают только узкие специалисты.

В 1838 году на лодке по Волге проплыли двое братьев Григорий и Никанор Чернецовы – художники, которые по итогам своего сплава сделали панораму Волги, зарисовали её на холстах и потом показывали в Санкт-Петербурге. На двух огромных катушках было намотано около 700 метров холста с изображением реки и берегов, что видели художники, проплывшие от Рыбинска до Астрахани. В истории осталась книга с записками о том, что видели братья, десятки рисунков и картин.


Братья Чернецовы


Нижний Новгород. Картина Никанора Чернецова

В 1925-1926 годах на Ветлуге была организована экспедиция группы студентов Московского университета во главе с молодым учёным Борисом Жуковым. Среди молодёжи был и будущий столп отечественной археологии Отто Бадер, известные исследователи Евгения Горюнова, Анна Алихова. Они проплыли на лодке по Ветлуге от Шарьи до низовьев и по пути провели научную разведку, обследовали памятники древности. Результатом стали находки, которые были показаны на выставке «Человек Ветлужского края» в Нижнем Новгороде, научные работы. С этого и началось археологическое серьезное исследование Ветлуги.

В 80-90-х годах борский историк Сергей Коршак несколько раз прошёл на лодке с исследовательскими целями Керженец, нашёл и изучил то, что осталось от Керженецкого Благовещенского монастыря, потерянного в тайге между Рустаем и Хахалами в тайге. В XIX веке это был важнейший единоверческий мужской монастырь: в обители хранилась одна из главных старообрядческих святынь – список Казанской иконы Божьей Матери, перевезённая туда Павлом Мельниковым-Печерским.

Любое исследование территории важно тем, что оно открывает людям, живущим на этой земле. В этот раз мы от датского путешественника ещё раз узнали, что мало проводим времени на реке, и что, возможно, наши древние лодки были широко известны за пределами Руси.

– Научные вопросы, которые я везу в Данию, – рассказал Томас Франк, – такие: «Возможно ли, что эта самая лодка была изобретена на территории современной России в Бронзовый век? Служила ли эта лодка основой для развития кораблей у викингов? Нуждались ли путешественники в дружбе с местным населением?» Если я на эти вопросы отвечу доказательно, то мы, скандинавы, изменим представление о нашей истории. В любом случае, эта лодка – часть нашей с вами общей истории.

Кстати, лодка, на которой Томас преодолел путь «из варяг в персы», займет свое место в музее Дании в экспозиции, посвященной восточному пути викингов.


Роман Голотвин

Комментарии
Хотите участвовать в обсуждении? Пожалуйста, пройдите процедуру регистрации
Последние комментарии
Из-под небес на землю
Кучерявый, 15:33, 18 октября 2021
Боевая, или «черная», пропаганда допускает любое искажение реальных фактов ради решения...
Алексей Фоменко: в преддверии открытия парка "Швейцария"
admin, 00:01, 14 октября 2021
Уважаемая Вера! Это - материал из раздела блогов, содержащий личное мнение автора. Я как редактор...
Вопрос о принудительном лечении Алексея Поднебесного будет решаться в суде
Ekaterina, 20:09, 12 октября 2021
Вот пусть там и «даёт очко на секс» по первому требованию .
Алексей Фоменко: в преддверии открытия парка "Швейцария"
VERA PROSVIRNINA, 12:17, 12 октября 2021
Уважаемая редакция сайта. Вы правда считаете для себя нормальным публиковать материалы, которые...
Следствие по делу бывших руководителей транспортной полиции затягивается
Николай, 07:55, 25 сентября 2021
Знаю полковника Епишина А. В. как добросовестного руководителя. Алексей Валерьевич очен сильный...
toup