Новости Нижнего Новгорода. Люди, места, события. Использование материалов "Репортёр-НН" разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.
Общение с нижегородцами Илья Варламов начал с неожиданного вопроса:
– Скажите сейчас хором и не думая: какой самый опасный район Нижнего Новгорода?
Дружный хор ответил: «Автозаводский».
– Так я и знал! - рассмеялся блогер. – Мне говорили, но я решил перепроверить. Есть кто-то с Автозавода? А из мэрии есть кто-то сегодня здесь? Ну ладно, тогда давайте, говорите, о чём спросить вашего мэра, а потом поговорим о городах.
Люди явно знали, на что они пришли: за время лекции не ушёл ни один человек. Более того, сразу после завершения практически весь зал встал в очередь на фотосессию с известным блогером.
А интервью о будущей программе с мэром и тонкостях архитектурного блогинга Илья Валамов предложил провести прямо на ходу, прогуливаясь по Нижнему Новгороду.
– Как относитесь к чиновникам, нередким героям ваших критических материалов? К мэрам, героям вашей программы? Не любите их?
– Я вообще ко всем людям отношусь хорошо. Исходя из политических взглядов тоже не сужу. Давайте людей судить будем по делам! Ведь проблема общения с чиновниками чаще всего в том, что это скучные и неинтересные люди. Их неинтересно слушать, и есть задача сделать, чтобы это было хоть как-то смотрибельно. Чтобы пробить этот его бюрократический щит и заставить его как-то естественно себя вести. Это редко получается, потому что у чиновников большой опыт. Ну, это примерно как интервью с Путиным. Какие бы не делали интервью с Путиным, какие бы вопросы ему не задавали, он всегда готов без каких -либо подготовок отвечать на любые вопросы. Но при этом никто никаких ответов нормальных от него не получал, потому что «пробить» его никто не может. Хотя, казалось бы, человек, который решает судьбы многих других людей…
И с чиновниками такая же история везде. Поэтому задача программы «БДСМ» в том числе и показать людям, как устроена работа мэра. За что он отвечает, за что – не отвечает. Ну и вообще, чтобы люди посмотрели, что за человек их мэр. Потому что мы стараемся, чтобы он оказался в неестественной для себя среде.
– Насколько важен бэкграунд в подготовке к разговорам и записям программ с мэрами? Как готовитесь?
– Ну, сегодня я весь день ходил по городу, спрашивал людей, о чём бы они хотели спросить мэра. Кроме того, провожу исследование тех проблем, что есть в городе. Мне очень много людей написало о проблемах Нижнего Новгорода. Мы из этого уже обычно вычленяем главное и формируем такой большой список вопросов. Обычно этих вопросов хватает, чтобы несколько часов разговаривать.
– Как мэры на вас реагируют?
– По-разному. Но, в принципе, все стараются держать себя в руках. Хотя иногда бывают такие моменты, когда я прямо чувствую, он готов снять петличку (радиомикрофон – прим. РНН), дать мне в лоб и уйти! (смеется) С другой стороны, поскольку шоу у нас называется «БДСМ», всё происходит по взаимному согласию. То есть, в отличие, например, от «Ревизорро» и Лены Летучей, нас к себе в город приглашает сам мэр. Первый шаг – только со стороны мэра. То есть, все, кто к нам попадает в программу, сами пишут, отправляют запрос. Потом уже мы выбираем, соглашаться или нет и куда поехать. Желающих гораздо больше, чем мы можем отснять городов.
– Много уже снято таким образом?
– В первом сезоне в прошлом году было семь городов. В этом сезоне Нижний Новгород третьим городом будет. До этого были Сургут и Калининград.
– То, что вы делаете, ваши статьи, ролики, поездки – вы в этом видите какую-то миссию? Изменить города, изменить реальность вокруг себя? Или это просто то, чем заниматься интересно?
– Ну, одно другого не исключает. Есть ведь три составляющие успеха любого дела: «фан», пиар и обучение. В первую очередь, это интересно мне. Во-вторых, это помогает как-то влиять на ситуацию вокруг. Мне приятно видеть, что благодаря тому, что я делаю, происходят какие-то изменения. Меняются какие-то вещи, меняется сознание людей. Вот смотрите, ещё пять лет назад эта тема, которой я занимаюсь, была никому не интересна, а сегодня урбанистикой занимается огромное количество молодых людей. Вот подходит сегодня ко мне девушка на встрече, и говорит: «Раньше рассматривала с утра фэшн-блоги, а теперь смотрю ваши, и это гораздо интереснее». Это изменения? (смеется) А вопрос, который я пытаюсь поставить – «Как жить?» – и на который мы пытаемся ответить, он же важный очень и на всё влияет. На то, как мы живём, как выглядят наши города и на всё остальное. А то, что его никто не поднимает, этот вопрос… ну, вот я поднимаю.
– Часто можно услышать про вас: да кто он такой, что обсуждает и критикует города, архитектуру, застройку, в чём он вообще разбирается? Так вот вопрос: вы разбираетесь в том, о чём говорите?
– А кто так говорит?
– Много кто говорит. Те, кому ваши мнения и взгляды не очень нравятся, например.
– Ну, давайте так. Если вы скажете, что это говорит человек, который обладает каким-то авторитетом в этой сфере, то я расстроюсь и призадумаюсь. А если так говорит человек, скажем так, далёкий от архитектуры и несведущий в этой сфере, какой-нибудь бомж или гопарь с Автозавода, то, мне кажется, некорректно это обсуждать. А если это разговор о моих компетенциях, то это всем известно и даже написано в Википедии. Я закончил Московский архитектурно-строительный институт, кафедра «Жилые и общественные здания», по специальности «архитектор» и много лет так или иначе всем этим занимаюсь. Но вопрос же здесь не в «корочках». Мы же знаем кучу людей, которые имеют кучу дипломов, и как вообще понять, кто в чём разбирается или не разбирается? Но есть тенденции мировые, есть мировой опыт, и те вещи, что я говорю, это же не я просто взял и придумал! В принципе то, чем я занимаюсь, это переупаковка контента в более доступную форму. Потому что те процессы, которые сегодня происходят в России, происходили в других странах мира 40-50 лет назад.
Хороший пример с геноцидом электротранспорта. То, что у нас сегодня в городах выпиливают трамваи и троллейбусы… Если мы сегодня откроем какую-нибудь парижскую газету 60-х годов, то мы увидим, что мэр Парижа говорил то же самое, что и какой-нибудь мэр Перми. Что троллейбус - это устаревший транспорт, что все эти провода мешают. Что трамвай занимает отдельную полосу, и поэтому мы его сейчас выпилим… и так далее. То есть у нас происходит сейчас то, что происходило тогда там у них. Но у нас, при этом, есть уникальная возможность не наступать на старые грабли, а посмотреть карту и их обойти. Вот поэтому я смотрю карту и говорю: «Чуваки! Вот давайте сейчас лучше шаг вправо!». Не потому , что это я так считаю, а потому что есть исследования, есть мировой опыт, есть выводы, которые сделали эксперты, есть мировые процессы… Поэтому дискутировать на тему «что там этот Варламов знает?..» достаточно сложно (смеётся).
У нас уникальная ситуация в России сложилась, что по многим вопросам мы так сильно отстали, и нам сегодня очень легко, потому что мы знаем, куда нам идти. У нас же прямо маяк впереди! А все пытаются найти какой-то особый путь… Я не знаю, почему люди неправильный путь называют особым. Что в этом особого? А есть правильный путь, и, главное, есть результат. И он продиктован нынешней реальностью и временем.
– Когда вы выходите на улицу, и оцениваете те или иные архитектурные проекты или общественные пространства, кем себя ощущаете? Журналистом, или профессионалом в тех компетенциях, о которых вы говорили раньше?
– Когда я выхожу на улицу, я ощущаю себя Филиппом Киркоровым! (смеётся) Ну хорошо, давайте так, то, чем я занимаюсь в основном, это журналистика. Архитектурная журналистика. Я пытаюсь рассказать какие-то правильные вещи простым и доступным для обывателя (без специального образования) языком. Это очень полезная история, потому что это происходит сейчас почти во всех сферах. Те, кто углублённо занимается, например, наукой, очень плохо умеют доносить до людей свои мысли, да и не считают это нужным. Приезжаю я к какому-нибудь профессору транспортному в Финляндию или в Америку и понимаю, что он говорит таким тяжёлым языком, что даже я не знаю иной раз, как это адаптировать для людей. Взять хоть литературу по урбанистике: её же просто невозможно читать. В том числе потому, что у людей нет изложенных нормальным языком важнейших знаний.
У нас же люди вообще не понимают, что происходит, как город должен работать. В сфере образования в этой области огромный провал. Если мы сейчас с вами возьмём любого школьника, он сегодня очень хорошо знает, что такое хорошая машина. Что «Феррари» – это классная тачка, «Мерседес» – это классная тачка, а вот это (показывает на ходу на припаркованные старые Жигули – прим. РНН) – не классная тачка. При этом он, наверняка, «Феррари» не видел в глаза. Нам ведь по телевизору с утра показывают и рассказывают, как готовить еду, как одеваться, показывают, что такое клёвый отель, хорошая машина… но нам никогда не рассказывают, как жить.
– В этом миссия? Или просто так получается, от малого к большому?
– Возвращаясь к лекции, которую я читал и цитатам Ле Корбюзье: «Дом – это не только машина для жилья, не только бетонный мешок, это ещё и место для эмоций, для творчества, это место, которое формирует человека и влияет на все сферы его жизни». Поэтому о самой главной сфере нашей жизни: как нам жить, в чём нам жить, в каких домах, в каких городах, каким должен быть город? – нам никто не рассказывает. Люди этого не знают, этого не знают чиновники, и это грустно. Поэтому я и вместе со мной всё больше людей начинают этим вопросом интересоваться, заниматься и вовлекать в этот процесс всё больше людей.
Роман Голотвин