Новости Нижнего Новгорода. Люди, места, события. Использование материалов "Репортёр-НН" разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.
Это сейчас многие вещи кажутся очевидными, когда можно отстраненно разложить ситуацию по пунктам. Теряющая сознание женщина (просит не называть ее имя), еле двигаются руки, в салоне жарко, она не в силах даже открыть окно… Сил хватает на один звонок в «скорую», где ей тут же, без преувеличения, злобно советуют уточнить адрес, потому что иначе поехать не могут. Женщина признается, что сейчас потеряет сознание, ей в ответ советуют позвать заправщика. Запись этого разговора есть в распоряжении редакции, но мы не будем его приводить, потому что со «скорой» спрос без адреса действительно небольшой, да и спецсредств у них нет.
Далее женщина набирает 112. Кто же ещё сможет ей помочь в такой ситуации, если даже нет сил элементарно открыть окно машины?
Вот он, этот разговор со службой экстренного вызова - от и до.
Оператор не стала даже слушать пояснения. Даже не попробовала. Хотя для этого нужно было задать всего пару уточняющих вопросов. Среди бела дня на заправке в машине умирает человек – и никто не может и не хочет помочь.
Последнее, что сделала женщина – ткнула кнопку мессенджера Telegram и чата поискового отряда «Лиза Алерт», в котором она состояла. Сил и сознания что-то писать уже не было, она отправила голосовое сообщение. Всего 33 секунды, которые в итоге спасли ей жизнь
«Ребята, пожалуйста, определите мое местоположение… Мне очень плохо... сижу в машине… скорая не хочет ехать без адреса… они не хотят слушать объяснения, где я нахожусь… посмотрите, пожалуйста, по карте… Нижний Новгород, Московское шоссе… съезд с Московского шоссе на Кузбасскую… сразу после круга справа заправка Лукойл… пожалуйста, вызовите скорую… я в машине сижу…»
С момента поступления в чат поискового отряда голосового сообщения до момента выезда экипажа добровольцев прошло ровно семь минут. За это время удалось при помощи технологии «Лес на связи» уточнить местонахождение пострадавшей (хотя из ее объяснений уже примерно было ясно, где ее искать). Была вызвана скорая уже по уточненному адресу.
Ирина, доброволец-поисковик, формально не в отряде «Лиза Алерт», но была в этот момент в чате отряда:
- Очень быстро всё было сделано. Едва только аудиосообщение в чате появилось, сразу примерно поняли, где искать, экипаж нашёлся и даже с инструктором по оказанию первой медицинской помощи, скорую вызвали, по-моему, аж дважды. Одновременно через горячую линию заправок Лукойла удалось быстро найти телефон конкретной заправки и у нас позвонили и попросили выйти и помочь женщине.
На заправке «Лукойл» тоже отреагировали быстро. Зифа Мустафина, менеджер АЗС № 52027 выбежала на улицу, помогла открыть двери машины и находилась рядом с женщиной до приезда добровольцев отряда «Лиза Алерт».
Зифа Мустафина, менеджер АЗС№ 52027 ООО «ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт»:
- Ей, конечно, очень плохо было. Она даже говорить не могла, только с закрытыми глазами сидела. Я разговаривала с ней, чтобы она сознание не теряла. Она иногда кивала или мотала головой. Очень быстро приехали ребята из отряда, девушка там с тонометром уже была и с аптечкой, я только вынесла воды минеральной и полотенце.
Анна Машьянова, доброволец поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт», инструктор первой помощи, рассказала, что сразу взяла с собой аптечку и тонометр, потому что первое подозрение было на тепловой удар или гипертонический криз:
- Пострадавшая была красная, ещё в сознании, но периодически отключалась. По симптомам гипертонический криз и тепловой удар похожи, а распознать криз только на ЭКГ можно. Едва подъехали и пострадавшая услышала мой голос, она отключилась ненадолго. Померяли давление, оно было относительно высокое, но уже снижалось, видимо, потому что двери в машине были открыты. Дали немного попить минералки, она выпила буквально глоток. Ей стало лучше, даже глаза открыла. После нас довольно быстро подъехала «скорая», ее переложили и повезли. Мы поехали следом.
Пострадавшую отправили в 12-ю больницу. Добровольцы поехали следом, и ждали у больницы до тех пор, пока не вышли врачи и не сказали, что ей оказана медицинская помощь, что у нее действительно гипертонический криз и, по всей вероятности, её скоро отпустят домой.
Главный вопрос Анне Машьяновой мы задали перед самым прощанием.
- Как думаете, если бы она не успела отправить голосовое сообщение в чат отряда, удалось бы ее спасти кому-нибудь? Случайным водителям или администраторам заправки, на территории которой машина стояла достаточно долго?
- Я не думаю. Тут почти наверняка был бы летальный исход. В закрытой душной машине, отключись она чуть раньше, никто бы ее не спас. Да и не подошел бы никто. А достаточно минут 20-30 – и всё.
Пока готовился материал, пока мы искали очевидцев и разговаривали с участниками происшествия, все без конца удивлялись – а почему служба спасения не приняла вызов? Но это, скорее, тема для выводов, которые должно сделать руководство экстренных служб.
Менеджер АЗС в завершение разговора попросила у меня на всякий случай пару телефонов горячих линий волонтерских отрядов.
- Мало ли, зачем пригодится. Упаси боже, чтобы был повод, но лучше туда позвоню. Ребята там быстрые и отзывчивые.
Роман Голотвин