17 января 2022, 23:08 Понедельник
Нижний Новгород, +10
Последнее интервью
Фейерверки нужно запретить? Фейерверки нужно запретить?
15:50, 29 декабря 2021

Интервью

Вася Ложкин (Алексей Куделин): "Я вообще изобразительное искусство не очень люблю"

22:22, 05 марта 2019

Вася Ложкин в каком-то смысле  знаковый художник в пространстве российского искусства. Один из первых, кого сделал знаменитым именно интернет и, по сути, большинство его картин давно превратились в интернет-мемы, обыгранные в контексте самых разных актуальных тем. Массовый репост своих «картинок», как Василий называет своё творчество, он активно приветствует. Спокойно и радостно признаётся, что все его картины продаются и востребованы, и он не чужд любых форм сотрудничества. С удовольствием рисует как корпоративные заказы, так и личные. С классикой себя не сравнивает.

По теме

Его выставка «Восход нового солнца»  открылась в Нижегородском государственном выставочном комплексе 5 марта и будет работать месяц, так что посмотреть работы  Васи Ложкина смогут все желающие. 

– Очень люблю рисовать, – говорит художник гуляя между своими картинами, – и рисую в основном животных. Котов, зайцев и человекообразных обезьян. Бывает, что изображаю медведей, слонов и лошадей. В творчестве не очень люблю обобщений, поэтому на моих картинах всё конкретно: если это, например, выжившая из ума человекообразная бабушка с топором, то это она и есть, а не какой-то там собирательный образ, метафора или прочая лабуда. Ну и естественно картины лучше смотреть вживую. Конечно, известны они многим через интернет, но сами посудите: что там можно рассмотреть на экране смартфона? Бывает картина большая и в телефоне не воспринимается совершенно, а вживую увидят и такие – Эээх, ну и дурында! Я то картины делаю не для интернета, а для залов. Грубо говоря это такой… дизайн помещений. (смеется)

На выставке, как и на пресс-конференции – многолюдно. Редкий случай, когда большинство пришедших на выставку людей фотографируются с картинами, и при  этом улыбаются и зовут друг друга через зал: "А вот, смотри!.."



Картины, конечно, знакомы. Все мы уже встречали самые яркие образы в интернете, и эти суровые неулыбчивые мужики, оскаленные бабушки и тёплые жмурящиеся коты – словно хорошие знакомые в новых контекстах. Вася Ложкин узнаваем в каждой работе. Во многом это гипертрофия легендарной российской действительности. Такой себе мультреализм. Что-то вроде увеличительного стекла, которое иногда увеличивает самое непотребное, а иногда что-то до жути искреннее.  Но если отойти на несколько шагов – сразу видишь яркие пятна, светлые пространства.


То, что на первый взгляд слегка напрягает и вгоняет в депрессию при рассмотрении меняет знак с минуса на плюс. Картины Ложкина позитивны и забавны. И конечно, это явление. И очень российское. Ирония, стёб, позитив  и гротеск.

–​ Что привезли показать нижегородцам?

– Я привёз картины самые разные. Некоторые известны многим, некоторые совсем новые – около сотни новых в 2018 году написаны. Какие-то лежали после прошлых экспозиций и ждали своего часа, и вот увидели свет здесь, в Нижнем Новгороде. Так что мы сюда приволокли самое красивое, самое замечательное, самое лучшее, чтобы порадовать жителей Нижнего Новгорода картинками.

Моя работа заключается в том, чтобы нести людям радость, и я это делаю. Пока получается. Важно чтобы люди смотрели на картины, улыбались и испытывали положительные эмоции. Это обычно и происходит. Спасибо большое выставочному залу, он крутой, всё так хорошо расположено, очень красиво и удобно и классно выглядит. Это никакая не лесть, я знаю как иной раз проходят выставки, вот у вас очень прям хорошо.

Вообще выставка посвящена новому будущему, весне, и тому,  что солнце взойдёт над Россией и никогда больше не сядет.

–​​ Когда-то давно вы называли себя интернет-воином, да и содержание картин не всегда благостное у вас –​​ было. Что изменилось сейчас?

– Ну, это было давно, я давно уже никакой не воин, да и те времена ругани в интернете ушли уже довольно далеко. А в картинах моих, если честно, люди могут увидеть иногда такое, чего я и вовсе не закладывал, и не было даже намёка. А  вот поди ж ты, человек увидел… Когда-то давно одну мою картинку с оранжевым котом вообще сравнили с оранжевой революцией на Украине. Раньше я действительно старался... мммм… минимизировать пространство для интерпретаций, скажем так. А потом махнул рукой. Люди видят так, как хотят видеть, тут ничего не сделаешь. Сейчас бывает, что упрекают в чём-то, но мало и редко.

– Как вам кажется – все ваши картины несут радость? И даже с суровыми злыми мужиками и жуткими бабушками?

– Конечно. Ну просто это такой  чёрный юмор, но это юмор. И в целом это, конечно, весело.

–​ Мультреализм – это направление группы "Колдовские художники", в которое вы входите. Там много тех, кто пишет в похожем на вас стиле?

– "Колдовские художники" – это такая питерская организация, а я родом не из Питера, и поэтому я у них такой... почётный член. Наездами бываю там, но живу в Ярославле сейчас. Поэтому в чём-то наши картины сходны конечно. В мироощущении, например.  А в моём понимании, мультреализм – это когда мои картины из какого-то параллельного мультипликационного мира – вот он там где-то есть, и это как картинки из него.

– Предлагали крупные корпорации сделать для них какой-то календарь или фирменный стиль или ещё что-то такое ?

– Да, этого навалом всегда. Можно сказать – это вообще мой основной заработок. Плюс такие заказы, как подарки на юбилеи, на новый год, календари с моими картинками. Мясокомбинаты ко мне обращаются, ну потому что коты там, колбаса… вот это всё. И почему-то ай-тишники. Для нескольких фирм крупных я делал заказы. Это сложнее, конечно. Все эти ай-ти технологии, интернет, всё это так абстрактно, а надо придумывать что-то, чтобы было смешно… Ведь с продуктами всё проще, берёшь какое-нибудь пиво например, или колбасу… всё это можно обыграть, это просто, а с интернетом сложнее, конечно, но этого я много делаю.

– Большинство произведений искусства, отражающих реальность – в нашей стране, по крайней мере, – неожиданно оказываются слегка с политическим оттенком и могут вызывать например неоднозначную, непрогнозируемую  реакцию. Как например с картиной «Великая прекрасная Россия». Вы сами какой реакции ждёте на свои картины? Особенно на те, которые реальность отражают острее других?

– Ну, я не отражаю реальность как таковую. То, что я рисую – это не значит, что я озадачен какой-то проблемой в мире и я стараюсь как-то заострить на ней внимание, вовсе нет. Скорее это выглядит вот как: бывает человек много работает над чем-то, потом он ложится спать, и ему снится сон. И вот он вот такой какой-то весь… (показывает руками странные замысловатые фигуры - прим. РНН). То есть подсознание моё как гражданина – выплёскивает таким образом что-то, но я изначально не стараюсь какой-то остросоциальный смысл в них вложить. В отличии от тех же мультреалистов, которые осуждают какие-то явления в обществе, я ничего не осуждаю, а наоборот, воспеваю. Если это, например,  какой-нибудь пьяный мужик, то я вот восхищаюсь им. Не восхищаюсь пьянством, а констатирую, что с точки зрения художника всё это достаточно живописно. Не надо судить моё творчество так уж строго и категорично. Люди же по разному воспринимают мои картины, кто-то так, кто-то эдак.

– Кто покупатели ваших картин? И есть ли такие картины, которые вы не продаёте?

– Да нет, какой смысл писать картины, если они не продаются? Все продаются. Есть, правда, одна, очень старая моя картина, она дома лежит и для меня она больше какую-то историческую ценность представляет. Её не продаю, остальные – запросто. А покупают все подряд. Подчинённые часто скидываются и покупают какому-нибудь начальнику соответствующую картину. Начальник там нарисован какой-нибудь такой… (показывает руками - прим. РНН) – о божественный начальник! Мы тебя обожаем! Вот такие картины у меня отлетают только так. Почти с руками отрывают. Детям иногда заказывают. Такие… поучительные картинки. Разные люди покупают. Очень разные. 

– У вас яркий узнаваемый стиль. Есть претенции или упрёки от художников, которые работают в академическом стиле?

– Ну, какие могут быть ко мне упрёки? Некоторые очень хорошо ко мне относятся, некоторые говорят: ну это же что-то такое… это же не искусство, а какая-то фигня, извините… ну и ладно. Мы не пересекаемся с ними. Существуем словно на разных этажах. В конце концов, и академическое искусство кому-то нравится, а кому-то нет. Честно сказать – я вообще не очень люблю изобразительное искусство. Это правда. Я небольшой любитель живописи. Смотреть смотрю иногда, а фанатеть – нет.

– Знаковые картины есть у вас? Как насчёт той же «Великой прекрасной России»?

– Не, ну она совсем не знаковая. Так получилось, и это очень обидно, что некоторым картинам придаётся большее значение, иногда значение, которого и вовсе не было. Эта картина выплыла в информационном поле… ну это как хайп… какое-то время об этом говорят. Потом забывают. Она очень связана с политикой. Вернее, не картина связана, а ситуация, изображённая на ней. На этом любят пиариться все кому не лень, всякие телеканалы "Дождь", "Эхо Москвы", вот эти все товарищи, которые любят поговорить о политике, и их хлебом не корми – дай найти что-то такое. Они с этой стороны смотрят. Кто-то с другой.  Ещё всякие, ну, такие... "борцы с режимом", они тоже любят найти что-то, нафантазировать что-то вокруг того, чего и нет вовсе. Ну, тут можно за уши подтянуть всё что угодно. Именно поэтому картина моя и попала в информационное пространство. А так – особой роли она и не играет.

К слову, картина «Великая прекрасная Россия» на выставке была, возле неё художник подписывал книжки и календари, любезно фотографировался с желающими. Однако она сильно отличалась от той версии, что облетела весь интернет и была временно признана экстремистской. Можно сравнить. Вася Ложкин пояснил, что это более поздняя версия картины и на ней «всё хорошо».

– Видите? Все, кто по бокам – все хорошие. Все молодцы. И Великая прекрасная Россия сияет, а всё вокруг неё проваливается в космос.


"Было - стало". Можно нажать на картинку для увеличения и детального сравнения


Роман Голотвин
 

Комментарии
Хотите участвовать в обсуждении? Пожалуйста, пройдите процедуру регистрации
Последние комментарии
СК отказался проводить проверку по факту гибели Ирины Славиной
Александр, 18:23, 25 декабря 2021
Следственно управление СК Нижегородской области закрывает глаза на преступления - это факт.
Отстраненный от работы профессор НГТУ: «Психоз гораздо страшнее, чем сама инфекция!»
Kot, 18:30, 21 декабря 2021
Господи, что за шизофрения? "Два раза переболел ковидом, но правда тесты были отрицательные!"...
Нижегородский фонд капремонта снова нанял коллекторов для сбора 100 млн долгов. Снова по максимальной цене
admin, 20:26, 13 декабря 2021
Не очень понял суть претензии, уважаемый Знаток! Зачем я должен разжевывать своему читателю, где...
Нижегородский фонд капремонта снова нанял коллекторов для сбора 100 млн долгов. Снова по максимальной цене
Знаток города N, 18:45, 02 декабря 2021
Александр, пытаясь настрочить хайповую статью, вы уж хотя бы определитесь кто с Вашей точки зрения...
Нижегородский фонд капремонта снова нанял коллекторов для сбора 100 млн долгов. Снова по максимальной цене
веса, 10:07, 02 декабря 2021
Да чтож это делается! Сколько можно! Деды воевали.. Отцы концы с концами сводили. Страну строили...
Нижегородский фонд капремонта снова нанял коллекторов для сбора 100 млн долгов. Снова по максимальной цене
Анэт, 18:27, 01 декабря 2021
"..и даже 10 тысяч (!) рублей", одно дело цену снизить, а другое выполнить все условия контракта...
toup