Новости Нижнего Новгорода. Люди, места, события. Использование материалов "Репортёр-НН" разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.
– Если отвлечься от того, что "Горький fest" – это совсем молодой кинофестиваль, как уже было объявлено, "нового российского кино", всё-таки возникает ощущение, что с уходом и отдалением от столиц (Москвы и Санкт-Петербурга) подобные проекты держатся исключительно волей своих создателей. Как вы ощущаете кинофестиваль изнутри и каковы его перспективы? Будет он развиваться?
– Мне кажется, что это такое… "туннельное" мнение какого-то отдельного человека, и общественного мнения такого не существует. Каждый город, в котором происходит то или иное культурное событие, всегда воспринимает его как праздник. А праздник - это, по большому счёту, то, к чему мы все стремимся. Ведь мы все очень много работаем, трудимся, у нас есть свои сложности и свои испытания, и здорово, когда находятся минуты для того, чтобы выдохнуть, найти момент перезагрузки, эмоциональной, моральной, нравственной - культурной, в общем. И если это связано с кино, то это всегда ещё и возможность увидеть новое. Новые размышления, новые тенденции. Ведь "региональность" любого города определяется тем, что все тенденции рождаются в неких столицах. Речь не только о Москве, ведь мировыми столицами кино являются и Лондон, и Париж, и Нью-Йорк, и Лос-Анжелес, и любопытно наблюдать, как это связано в планетарном масштабе. Ведь в таких городах, как Нижний Новгород, ярче и больше можно увидеть и почувствовать свежесть этих тенденций и, что важно, почувствовать как они находят отклик у людей.
– То есть проверить на прочность, актуальность? Важность?
– Проверить, да… Ведь Москва – мегаполис всеядный. А всеядность это совсем не признак хорошего вкуса. В регионах люди разборчивее и это важно слышать и чувствовать.
– "Горький fest" прогрессирует? Как вы ощущаете его изнутри?
– Прогрессирует, конечно. Я с удивлением услышал на открытии – сколько рабочих площадок у фестиваля сейчас и с каждым годом они увеличиваются на десятки! Это уже говорит о большом количестве привлечённых людей, как участников, так и зрителей. В этом смысле он развивается, конечно. Но важно чтобы ещё развивался и сам кинематограф. Здесь не только и не столько о фестивалях даже речь… Фестивали часто идут на поводу у "модного" кино, в то время как, мне кажется, они должны искать свои собственные направления, которые им интересны. Они и людям интересны тоже. Например, у "Кинотавра" есть своё направление, у фестиваля "Короче" – своё. Московский кинофестиваль – тоже какое-то своё направление. Надо искать и "Горький fest'у" своё лицо. Потому что вот, например, я считаю, что по-настоящему народного фестиваля нет у нас до сих пор.
– Народного в каком смысле?
– Народного – не в смысле, что это не из разряда искусства. Это кино, которое близко к простому зрителю. Основа общества – это простой человек. Не крутой, не элитарный. И вот такой фестиваль был бы, например, очень интересен и любопытен. Надо ведь развивать кинематограф, и не забывать развивать веру в него у самого зрителя. Чтобы сам зритель не был забыт. А то мы все часто смотрим картины – как из жизни инопланетян. Какие-то люди, в каких-то городах…
– Вас это тоже напрягает?
– Меня это удивляет. Иногда смотрю какие-то фильмы и думаю – а кто это? Кто эти люди, с кем происходят такие события? Они есть вообще? Я не совсем иногда доверяю таким фильмам.
– Но если делать и показывать фильмы ближе к людям, то всё равно же запоминать и выделять будут на красной дорожке тех, кто проник глубже, чем поверхность… например экрана. Вот вы прошли, и все без исключения и зрители и пресса сразу оживились, закричали…
– Это, всего лишь, в силу того, что это ваш город такой. А вот прошёлся бы я, например, в другом городе, в Москве той же, я думаю, реакция была бы другая. Москва же пресыщена, зрители в ней переполнены информацией. А в Нижнем Новгороде это настоящий праздник для людей, и я к этому отношусь с большим уважением. Это такая встреча с людьми, которые известны зрителям как герои каких-то фильмов. А вот если фильмы эти находят отклик у простого народа, меня это очень радует. Радует, что ты не где-то там чем-то "элитарным" занимаешься, а говоришь с людьми.
– Это, наверное, к вопросу о том, зачем вообще кино и зачем в нём снимаются актёры. Чтобы что-то сказать, чтобы прожить часть жизни и донести что-то до зрителя, чтобы актёра увидели…
– Вопрос, кстати, не в личном тщеславии. Вопрос в том, чтобы твоё дело, то, что ты называешь творчеством, самовыражением, то, что близко твоему сердцу, и то, зачем ты вообще в этом ремесле, было воспринято и оценено, было важно людям. Чтобы главное жюри – зрители – увидели в фильмах себя, свой отклик, и в этом случае нет ничего плохого, когда кино становится народным. Не элитарным, а именно народным. Я-то для себя свой выбор давно уже сделал. Мне близко кино, которое понятно простому народу. Да, я пробовал свои силы в "элитарном" кино, но это сложнее, да и не усидишь на двух стульях всё равно.
– "Горький fest" может стать фестивалем народного кино? Или он похож на какие-то другие фестивали?
– Я думаю у фестиваля "Горький" только пока ещё нащупывается своя ниша. Оксана Михеева и Михаил Пореченков делают всё возможное. Пока всё, что я вижу, вызывает во мне уважение, знаете, про таких Высоцкий сказал "настоящих буйных мало, вот и нету вожаков". Ребята проходят пока такой… обжиг. Организовать мероприятие такого масштаба крайне непросто. Найти поддержку у местных властей тоже непросто. Надо иметь на это право, надо найти этот язык, чтобы превратить просто начинание в развивающийся проект. Я желаю и Михаилу и Оксане теперь уже точно сформулировать для себя и для фестиваля и для всех нас идеалогическую программу. Для чего фестиваль? Куда он будет двигаться?
– Вы приезжаете на фестиваль каждый год… Будете продолжать традицию?
– Конечно. Я считаю себя близким другом Михаила, близким другом Оксаны. Конечно, я их поддерживаю в этом. Каждый год я не просто приезжаю сюда, но провожу ряд мероприятий, связанных с кино. Правда в этот раз я, всё таки, проездом, очень плотный рабочий график, но я всё равно считаю своим долгом побывать на фестивале, протянуть руку дружбы и помощи, подтвердить, что я всегда рядом. Здорово, что ребята дерзают и развивают проект, создают людям праздник. Фестиваль, и это классно, выходит за рамки Драматического театра, где было открытие. Все сейчас поехали открывать "фестиваль для всех" на открытую площадку на набережной. И именно на открытой сцене все зрители будут наблюдать, как "Горький fest" уже точно ищет свой путь к зрителю и находит его через открытые пространства. Вообще было бы здорово, чтобы кино и процесс такого общения и обогащения приходили через открытые пространства и площадки. Не только у вас, а в каждом городе, где проходят фестивали. Ведь кино – это очень здорово. Хуже оно никого ещё не делало.
Роман Голотвин
фото Романа Голотвина, Евгения Богушева