Новости Нижнего Новгорода. Люди, места, события. Использование материалов "Репортёр-НН" разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.
– О чём был курс, который вы читали ребятам и девушкам из поисково-спасательного отряда «Волонтёр»?
– Курс, который я читал в этот раз, направлен на структурирование имеющихся у отряда «Волонтер» знаний по поиску людей и особенно детей в условиях мегаполиса. Вырабатывание определённой цельной позиции, цельного взгляда на то, какие мероприятия по поиску надо проводить, что для этого нужно знать и уметь.
Мегаполис – это отдельная поисковая среда, имеющая ряд основных отличий от поиска в природной среде. Есть много моментов, с которыми волонтёры в лесу не сталкиваются, но в городе обязательно работают. В городе – это поиск информации. То есть помимо того, что мы ищем без вести пропавшего, потерявшегося, ушедшего из дома ребёнка, мы в первую очередь ищем информацию о нём, чтобы понять, где и как его искать, где он может находиться. Это надо уметь, для этого требуются вполне определённые навыки и умение их грамотно применять.
– Люди пропадают постоянно. Городской поиск, в отличии от лесного, круглогодичный, не сезонный. То есть он востребован почти всё время. Ему нужно специально учиться?
– Да. Городскому поиску нужно специально учиться, и волонтёрам особенно. Это требует определённых профессиональных навыков от основной части поискового отряда, и об этом мы говорили сегодня много и плотно. Когда массовый поиск в лесу, например, мы можем делегировать часть полномочий добровольцам, неравнодушным людям, пришедшим по внутреннему зову. Полномочия, как правило, простые: идти, ровняя цепь, внимательно смотреть под ноги и по сторонам, раз в час делать перерыв. По команде звать пропавшего, работать на отклик. В городе всё совсем не так. В городе это навык для получения достоверной информации. Например, нужно выяснить – точно ли ребёнок вышел на маршрут в той точке, которую указал заявитель? То есть это проверка и перепроверка информации.
– И самый логичный вопрос: разве это не работа полиции?
– Да, в идеале эту работу должны выполнять сотрудники полиции. Но мы исходим в нашем тренинговом курсе из того, что, если волонтёры это будут уметь и знать так же, как сотрудники полиции, это пойдет только в плюс. Полицейские могут быть заняты расследованием преступлений, задействованы на охране объектов и мероприятий. Людей же всегда не хватает. А если волонтёр умеет грамотно делать необходимую работу, это позволит ускорить поиски без вести пропавшего.
– Как часто нужно обновлять знания по городскому поиску? Насколько сильно меняется городская среда?
– Саму методику менять не нужно, в её основе лежат очень хорошие наработки ещё со времён Советского Союза. Не все к ним имели допуск, но совершенно точно принцип работы и поиска не поменялся. Добавились разные актуальные аспекты, работа с цифровыми носителями, с информационной цифровой средой – да, но принцип не поменялся. Люди! Работаем всегда от людей! Актуализировать свои знания о городской среде – да! Волонтёр должен знать город, в котором он живёт и планирует искать людей. Обычно это не требует много затрат, каждый из нас в своём районе живёт, ходит по нему, и надо эти знания понемножку аккумулировать, чтобы инфорг в ходе поиска не тратил на это время.
– Во время лекции вы постоянно акцентировали внимание на безопасности самих волонтёров. При городском поиске работа волонтёров опасна?
– Да. Например, работа с «забросом» (заброшенные здания, объекты инфраструктуры – прим. РНН), где может находиться как объект поиска, так и лица, ведущие асоциальный образ жизни и представляющие опасность. Мы обязаны помнить об этой опасности, волонтёр обязан выполнять определённые действия по личной безопасности, для того чтобы грамотно работать на таких территориях. Если волонтёр не будет думать о собственной безопасности, придётся искать ещё и его самого. И так до бесконечности. Поэтому о таких вещах мы на курсе говорим постоянно. Сколько человек должна быть численность группы поиска, как нужно общаться с разными объектами информации, что делать можно, а что нельзя. Волонтёру просто запутаться, он же не сотрудник полиции, и во время поиска лучше вести себя очень аккуратно.
– Волонтёров сейчас вообще нужно учить? Я к тому, что вы читали курс старшим поисковых групп и инфоргам, а у них ведь и опыт есть, и знания.
– Нужно учить. Во-первых, в волонтёрских отрядах большая текучка. Во-вторых, когда волонтёр на поиске, он всегда учится, так было и так есть. Знаний в отношении поисковых моментов, на мой взгляд, много не бывает. Всегда есть что-то такое, что мы можем улучшить, узнать новое. Когда-то не было дронов, теперь они иногда очень эффективно помогают. Когда то не было сотовой связи и полагаться приходилось на оперативные навыки и смекалку. А сегодня можно использовать работу с соцсетями, биллинг (сведения и данные о месте совершения и приема звонка мобильного телефона или смс, данные о втором абоненте – прим. РНН). Мир постоянно меняется, и волонтёры обязаны постоянно меняться вместе с ним, чтобы продолжать актуально и эффективно помогать тем, кто нуждается в помощи. Находить людей.
– Вы много читаете лекций волонтёрам?
– Мы работаем с неким количество отрядов, больше опираясь на потребность поисковиков изучать новое и расширять свои компетенции. Тверь, Великий Новгород, Череповец. Последнее месяцы большую часть времени мы занимались с Ярославским отрядом «ЯрСпас», ему посвящено почти семь лет моей жизни, и там мы по обучению СПГ (старших поисковых групп – прим. РНН) и инфоргов вышли на уровень хорошего крепкого оперативника уголовного розыска. В Нижегородском регионе мои подопечные – это ПСО «Волонтёр». Это всегда много сил и много работы, но это того стоит. Желание отряда учиться, развиваться в плане городского поиска очень важно.
– Эта лекция была вводной для поисковиков «Волонтера». Что дальше?
– Дальше закрепление усвоенного и учебный тренинг по поиску. Я думаю, мы проведём его в середине или конце февраля. Там как раз и будут отработаны полученные сегодня навыки, знания, умение ориентироваться в ситуации. Всё это обязательно нужно закреплять, вводя в осознаваемую плоскость. Сейчас волонтёры должны это обсудить, уложить в голове, соотнести со своим опытом, понять, что они принимают, а что принять не готовы.
Дальше мы посмотрим – как это уложилось и что нужно улучшать. То есть это не просто – прочитали курс и забыли. Отряд будет проводить учебные поиски, и это не проверка и не экзамен. Во время поиска абсолютно все совершают ошибки, они бывают критичными или некритичными, но в любом случае ошибки – это замечательно, это значит, есть что улучшать и исправлять. Если вы, волонтёры, не совершаете ошибок, значит - мы что-то не видим.
– Как вы сами пополняете и актуализируете свои знания? В поисках участвуете?
– В активных поисках я сейчас не участвую уже в связи с проблемами со здоровьем, но поскольку связей с поисковиками довольно много, руку на пульсе мы держим, во время лекций часто люди делятся своим актуальным опытом. Ну и последнее время мы занимаемся рядом психологических программ, связанных с волонтёрством (в психологическом центре «Квартет» Павел Самойлов – психолог–консультант – прим. ред. Репортёр НН).
Одна из наших основных программ связана с противодействием профессиональному выгоранию волонтёра. В общем, да, учиться приходится постоянно, но и мир меняется вокруг. Все проекты, связанные с волонтёрами, мы делаем постоянной командой из пяти человек, среди которых есть кандидаты психологических наук, доценты МГМУ им. И.М. Сеченова, детские и подростковые психологи, бывшие старшие следователи по особо важным делам СК Москвы. У нас разделены сферы, в которых мы читаем лекции, и хотя эти сферы часто пересекаются, всё, что касается городских поисков – читаю я, а по психологии и работе с детьми или подросткам или по другим моментам читают мои коллеги. Я думаю, они ещё приедут в Нижний Новгород поделиться знаниями. Потому что этот всего один лекционный день получился очень насыщенным и очень плотным по общению. И слушали хорошо, и обсуждали, и поговорить было о чём!
Роман Голотвин