10 декабря 2024, 05:10 Вторник

Репортажи

Волжский транспорт для потомка викингов

15:18, 05 октября 2021

Датский учёный Томас Франк буквально несколько дней назад закончил очередное экспериментально-исследовательское плавание от Ладоги до Астрахани, в том числе и по рекам Нижегородской области. Он проплыл тем же путём, которым перемещались викинги около тысячи лет назад, на аутентичном средстве передвижения – ботнике: лодке, выдолбленной из цельного ствола дерева. 50 дней пути, около двух тысяч километров по воде. Необычная идея понравилась многим. Нижегородские уникальные мастера сделали для датчанина лодку, Томас Франк в одиночку прошёл кратчайшим маршрутом до Волги и не только испытал себя, но и выдвинул несколько гипотез того, как шло переселение народов много лет назад.

По теме

Мы уже немного привыкли, что именно иностранцы часто занимаются такими экстравагантными вещами – сплавляются по российским рекам, пересекают страну на велосипедах и неизменно привлекают много внимания. Датчанин Томас Франк проделал действительно большой и опасный для одинокого путешественника путь, общался с людьми, и самое главное – доказал, что большие корабли викингов не могли пройти по рекам, а вот эти маленькие лодки тогда, десять веков назад, могли служить транспортом для дальних перемещений. Тем более что лодки, подобные нижегородскому ботнику, упоминались в древних источниках и были обнаружены при археологических раскопках на одном из островов Балтийского моря. 


Вместе с  краеведом Юрием Немцовым, Томас Франк с удовольствием рассказывал о путешествии и отвечал на вопросы журналистов:

– Первые 100 километров я двигался против течения. Во многих местах я стоял в воде по горло, иногда мне приходилось плыть и тянуть лодку за собой на веревке, особенно при прохождении перекатов.

Путешественник рассказал, что его многокилометровый исследовательский заплыв оказался сложным морально и физически, и были моменты, когда он хотел повернуть обратно. Мысли такие были.

– На самом деле обратно повернуть я не мог, – рассказывает учёный. – Если бы я повернул назад, то сломал бы лодку, а для меня было важно её сохранить. Все хорошо закончилось, у меня получилось продолжать путь. До того, как я добрался до Волги, мне пришлось пройти 9 разных рек. Это был прекрасный опыт. Прекрасный и пугающий.


– Наш регион с точки зрения густой сети водных путей – в числе уникальных даже в планетарном масштабе, – добавляет Юрий Немцов. – Просто путешествовать по этим артериям – привилегия избранных. Но эти пути еще и насыщены историческим, этнографическим, культурным содержанием. Томас Франк показал нам, какое богатство лежит у наших ног.

Вряд ли кто-то ещё рискнёт повторять путь Томаса Франка, учитывая, что иностранный учёный, священник и путешественник, используя аутентичный способ передвижения, думал всё же о своих далёких предках – викингах – и исследовал то, что можно привезти с собой домой в Данию. Богатство, о котором говорит Юрий Немцов, с нами всё время и никуда от нас не денется. Станем ли мы относиться к нему иначе после визита Томаса Франка – тоже большой вопрос. 

Для нижегородцев путешествие датчанина всё же остаётся скорее его вызовом самому себе, индивидуальным способом прикоснуться к тысячелетней истории. Маршруты викингов там, где ещё и в помине не было нижегородского поселения – для нас это очень далеко и непонятно, а история родного Нижегородского края, например – ближе не стала. А ведь её с истовым интересом давно и плодотворно, но без широкой огласки изучали и изучают наши соотечественники.

Николай Морохин, учёный-краевед, профессор:

– Конечно, необычное путешествие датского священника Томаса Франка представляет интерес, но скорее для него самого. Мы от него вряд ли узнаем больше про самих себя, про наших предков и про то, как они жили и чем были славны. Хорошо, что у человека есть возможности и средства это делать. Я вот плохо представляю, что бы смог узнать и открыть, путешествуя по Эльбе или Рейну и главное – чем бы это помогло немцам? Другой вопрос – что Нижегородская область и соседние регионы – остаются и по сей день интереснейшей территорией, подробности о которой знают только узкие специалисты.

В 1838 году на лодке по Волге проплыли двое братьев Григорий и Никанор Чернецовы – художники, которые по итогам своего сплава сделали панораму Волги, зарисовали её на холстах и потом показывали в Санкт-Петербурге. На двух огромных катушках было намотано около 700 метров холста с изображением реки и берегов, что видели художники, проплывшие от Рыбинска до Астрахани. В истории осталась книга с записками о том, что видели братья, десятки рисунков и картин.


Братья Чернецовы


Нижний Новгород. Картина Никанора Чернецова

В 1925-1926 годах на Ветлуге была организована экспедиция группы студентов Московского университета во главе с молодым учёным Борисом Жуковым. Среди молодёжи был и будущий столп отечественной археологии Отто Бадер, известные исследователи Евгения Горюнова, Анна Алихова. Они проплыли на лодке по Ветлуге от Шарьи до низовьев и по пути провели научную разведку, обследовали памятники древности. Результатом стали находки, которые были показаны на выставке «Человек Ветлужского края» в Нижнем Новгороде, научные работы. С этого и началось археологическое серьезное исследование Ветлуги.

В 80-90-х годах борский историк Сергей Коршак несколько раз прошёл на лодке с исследовательскими целями Керженец, нашёл и изучил то, что осталось от Керженецкого Благовещенского монастыря, потерянного в тайге между Рустаем и Хахалами в тайге. В XIX веке это был важнейший единоверческий мужской монастырь: в обители хранилась одна из главных старообрядческих святынь – список Казанской иконы Божьей Матери, перевезённая туда Павлом Мельниковым-Печерским.

Любое исследование территории важно тем, что оно открывает людям, живущим на этой земле. В этот раз мы от датского путешественника ещё раз узнали, что мало проводим времени на реке, и что, возможно, наши древние лодки были широко известны за пределами Руси.

– Научные вопросы, которые я везу в Данию, – рассказал Томас Франк, – такие: «Возможно ли, что эта самая лодка была изобретена на территории современной России в Бронзовый век? Служила ли эта лодка основой для развития кораблей у викингов? Нуждались ли путешественники в дружбе с местным населением?» Если я на эти вопросы отвечу доказательно, то мы, скандинавы, изменим представление о нашей истории. В любом случае, эта лодка – часть нашей с вами общей истории.

Кстати, лодка, на которой Томас преодолел путь «из варяг в персы», займет свое место в музее Дании в экспозиции, посвященной восточному пути викингов.


Роман Голотвин

Комментарии
Хотите участвовать в обсуждении? Пожалуйста, пройдите процедуру регистрации
О чем говорят
О ретротрамваях
19:40, 02 октября 2022
Последние комментарии
Блог редактора: попытка № 5 в «Школе 800»
David, 16:48, 24 апреля 2024
Сайт https://otsiv.ru помогает раскрутить ваши любые медиа по низкой стоимости и быстрое время...
Svetlana M., 14:32, 03 ноября 2023
Удалите, пожалуйста, предыдущие комментарии.
Svetlana M., 09:55, 03 ноября 2023
В аферах Сухановского. Дополнение к комментарию.
Svetlana M., 09:53, 03 ноября 2023
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как встретиться с Лазоревым Евгением Ивановичем? У меня есть...
Защитить градозащитницу?
FlacoLoco, 20:23, 31 июля 2023
Пустоглазые жаждут мести, они так устроены генетически, с рождения, но и градозащитнице надо...
Фото дня: дождь сорвал дорогостоящий праздник «Волжский сабантуй» в Автозаводском парке
Зиля, 12:08, 11 июля 2023
Многократно участвовала в делегациях разных сабантуев. С такой халатность столкнулась впервые...
toup