Новости Нижнего Новгорода. Люди, места, события. Использование материалов "Репортёр-НН" разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.
В 1994-м именно "ГАЗель" - абсолютно новый автомобиль в модельной гамме российского автопрома того времени - фактически спасла Горьковский автозавод и изменила внешний вид автомобильных потоков в стране.
Со времен первой "полуторки" ГАЗ-АА, производство которой было начато в 1932 году, в СССР не выпускалось автомобилей грузоподъемностью 1,5 тонны. Несмотря на то, что потребность в таких машинах в экономике страны ощущалось достаточно остро, неповоротливость советской плановой экономики не позволила за почти 60 лет создать маневренный и экономичный автомобиль такого класса. Перевозки грузов даже небольшого объема осуществлялись на среднетоннажных грузовиках, что вело к высоким транспортным и топливным издержкам. В конце 80-х годов, вскоре после начала перестройки и переориентации на рыночную экономику, потребность в небольших грузовиках стала особенно очевидной. Государственные и плановые учреждения СССР рассматривали в качестве базового предприятия для разработки и освоения такой машины сразу несколько заводов. Однако только Горьковский автозавод с его огромным производственным и конструкторским потенциалом смог в этот непростой для страны период освоить выпуск новой модели.
В модельном цехе ГАЗа
В 1988 году ГАЗ приступил к разработке собственной концепции "полуторки". Три первых образца и комплект конструкторской документации были готовы в 1992 году. Дебют предсерийной линейки "ГАЗелей" состоялся в августе 1993 года на II Московском международном "Мотор-шоу".
На испытаниях
Массовое производство было освоено в рекордно короткие сроки: уже 20 июля 1994 года с конвейера Горьковского автозавода сошла первая "ГАЗель" – бортовой грузовик ГАЗ-3302.
Главным разработчиком ГАЗ-3302 был ведущий конструктор грузовых автомобилей Владимир Четвериков (в настоящее время – генеральный директор Объединенного инженерного центра "Группы ГАЗ"), дизайн машины разработали Станислав Волков и Владимир Фузеев. Удачное название – "ГАЗель" – предложил Владимир Носаков, в то время заместитель главного конструктора АО "ГАЗ". Огромный вклад в создание "ГАЗели" внес главный конструктор ГАЗа Юрий Кудрявцев.
Практичная и недорогая "ГАЗель" не имела аналогов в России и позволила обновить транспортный парк страны на этапе перехода к рыночной экономике. "ГАЗель" дала мощный импульс развитию отечественного малого и среднего бизнеса, позволила решить проблему городских пассажироперевозок, обновить парки медицинских учреждений. В крупных и малых городах, в мегаполисах и в сельских поселениях, на федеральных трассах и на бездорожье – по всей России и в странах СНГ "ГАЗель" стала универсальной машиной для бизнеса, здравоохранения, коммунального хозяйства, городских и социальных пассажироперевозок.
В 2010-м появилась модернизированная "ГАЗель Бизнес", в которую внесли более 200 конструкторских и технологических изменений. Наконец, в 2013 году стартовало производство нового поколения "полуторок" - "ГАЗелей NEXT".
В 2013 году международное бренд-консалтинговое агентство Interbrand признало "ГАЗель" одним из самых ценных российских брендов, оценив его в 32,3 млрд рублей. Сегодня знаменитый бренд получил приставку NEXT и воплотился в семейство машин, которое по своим техническим характеристикам вплотную приблизилось к зарубежным аналогам, но сохранило значительное преимущество по цене.
Александр Пичугин
Помочь сайту