Новости Нижнего Новгорода. Люди, места, события. Использование материалов "Репортёр-НН" разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.
Почти три года назад, в ноябре 2018 года, "Репортёр-НН" благодаря своему читателю Тимуру Мещерову первым рассказал о неожиданном переосмыслении советского мозаичного панно на стене автозаводского бассейна "Чайка". Тогда в ходе ремонта здания старую мозаику с изображением пловца и чайки уничтожили, а взамен предложили нечто в духе "наивного искусства". Новый вариант росписи мгновенно стал интернет-мемом.
Впрочем, это художество быстро закрасили, а вот в оригинальном виде мозаика восстановлена лишь сейчас.
"Нами отреставрирована сохранившаяся часть мозаики (нижняя часть), очищены все наслоения и восстановлена верхняя часть, которая была полностью утрачена, - рассказывает Александр Казарин. - Восстанавливать пришлось без оригинальных эскизов или качественных архивных фотографий, опираясь только на стилистическое решение сохранившейся части. Непосредственная художественная реставрация заняла месяц, т.к. очень много времени пришлось потратить на консервацию плохо сохранившихся фрагментов и на подгонку кусочков цветной смальты в места, где старая смальта раскололась или выпала".
Работа велась Казариным вместе с художником Раисом Ханнановым. Автор благодарят всех, кто помогал с материалами для восстановления.
"Я очень надеюсь, что случай с "Пловцом" станет примером того, как можно сохранять (а не уничтожать) имеющиеся у нас в городе старые произведения искусства (мозаики, сграффито, рельефы и проч.), которых у нас много. Своеобразие города, его привлекательность для горожан и туристов как раз и складываются из таких объектов. А если в городе еще будут постоянно появляться новые произведения искусства, то в Нижнем будет еще лучше. Но мой текст был бы не полным, если бы я не сказал о том, что считаю очень важным давать больше возможностей нижегородским художникам проявить себя. Именно нижегородским, т.е. тем, кто живет в этом городе и кто готов его менять", - добавляет Александр Казарин.
Увы, история с карикатурой на пловца за прошедшие три года имела множество повторений. Например, горбоносые авгуры на доме, который построил на месте исторического здания бизнесмен Ваган Багдасарян. Или совсем свежее: колонна статуи Мельпомены у театра "Комедiя".
Фото Moscow Post
Фото NN.RU
К счастью, во обоих этих случаях художества горе-реставраторов были замечены общественностью, поэтому, как и в случае с автозаводским "Пловцом", есть надежда на торжество здравого смысла.
Александр Пичугин