Новости Нижнего Новгорода. Люди, места, события. Использование материалов "Репортёр-НН" разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.
Образовательный проект «Летняя школа городских исследователей», по задумке организаторов, должна была стать примером организации работы с городом на новом уровне, когда в центре не только исследований, но и всех дальнейших преобразований городской среды – прежде всего человек, его образ жизни, его среда обитания и приоритеты. Что такое исследования городской среды, как проводить его правильно и почему каждому нижегородцу полезны компетенции городского исследователя – эти знания в рамках проекта мог получить любой горожанин совершенно бесплатно. Самые активные участники школы помимо исследовательских компетенций получили стипендии от Института Урбанистики.
Среди лекторов и руководителей практики – как известные нижегородские урбанисты, социологи, архитекторы, так и приглашенные эксперты из других городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Казани и Самары.
Можно сказать, что знания, полученные участниками, – уникальны. У городских исследований есть своя специфика и пока этому не учат ни в одном вузе. Поэтому школа стала не только образовательным проектом для неспециалистов, но и площадкой для повышения квалификации и обмена опытом, наработкой методологических основ для дальнейшего развития городских исследований.
Мы поговорили с организаторами, лекторами и участниками о Летней школе городских исследователей.
Ира Маслова, куратор ЛШГИ, Институт Урбанистики НН:
- Какие цели ставил перед собой проект, насколько получилось их достигнуть?
- Во-первых, собрать большую команду людей, которые хотят исследовать город дальше, собрать новых людей, которые чувствуют в себе потенциал исследователя города, но пока не знают, как его развить. Мы фактически собрали активное сообщество профессионалов по интересам, и это здорово. Во-вторых, проект ставил цели обучить сотрудников института, «прокачать» для них компетенции городских исследователей.
- Была ли практическая цель?
- Да, конечно, главная цель была в практике. Практиковались в течение трех недель.
- Расскажите подробнее про программу школы. Как лекционная и практическая части соотносились между собой?
- В лекциях были темы, которые конкретно посвящены методикам исследования территорий и непосредственно нужны на практике, и были лекции, которые не привязаны к ней, например, лекция по свету («Исследования города в световой урбанистике» Олега Юрченко – прим ред). Мы практиковались в световом анализе, но не делали само исследование света на территориях. Были лекции, которые нужно было слушать и сразу «дословно» переносить на практику как готовую методику. Важная надстройка над лекционным блоком — это общая теория о том, как городские исследования встроены в процесс проектирования территорий
- Какие проблемы освещались на лекциях и исследовались в практической части?
- Мы исследовали в основном проблемы физической среды, конкретные вопросы, которые можно изменить проектом благоустройства. Иными словами, мы не говорили только об историческом контексте территории, о ее идентичности, а больше анализировали то, как по ней ходят люди, какие социальные практики там организованы, говорили о функциональном зонировании и особенностях использования пространства. То есть о том, что мы передаем архитектору, чтобы он понял, как на самом деле функционирует территория, что нужно менять или сохранять.
- Чем школа поможет программе «Формирование комфортной городской среды» в 2021 году?
- Школа подготовила предпроектный анализ территорий для благоустройства по программе ФКГС-2021. Он не входил в обязанности института, мы не обязаны были им заниматься. Двоих исследователей, которые работают в штате института, было бы недостаточно, чтобы сделать полноценный анализ. На исследовании должно работать большое количество людей одновременно, а ФКГС не предусматривает финансирование исследований и не закладывает на них время.
Но мы сделали невозможное – мы эти исследования провели, потому что готовились задолго до объявления голосования за территории, которые будут благоустроены в следующем году. 7 июля, когда были объявлены результаты, мы уже начали практику.
- Чему научились участники и где они могут применить свои знания?
- Я надеюсь, что участники научились непредвзято смотреть на город и не делать преждевременных выводов. Они могут применить свои знания, если пойдут, например, в исследовательский проект, где требуется с разных сторон проанализировать город: с культурологической, с архитектурной, с туристической целью.
Мы надеемся, что участники смогут заняться своими собственными исследованиями и смогут аргументировано доносить свои мысли о проблемах территории. Это готовая команда для исследований нашего города. Хотя самое классное, что может произойти с нашим слушателем, — это даже не про практику, а про удовольствие. Умение видеть город позволяет получать намного больше от путешествий: за одни и те же деньги вы увидите больше, если вы умеете исследовать город.
Вера Просвирнина, социальный инженер, городской исследователь, лектор ЛШГИ, Нижний Новгород:
- В чем ценность школы, на ваш взгляд?
- Ценность школы заключалась и в том, что в качестве преподавателей принимали участие российские и нижегородские эксперты-практики – те, кто участвует в междисциплинарных проектных командах и может поделиться не только методиками, но и тонкостями их использования.
- Чем она полезна участникам?
- Для всех участников школы это ещё одна возможность посмотреть город с разных сторон, увидеть привычное с необычной стороны, глубже понять процессы, которые происходят в городе, познакомиться с людьми, которые меняют города, понять логику этих изменений либо, наоборот, убедиться в ее отсутствии.
- Нужны ли подобные проекты Нижнему Новгороду?
- Школа городских исследователей стала лебединой песней Института Урбанистики, который продвигал необходимость исследований для развития городской среды. Нельзя сказать, что очень успешно у него это получалось. Да и сами социокультурные исследования, которым была посвящена школа, – пока не особо востребованный формат. Уже давно оценённый экспертами-урбанистами, недооценённый архитекторами и часто избегаемый заказчиками – администрацией и бизнесом.
Валерия Привалкова, исследователь ЛШГИ, Нижний Новгород:
- Чем вы занимались в проекте?
- Занималась всем: слушала лекции, задавала вопросы лекторам, приходила на практику, делала задания и общалась с коллегами.
- Какие лекции были для вас самыми полезными и почему?
- Я не могу выделить какую-то одну или несколько лекций как «самую-самую». Они все были интересны и информативны. Для меня это новая сфера жизни. Абсолютно все лекторы – большие профессионалы своего дела, люди увлеченные, искренние, живые и очень современные. Я очень благодарна коллективу института за проделанную работу. За согласование участия всех этих людей, за их подготовку, за материалы, за их отдачу, эмоции.
- Чем запомнилась практика?
- Практика в школе – это отдельная история. Я побывала и на незнакомых, и на знакомых территориях. Когда ты так много времени проводишь на одном месте и делаешь что-то осознанно (наблюдаешь, ходишь, подмечаешь, общаешься), то эта территория становится тебе родной.
Вообще подобный опыт волонтерской работы случился со мной впервые. Я как-то по-другому посмотрела на всё это изнутри. И те же люди-волонтеры, выгуливающие собак в сквере Интернационалистов на пересечении улиц Малая Покровская-Обозная, открылись мне с другой стороны. Хочется сказать, что это незабываемый опыт. Абсолютно любой человек может что-то сделать просто так, будь то помощь в исследованиях территорий для благоустройства, выгул собак, провести «субботник», засадить клумбу цветами или помочь делом или словом нуждающемуся человеку. И поверьте, сделанное своими руками почувствуется и запомнится намного лучше, чем жить с мыслью «кто-то нам что-то должен». И, как показал опыт интервью с местными жителями, – человеку нужен человек. Общение, желание выслушать, посочувствовать, посмеяться или вместе погрустить. Поэтому главное, что лично со мной случилось на практике, это общение с незнакомыми людьми. Они все разные, интересные и со своей историей.
- Чем полезна школа нижегородцу?
- Школа даёт знания для понимания сути города. Как что устроено, как мы можем увидеть и понять, что происходит вокруг нас. Что мы, люди, не какие-то отдельные беспомощные организмы, а непосредственные участники процесса. Можем влиять на происходящее, хоть многие думают, что это не так.
Анастасия, участник:
- Какие лекции вы прослушали, на какие практические занятия ходили?
- Я прослушала почти все лекции, побывала на практике на четырех территориях и одном экологическом исследовании. Оказывается, у каждой территории есть своя «изюминка» и свои привычные способы ее использования.
- Чем, по-вашему, школа будет полезна нижегородцу?
- Не уверена, что она будет полезна всем, но тем, чьи интересы не ограничиваются пространством собственной квартиры, она точно нужна. Для того, чтобы понять себя, территорию рядом с которой ты живешь, увидеть, как проблемы решены на других территория города и научиться разговаривать предметно с теми, в чьей компетенции претворять в жизнь эти изменения.
Полина Зонова