Новости Нижнего Новгорода. Люди, места, события. Использование материалов "Репортёр-НН" разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.
– Нижегородская киношкола – что это будет такое?
– Сейчас попробую объяснить. Проблема в том, что наше кино было всегда москво-центричным. Всегда, даже в царские времена. Вторым центром был Санкт Петербург, но и он был слабее, чем Москва. Самые лучшие картины, самое большое количество кинотеатров, все съёмки проходили в Москве. Ханжонков был в Москве, Вера Холодная, Иван Мозжухин – все жили в Москве. У нас в стране всё в той или иной степени замкнуто на Москву, и проблема регионального кино стоит очень остро. Я вообще горячо приветствую, что люди в Нижнем Новгороде делают кино! Понятно, что им нужно повышение квалификации, и они это теперь могут делать в своём городе, не уезжая на обучение в Москву или Санкт-Петербург. Конечно, что есть дистанционные курсы всякие, но живая обратная связь – это самое ценное в образовании. Поэтому открытие здесь киношколы я очень приветствую. Понятно, что это лишь первая ласточка, что эти пара недель работы мало что дадут в смысле фундаментального образования, но некий толчок, некий ориентир они дать могут.
– Киношкола сейчас работает в формате лекций на время кинофестиваля – а дальше?
– Не могу пока сказать. Для того, чтобы киношкола существовала, в Нижнем Новгороде должна быть своя, хоть и маленькая, но киноиндустрия. Есть ли она – я пока не знаю, знаю, что кино здесь снимается. Ну, вот например, есть очень сильная региональная киноиндустрия – в Якутске. Там снимается кино, там были совместные с ВГИКом проекты, но своей киношколы там нет. Так вот, нужна такая же мощная, заявившая о себе киноиндустрия, которая может быть завязана на киношколу. Это такой взаимопитательный процесс, когда из индустрии приходят люди в киношколу преподавать, и в итоге из киношколы к ним на съёмки приходят специалисты. И до тех пор, пока в Нижнем Новгороде нет активной киноиндустрии, делать здесь киношколу на постоянной основе особого смысла нет.
Но! Помогать людям, которые здесь что-то делают, важно… Ведь очень часто киношкола – это поиск себя. Так вот, не ездить в Москву, не мотаться туда на курсы, а пообщаться с кем-то из специалистов здесь – бесценно. Так что я вижу пока не постоянную киношколу, как например «МШК» (Московская Школа Кино – прим. РНН), которая работает круглогодично и без каникул, а раз в год, раз в полгода вот такие сессии, как у нас сейчас.
Открытие киношколы
– Как нижегородские киностуденты? Свои вступительные работы уже сдали?
– Да, мы сегодня как раз их обсуждали, и могу сказать, многие из них меня приятно удивили. Есть работы совсем ученические, там много молодых людей, но есть и работы вполне профессиональные. Так что в Нижнем Новгороде есть люди, которые уже кое-что умеют и готовы делать и учиться. Студентов пока всего десять, они прошли строгий отбор, у каждого есть портфолио, и мы его обязательно будем обсуждать. То есть работать есть с чем, и я думаю, нам всем будет интересно, и преподавателям и студентам.
– Теперь вопрос про кинофестиваль «Горький fest», в рамках которого стартовала работа киношколы. Само явление такого кинофестиваля и его закрепление на Нижегородской земле – это перспективно? Иначе говоря – на твой взгляд – хорошо ли для фестиваля оседать в регионе?
– Начну с того, что, не смотря на то, что я всякий раз приезжаю в Нижний Новгород во время кинофестиваля, на сам Горький фест я практически не попадаю. Но я знаю, что здесь показывается, слежу за его развитием, знаю, что он крутой, что он не просто «фестиваль для галочки», и всегда привозит много фильмов и интересных гостей. И вот смотрите, что получается: например известный фестиваль «Кинотавр» очень сильно сепарирован от города. На него приезжает много представителей киноиндустрии, но ни один из сочинцев попасть на него практически не может, за исключением небольшого количества открытых показов. Это очень грустно и неправильно по отношению к горожанам. Поэтому именно для горожан «Горький fest» – это большая удачная возможность увидеть другое кино, не только «попкорновое» наполнение кинотеатров, которое они и так увидят, а что-то иное.
– Можно ли сравнить Нижний с другими городами? Не каждый же город имеет свой кинофестиваль?
– Тут надо посмотреть шире. Нижний все-таки близко к Москве, здесь есть, например, кинотеатр «Орленок», где показывают европейское кино, какие-то фестивальные фильмы. Я был в городах, где вообще только один кинотеатр и только стандартный пакет мультиплекса: американские блокбастеры, громкие отечественные хиты – и всё. Люди искренне не понимают, что кино может быть другим.
Я был в одном городе в Архангельской области, там была встреча со зрителями, мы обсуждали не самый простой документальный фильм Вима Вендерса «Соль земли». Я был ошарашен тем, как люди видят черно-белое кино, как чувствуют такое сложное, сложноустроенное кино, как им хочется наговориться, но почти нет такой возможности. То есть люди готовы и люди хотят смотреть другое кино. Именно поэтому ценность кинофестиваля «Горький fest» для горожан нижегородцев необычайно высока. Именно потому, что он привозит и показывает людям, какое ещё бывает кино. Не просто фестиваль, привозящий фильмы в город, а именно открытый, доступный людям кинофестиваль, привозящий что-то вне формата мультиплексов. Наше кино, которое сложно где-то увидеть, короткий метр…
– У зрителей сейчас разное отношение к российскому кино…
– Фестиваль в первую очередь возвращает зрителя к отечественному кинематографу. Я не оправдываю всё российское кино, оно разное, оно сложное, не всё удается, но оно точно разнообразнее, чем многие о нём думают. И ещё важная вещь, которую даёт фестиваль – это общение с создателями фильмов, не просто звёздами, но и со сценаристами, режиссерами, с ними можно поговорить. Для Нижнего, повторюсь, это удача – заполучить свой фестиваль, теперь надо обязательно его поддерживать.
– Многие города хотят свои фестивали?
– Многие хотят, но имеют далеко не все. Я вот знаю город, который потерял свой кинофестиваль. В Вологодской области был шикарный международный фестиваль молодого европейского кино «VOICES», но правительство области перестало поддерживать его, и теперь он в разных других городах проходит. Жаль, потому что фестиваль сильный, команда очень сильная. Это такой обратный пример, как можно лишиться своего фестиваля.
А вот в Анадыре, на Чукотке, перед самой пандемией мы побывали на совершенно удивительном фестивале «Золотой ворон», я был на нем в жюри. И вот там хорошо видно, как ценна для людей возможность увидеть больше. Люди приезжали из каких-то совсем отдаленных поселений, оленеводы приезжали в единственный в городе кинотеатр, он всё время был переполнен, и там не отпускали людей до глубокой ночи, зрители хотели разговаривать с режиссерами и актерами.
Так что жажда огромна, интерес очень велик. «Горький fest» удачно расположился, Нижний близок к Москве, проводить удобно, я думаю, нижегородцам в этом очень повезло. Ну а киношкола – тем более, что мы её проводим совместно с Московской школой кино, ещё покажет себя, я думаю. Я на это надеюсь!
Роман Голотвин