Новости Нижнего Новгорода. Люди, места, события. Использование материалов "Репортёр-НН" разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.
Его выставка «Восход нового солнца» открылась в Нижегородском государственном выставочном комплексе 5 марта и будет работать месяц, так что посмотреть работы Васи Ложкина смогут все желающие.
– Очень люблю рисовать, – говорит художник гуляя между своими картинами, – и рисую в основном животных. Котов, зайцев и человекообразных обезьян. Бывает, что изображаю медведей, слонов и лошадей. В творчестве не очень люблю обобщений, поэтому на моих картинах всё конкретно: если это, например, выжившая из ума человекообразная бабушка с топором, то это она и есть, а не какой-то там собирательный образ, метафора или прочая лабуда. Ну и естественно картины лучше смотреть вживую. Конечно, известны они многим через интернет, но сами посудите: что там можно рассмотреть на экране смартфона? Бывает картина большая и в телефоне не воспринимается совершенно, а вживую увидят и такие – Эээх, ну и дурында! Я то картины делаю не для интернета, а для залов. Грубо говоря это такой… дизайн помещений. (смеется)
На выставке, как и на пресс-конференции – многолюдно. Редкий случай, когда большинство пришедших на выставку людей фотографируются с картинами, и при этом улыбаются и зовут друг друга через зал: "А вот, смотри!.."
Картины, конечно, знакомы. Все мы уже встречали самые яркие образы в интернете, и эти суровые неулыбчивые мужики, оскаленные бабушки и тёплые жмурящиеся коты – словно хорошие знакомые в новых контекстах. Вася Ложкин узнаваем в каждой работе. Во многом это гипертрофия легендарной российской действительности. Такой себе мультреализм. Что-то вроде увеличительного стекла, которое иногда увеличивает самое непотребное, а иногда что-то до жути искреннее. Но если отойти на несколько шагов – сразу видишь яркие пятна, светлые пространства.
То, что на первый взгляд слегка напрягает и вгоняет в депрессию при рассмотрении меняет знак с минуса на плюс. Картины Ложкина позитивны и забавны. И конечно, это явление. И очень российское. Ирония, стёб, позитив и гротеск.
– Что привезли показать нижегородцам?
– Я привёз картины самые разные. Некоторые известны многим, некоторые совсем новые – около сотни новых в 2018 году написаны. Какие-то лежали после прошлых экспозиций и ждали своего часа, и вот увидели свет здесь, в Нижнем Новгороде. Так что мы сюда приволокли самое красивое, самое замечательное, самое лучшее, чтобы порадовать жителей Нижнего Новгорода картинками.
Моя работа заключается в том, чтобы нести людям радость, и я это делаю. Пока получается. Важно чтобы люди смотрели на картины, улыбались и испытывали положительные эмоции. Это обычно и происходит. Спасибо большое выставочному залу, он крутой, всё так хорошо расположено, очень красиво и удобно и классно выглядит. Это никакая не лесть, я знаю как иной раз проходят выставки, вот у вас очень прям хорошо.
Вообще выставка посвящена новому будущему, весне, и тому, что солнце взойдёт над Россией и никогда больше не сядет.
– Когда-то давно вы называли себя интернет-воином, да и содержание картин не всегда благостное у вас – было. Что изменилось сейчас?
– Ну, это было давно, я давно уже никакой не воин, да и те времена ругани в интернете ушли уже довольно далеко. А в картинах моих, если честно, люди могут увидеть иногда такое, чего я и вовсе не закладывал, и не было даже намёка. А вот поди ж ты, человек увидел… Когда-то давно одну мою картинку с оранжевым котом вообще сравнили с оранжевой революцией на Украине. Раньше я действительно старался... мммм… минимизировать пространство для интерпретаций, скажем так. А потом махнул рукой. Люди видят так, как хотят видеть, тут ничего не сделаешь. Сейчас бывает, что упрекают в чём-то, но мало и редко.
– Как вам кажется – все ваши картины несут радость? И даже с суровыми злыми мужиками и жуткими бабушками?
– Конечно. Ну просто это такой чёрный юмор, но это юмор. И в целом это, конечно, весело.
– Мультреализм – это направление группы "Колдовские художники", в которое вы входите. Там много тех, кто пишет в похожем на вас стиле?
– "Колдовские художники" – это такая питерская организация, а я родом не из Питера, и поэтому я у них такой... почётный член. Наездами бываю там, но живу в Ярославле сейчас. Поэтому в чём-то наши картины сходны конечно. В мироощущении, например. А в моём понимании, мультреализм – это когда мои картины из какого-то параллельного мультипликационного мира – вот он там где-то есть, и это как картинки из него.
– Предлагали крупные корпорации сделать для них какой-то календарь или фирменный стиль или ещё что-то такое ?
– Да, этого навалом всегда. Можно сказать – это вообще мой основной заработок. Плюс такие заказы, как подарки на юбилеи, на новый год, календари с моими картинками. Мясокомбинаты ко мне обращаются, ну потому что коты там, колбаса… вот это всё. И почему-то ай-тишники. Для нескольких фирм крупных я делал заказы. Это сложнее, конечно. Все эти ай-ти технологии, интернет, всё это так абстрактно, а надо придумывать что-то, чтобы было смешно… Ведь с продуктами всё проще, берёшь какое-нибудь пиво например, или колбасу… всё это можно обыграть, это просто, а с интернетом сложнее, конечно, но этого я много делаю.
– Большинство произведений искусства, отражающих реальность – в нашей стране, по крайней мере, – неожиданно оказываются слегка с политическим оттенком и могут вызывать например неоднозначную, непрогнозируемую реакцию. Как например с картиной «Великая прекрасная Россия». Вы сами какой реакции ждёте на свои картины? Особенно на те, которые реальность отражают острее других?
– Ну, я не отражаю реальность как таковую. То, что я рисую – это не значит, что я озадачен какой-то проблемой в мире и я стараюсь как-то заострить на ней внимание, вовсе нет. Скорее это выглядит вот как: бывает человек много работает над чем-то, потом он ложится спать, и ему снится сон. И вот он вот такой какой-то весь… (показывает руками странные замысловатые фигуры - прим. РНН). То есть подсознание моё как гражданина – выплёскивает таким образом что-то, но я изначально не стараюсь какой-то остросоциальный смысл в них вложить. В отличии от тех же мультреалистов, которые осуждают какие-то явления в обществе, я ничего не осуждаю, а наоборот, воспеваю. Если это, например, какой-нибудь пьяный мужик, то я вот восхищаюсь им. Не восхищаюсь пьянством, а констатирую, что с точки зрения художника всё это достаточно живописно. Не надо судить моё творчество так уж строго и категорично. Люди же по разному воспринимают мои картины, кто-то так, кто-то эдак.
– Кто покупатели ваших картин? И есть ли такие картины, которые вы не продаёте?
– Да нет, какой смысл писать картины, если они не продаются? Все продаются. Есть, правда, одна, очень старая моя картина, она дома лежит и для меня она больше какую-то историческую ценность представляет. Её не продаю, остальные – запросто. А покупают все подряд. Подчинённые часто скидываются и покупают какому-нибудь начальнику соответствующую картину. Начальник там нарисован какой-нибудь такой… (показывает руками - прим. РНН) – о божественный начальник! Мы тебя обожаем! Вот такие картины у меня отлетают только так. Почти с руками отрывают. Детям иногда заказывают. Такие… поучительные картинки. Разные люди покупают. Очень разные.
– У вас яркий узнаваемый стиль. Есть претенции или упрёки от художников, которые работают в академическом стиле?
– Ну, какие могут быть ко мне упрёки? Некоторые очень хорошо ко мне относятся, некоторые говорят: ну это же что-то такое… это же не искусство, а какая-то фигня, извините… ну и ладно. Мы не пересекаемся с ними. Существуем словно на разных этажах. В конце концов, и академическое искусство кому-то нравится, а кому-то нет. Честно сказать – я вообще не очень люблю изобразительное искусство. Это правда. Я небольшой любитель живописи. Смотреть смотрю иногда, а фанатеть – нет.
– Знаковые картины есть у вас? Как насчёт той же «Великой прекрасной России»?
– Не, ну она совсем не знаковая. Так получилось, и это очень обидно, что некоторым картинам придаётся большее значение, иногда значение, которого и вовсе не было. Эта картина выплыла в информационном поле… ну это как хайп… какое-то время об этом говорят. Потом забывают. Она очень связана с политикой. Вернее, не картина связана, а ситуация, изображённая на ней. На этом любят пиариться все кому не лень, всякие телеканалы "Дождь", "Эхо Москвы", вот эти все товарищи, которые любят поговорить о политике, и их хлебом не корми – дай найти что-то такое. Они с этой стороны смотрят. Кто-то с другой. Ещё всякие, ну, такие... "борцы с режимом", они тоже любят найти что-то, нафантазировать что-то вокруг того, чего и нет вовсе. Ну, тут можно за уши подтянуть всё что угодно. Именно поэтому картина моя и попала в информационное пространство. А так – особой роли она и не играет.
К слову, картина «Великая прекрасная Россия» на выставке была, возле неё художник подписывал книжки и календари, любезно фотографировался с желающими. Однако она сильно отличалась от той версии, что облетела весь интернет и была временно признана экстремистской. Можно сравнить. Вася Ложкин пояснил, что это более поздняя версия картины и на ней «всё хорошо».
– Видите? Все, кто по бокам – все хорошие. Все молодцы. И Великая прекрасная Россия сияет, а всё вокруг неё проваливается в космос.
"Было - стало". Можно нажать на картинку для увеличения и детального сравнения
Роман Голотвин