17 января 2022, 23:18 Понедельник
Нижний Новгород, +10
Последнее интервью
Фейерверки нужно запретить? Фейерверки нужно запретить?
15:50, 29 декабря 2021

Интервью

Никита Nomerz: «Города нуждаются в местах притяжения и ярких пятнах»

15:58, 07 июня 2019

Фестиваль уличного искусства «Место» третий раз вышел на улицы Нижнего Новгорода. Мест для художников, чтобы «выплеснуть себя», стало больше, а значит, нижегородцы в скором времени увидят больше ярких и необычных работ. Куратор фестиваля «Место» Никита Nomerz в интервью «Репортёру-НН» рассказал о различиях между «боевым» и фестивальным стрит-артом, и о том, почему Нижний Новгород стал ближе к Европе.

По теме

– С чего началась история фестиваля? Как стрит-арт попал в тренд?

– Фестиваль родился вот как: я делал документальный фильм про уличное искусство в России, и у меня была идея сделать презентацию и премьерный показ в Нижнем Новгороде. Это, получается, в 2017 году было. И тогда я подумал, что было бы классно привезти кого-то из художников, кого я снимал для фильма. Начал заниматься этим, и вторая мысль была: раз уж они приедут, почему бы не организовать какие-то «стенки», рисование, какие-то лекции, встречи. Так сама собой стала образовываться полноценная программа, и идея превратилась в фестиваль. Пришло и название – «Место», а кульминацией и был тогда показ фильма, который мы сделали.

«В открытую» – под таким названием вышел этот фильм, и я думал тогда, что это такой разовый проект. Но когда всё прошло, остался очень классный результат. Мы тогда в городе сделали несколько хороших объектов – и фасады, и будки, торцы стен. Были и экскурсии и мастер-классы. Я подумал тогда: это классная история, которая необходима городу. С первых лет была очень хорошая, положительная реакция от жителей, от участников, от других художников, которые были, так скажем, уже просто зрителями в интернете. Они  спрашивали, будет ли фестиваль дальше, и я подумал, что это стоит развивать.

– Развитие получилось? Следующий фестиваль был, если не ошибаюсь, в 2018? Он получился масштабнее?

– Да, было много художников, мы делали фасады, торцы, много работали и создали интересные и большие вещи – есть хороший каталог работ, выполненных тогда. Это было интересно и круто, но в этом году мы решили немного поменять формат. Мы делаем меньше масштабных объектов, зато появилось кое-что другое. Мы вышли из центра города. Центр перенасыщен работами, а в других районах города маловато такого, поэтому захватываем, если можно так сказать, новые территории. В этот раз объекты меньше, но больше концепции. Мы придумали, например, галерею такую уличную, когда в одной локации будет 12 работ разных авторов. Это мы делаем в коллаборации с заводом «Красное Сормово», они были инициаторами, предложили свой объект, а мы уже придумали историю. Там же такие ниши, можно сказать, и в каждой будут работы разных авторов: из Рязани, из Перми, из Москвы и Питера, нижегородские художники, конечно, то есть география широкая.

– А вообще много художников приехало? Вы отдаёте предпочтение московским и петербургским авторам или собираете по иному принципу?

– Мы каждый год пытаемся пригласить самых интересных и классных художников общероссийского, крутого уровня, чтобы показать их мастерство. Многие из них уже работают на международном уровне, катаются по фестивалям или работают в галереях в Европе. Вот у нас в этом году, и для меня это честь, участвует Марат Morik, это очень серьёзный автор, у него сейчас проходит выставка в галерее «9Б», он привёз холсты. То есть он много работает сейчас не только на улице, но и в мастерских, создаёт и студийные произведения. Параллельно Марат делает большую стену, это первая его работа в Нижнем Новгороде. А вообще, он сейчас много где рисует, в Европе, в США…

Другой московский автор Костя Zmok уже сделал свою работу и уехал, тоже график у художника сложный, но он выбрал время и приехал поучаствовать. Один из самых опытных, один из старейших граффити-райтеров России, который не забросил своё увлечение в те годы, когда оно было в загоне, и продолжает развиваться и заниматься этим и сейчас, рисует по всему миру, выставляется в галереях… В общем, много авторов у нас, я очень благодарен ребятам, все едут к нам и оставляют городу очень крутые работы.

– Что эти фестивали дают Нижнему Новгороду?

– На мой взгляд, стрит-арт несёт в себе какой-то заряд для города. Города вообще нуждаются в каких-то точках притяжения, ярких пятнах, работах уличных художников, которые задают какие-то вопросы, поднимают актуальные темы. Ведь именно этим занимается стрит-арт. В общем, проект стал ежегодным. Мы и дальше планируем его развивать и делать на высоком уровне.

– Власти поддерживают? Какие отношения с администрацией?    

– Да, наконец-то, можно сказать на третий год фестиваля нас заметила администрация. На самом деле, нас, конечно, все заметили, но именно городские власти выступили в этом году партнёрами фестиваля и взяли на себя часть каких-то вопросов.

– Это хорошо?

– Конечно, потому что какие-то вопросы решаются сложно. Финансы, чтобы привезти художника, на проживание и питание, на краску… Это огромные затраты, и из года в год это самый важный вопрос. В этом году нас заметили и сняли с нас серьёзную часть этой нагрузки. Ну, и есть очень много неравнодушных людей и наших партнёров. Партнёры по краске, наш российский производитель, кафе и бары, которые кормят и принимают у себя художников. Мы собираем от всех, что можем, и вот так по крупицам создаём фестиваль.

– То, что власть поддерживает, не идёт в противоречие с тем, что стрит-арт – изначально протестное движение, несущее свою философию и подтекст, отличное от системы?

– Ну, во- первых, надо понимать, что фестивали и стрит-арт в чистом виде – это, всё-таки, разные вещи. Фестивали – это больше паблик-арт, они несут в себе согласовательные процессы, организации, кураторов, людей которые спонсируют. Это не то, когда ты выходишь сам на свою ответственность, идёшь и рисуешь…

– То есть, это разные вещи, но делают их те же люди?

– Подход немножко разный. Да, это те же люди. Они участвуют как в партизанских акциях, так и в фестивалях, но, на мой взгляд, – а я же тоже художник! – важно не прогибаться и делать свои вещи. Если фестиваль или  какой-то проект диктует свои ограничения, ТЗ и требования, то я скорее откажусь. Как куратор фестиваля и художник я понимаю ребят, которых приглашаю, гораздо лучше, чем сторонний человек. Поэтому с самого начала фестиваля главным было не ставить ограничения для художников. Давать свободу и тем самым дать им возможность показать искусство – максимально близкое к тому, что они делают обычно. Только подход другой немного, есть партнёры, есть предоставление материалов, проживание. Я ведь как автор вряд ли найду огромный фасад, сниму автовышку, которая мне выйдет тысяч 50, не меньше, чтобы сделать этот фасад.

– Хорошо, тогда построю вопрос иначе. Предупреждали ли вы авторов, что их свободные работы не должны быть, например, провокационными, или не должны нести… ну, в общем, чего-то не должны нести? Время сейчас такое, информация распространяется быстро, и не все и не всегда адекватно реагируют на какие-то неоднозначные вещи.

– Ну, я, во-первых, понимаю, кого приглашаю. Понимаю, на какие места я могу поставить художников. Мне важно, чтобы фестивальные работы вписывались в городскую среду, выглядели гармонично. Если копаться в терминологии, есть стит-арт, есть граффити. Стрит-арт в основе своей партизанский, но у него, как и у фестивального направления, нет цели что-то захватить, как-то отметиться, как у граффити. Боевые уличные художники, провокационно-политические, в фестивалях не участвуют, как правило. Для них это не тот формат. Да и фестивали понимают, что это не тот формат. Я вспоминаю работы и могу сказать, что вот прямо особо острых, провокационных работ у нас нет. Есть личные, есть социальные, есть про ощущение мира и себя в этом мире, связь с историческим контекстом. «Колкие» работы бывают, и мы, помня о том, что художник свободен в выражении себя, стараемся помочь продавить идею и сделать так, чтобы работа была. Моя задача как куратора этот баланс между свободой и условностями фестиваля соблюсти.

– Те художники, что приехали, они чем занимаются в обычной жизни?

– Большинство – это художники, которые связали свою жизнь с искусством и зарабатывают этим. Тот же Марат Morik в Европе сотрудничает с галереями, продает свои холсты, у него выставки. Другие занимаются дизайном или работают на ещё каких-то смежных специальностях. Есть люди с совсем другими работами, не связанными с искусством, но всё же большинство – художники. Состоявшиеся и работающие.

– Нижний Новгород вообще дружелюбен к стрит-арту?

– Думаю, да. Я как художник в фестивалях участвую, но стараюсь процентное соотношение с партизанским, нелегальным стрит-артом оставлять, чтобы было равновесие. Когда ты на фестивале – немного расслабляешься, там же все условия предоставляют. И вышку тебе дают, и волонтёры помогают. Но это всё-таки немного не то. Нелегальные вещи дают совсем другое ощущение. Но подход тот же самый. Я стараюсь найти места, которые я не испорчу, что я заполню какие-то городские пустоты, которые нуждаются в этом. Я открыт для диалогов с жителями и часто просто общаюсь, спрашиваю: вот я хочу у вас стенку разрисовать. И вы знаете, в Нижнем люди очень открыты к этому, они идут на коммуникацию, они не против. Даже по фестивалям это видно. Вот сегодня экскурсия была по стрит-арту, середина недели, середина дня, я думал, мало кто придёт, но вы же видели, сколько было людей? Много. А когда мы на выходных проводим экскурсии, у нас там человек по 70 собирается.

Кроме того, за нашим фестивалем пристально следят… Знаете, есть такое направление «граффити-хантеры», это люди, которые путешествуют по разным странам, фотографируют рисунки, у них есть целые объединения, и ездят по мировым фестивалям в том числе. И вот эти люди теперь едут к нам. Это круто.

– Это поднимает уровень фестиваля?

– Может быть, это идеализм и у меня какие-то розовые очки, но я надеюсь, что фестиваль как-то влияет в целом на развитие города. В том числе в плане привлечения внимания к нему. К нам ведь приходит много заявок на фестиваль, и не только из России, но и из-за рубежа. Все видят работы, которые появились и появляются в Нижнем Новгороде, есть проекты с интерактивными картами, и там отмечена вся Европа, и с прошлого года там есть и Нижний Новгород. Согласитесь, Нижний Новгород на мировой карте стрит-арта – это здорово. Это, наверное, капля в море, но с другой стороны – в этом море есть наша капля.

– Самое интересное событие фестиваля, на которое можно пригласить людей?

– Финал. Последний день, когда мы будем закрывать фестиваль. Будет презентация фильма о прошлогоднем фестивале, будут стенды и интерактивное рисование, смотрите в интернете адреса работ, на карте, я сам проведу экскурсию, в общем, будет интересно, мы ждём всех, кому это нравится. 


Роман Голотвин
Фото - Александр Stan, Роман Голотвин

 
Комментарии
Хотите участвовать в обсуждении? Пожалуйста, пройдите процедуру регистрации
Последние комментарии
СК отказался проводить проверку по факту гибели Ирины Славиной
Александр, 18:23, 25 декабря 2021
Следственно управление СК Нижегородской области закрывает глаза на преступления - это факт.
Отстраненный от работы профессор НГТУ: «Психоз гораздо страшнее, чем сама инфекция!»
Kot, 18:30, 21 декабря 2021
Господи, что за шизофрения? "Два раза переболел ковидом, но правда тесты были отрицательные!"...
Нижегородский фонд капремонта снова нанял коллекторов для сбора 100 млн долгов. Снова по максимальной цене
admin, 20:26, 13 декабря 2021
Не очень понял суть претензии, уважаемый Знаток! Зачем я должен разжевывать своему читателю, где...
Нижегородский фонд капремонта снова нанял коллекторов для сбора 100 млн долгов. Снова по максимальной цене
Знаток города N, 18:45, 02 декабря 2021
Александр, пытаясь настрочить хайповую статью, вы уж хотя бы определитесь кто с Вашей точки зрения...
Нижегородский фонд капремонта снова нанял коллекторов для сбора 100 млн долгов. Снова по максимальной цене
веса, 10:07, 02 декабря 2021
Да чтож это делается! Сколько можно! Деды воевали.. Отцы концы с концами сводили. Страну строили...
Нижегородский фонд капремонта снова нанял коллекторов для сбора 100 млн долгов. Снова по максимальной цене
Анэт, 18:27, 01 декабря 2021
"..и даже 10 тысяч (!) рублей", одно дело цену снизить, а другое выполнить все условия контракта...
toup