Новости Нижнего Новгорода. Люди, места, события. Использование материалов "Репортёр-НН" разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.

При проведении капитального ремонта одного из недействующих цехов сегодня на Горьковском автомобильном заводе обнаружили заржавевший остов минометного снаряда. Об этом «Репортеру-НН» сообщили в пресс-службе предприятия.
Находку обнаружили во время демонтажа напольного бетонного покрытия. После обследования специалисты сделали заключение о том, что взрывчатых веществ в остове не содержится, опасности для окружающих он не представляет.
На время проверки найденного предмета были эвакуированы все люди в периметре здания, на место обнаружения снаряда были вызваны МЧС, служба скорой медицинской помощи, кинологическая служба МВД. На данной территории нет действующих цехов, в здании велись строительные работы для организации производства нового литейного завода, поэтому на производственную деятельность ГАЗа инцидент не повлиял.
Во время Великой отечественной войны ГАЗ подвергался жестоким авианалетам вражеских бомбардировщиков. В июне 1943 года на автозавод было сброшено свыше 1 тысячи фугасных бомб и почти 2,5 тысячи зажигательных. В результате бомбардировок пострадали 50 зданий и сооружений завода и Автозаводского района. На ГАЗе были разрушены главный конвейер, термический, колесный, прессовый, кузовной цеха, производство шасси, кузница и другие. 9 тысяч единиц оборудования было выведено из строя. Благодаря героизму автозаводцев, которые участвовали в тушении пожаров, завод продолжал оказывать помощь фронту.
В июне 1943 года был разработан план восстановительных работ ГАЗа, к которым были привлечены крупнейшие горьковские заводы, на автозавод стали прибывать строители, монтажники, ремонтники из Сибири, Урала, Средней Азии, Москвы. На ГАЗе создавались молодежные восстановительные отряды. В течение первых десяти дней после окончания налетов было организовано 100 отрядов, а через месяц их было уже 200. В восстановительных работах приняло участие более 35 тысяч человек. Автозавод был восстановлен за 100 дней и ночей.
Десятки бригад каменщиков, плотников, штукатуров объявили себя фронтовиками и не уходили со строительных площадок, пока не перевыполняли сменные задания в 1,5 – 2 раза. Конца восстановительных работ не ждали – цеха были без крыш, но завод уже давал продукцию. Уже в июле производственная программа была выполнена на 127%.
28 октября 1943 года автозаводцы и строители отправили рапорт в Государственный Комитет Обороны о полном восстановлении завода. Его подписали более 27 тысяч человек. Более 500 рабочих, инженеров и техников были удостоены орденов и медалей за самоотверженный труд.
Горьковский автозавод внес огромный вклад в победу в Великой Отечественной войне. За годы войны завод выпустил более 170 тысяч грузовых и легковых автомобилей, около 10 тысяч танков, более 9 тысяч самоходных артиллерийских установок, свыше 9 тысяч бронеавтомобилей, около 50 тысяч грузовых автомобилей иностранных марок (по ленд–лизу), более 24 тысяч минометов, около 12 миллионов различных снарядов (в том числе около 30 тысяч снарядов для реактивных установок «Катюша»), 232 тысячи моторов всех типов (среди них – около 9 тысяч авиамоторов), более 11 миллионов мин, свыше 11 миллионов авиавзрывателей, более 24 миллионов пулеметных и свыше 500 тысяч аэродромных звеньев, 309 аэросаней.
Труд сотрудников ГАЗа в годы войны отмечен высшими правительственными наградами: Орденом Ленина, Орденом Красного Знамени, Орденом Отечественной войны 1 степени. В летописи войны значатся и личные подвиги автозаводцев: более 13 тысяч автозаводцев сражались на фронтах, 40 человек удостоены звания Героев Советского Союза.
Дарина Моисеева
Помочь сайту