Новости Нижнего Новгорода. Люди, места, события. Использование материалов "Репортёр-НН" разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.
– Кирилл, понятно, что велошеринг – это сервис аренды велосипедов, при которой не нужно возвращать транспорт в пункт проката. И всё же давайте предметно поясним – как это работает?
– Это действительно сервис, и он очень напоминает известный всем каршеринг, но у нас очень простая система регистрации. Я знаю, что людей отталкивает мудрёная регистрация, потребность разбираться в сложных системах, я видел людей, которые психуют, когда не понимают… Так вот, у нас всё просто. Смартфон, мобильное приложение, регистрация, и вы – на коне. Но я хотел бы пояснить, что мы не позиционируем себя как велопрокат. Философия велошеринга – быть сервисом городской мобильности. Покататься – да, ок, но основной упор на то, что чтобы пользоваться велобайком, как альтернативным видом транспорта. Покатушки – это здорово, но не основная цель. Мы хотим, чтобы этот сервис был у людей, чтобы люди пользовались и им было удобно. А в качестве мечты – немного разгрузить автодороги города.
– Тогда давайте ближе к самому процессу. Вот я вижу на велосипеде QR-код и замок на заднем колесе. Я хочу воспользоваться вашим сервисом, я скачал приложение, зарегистрировался, внес небольшую предоплату на срок, в который я буду использовать велосипед и утром вышел из дома. Где я ищу свой велосипед и что я делаю дальше?
– Заходите в приложение, смотрите, где находится ближайшая к вам точка (так мы называем место нахождения велосипеда) и проверяете наличие. Потом приходите на эту точку и берёте велосипед.
– Он находится на какой-то специальной парковке? Заблокирован в защитном устройстве?
– Нет, просто стоит на улице. На подножке. С заблокированным замком задним колесом. Подходите, сканируете QR-код, замок отпирается и поехали.
– В смысле – просто стоит на улице? Ни к чему не прикреплён?
– Да, просто стоит. Один или несколько. Там, где потребность в велосипедах будет больше, их и находиться будет больше. Например, рядом с канатной дорогой или возле какого-то крупного офиса. Пользователи нам сами помогут и подскажут где нужны точки и какова потребность в велобайках. В приложении, в соцсетях.
– Погодите, то есть на точке, где человек забирает или оставляет велосипед, нет никакого человека, который его примет или отдаст или будет следить за сохранностью?
– Дядя с табуреткой? Нет, конечно. Не будет никакого дяди. Это наше главное отличие от велопроката. Это точка, которая отмечена в приложении. Никакой охраны.
– Сложно уложить в голове этот факт. А если украдут?
– У нас договор с крупнейшим в Нижнем Новгороде частным охранным предприятием. Велосипед отправляет свои координаты, отследить его очень легко. И найти легко. Разобрать сложно. Избавиться от устройства, передающего сигнал или замка – сложно. Эти велосипеды специально сделаны для проката, и, если что, отремонтировать их в сервисных велоцентрах потом тоже почти невозможно. Так что красть нет никакого смысла. И даже потом, даже если отпилить, например, часть рамы с передающим координаты устройством, всё равно велосипед можно найти, а вора наказать.
– Почему Нижний Новгород выбрали для проекта?
– Я живу здесь и хочу, чтобы он развивался.
– Какое-то исследование проводили, нужен сейчас велошеринг и будет ли пользоваться спросом?
– Самое просто исследование. Задавал вопросы друзьям, знакомым, незнакомым людям. Самых разных профессий и социальных слоёв. «Если бы ты вышел из подъезда и мог сесть на велик и куда-то доехать, на работу, в магазин, ещё куда-то… воспользовался бы?». И из 100% опрошенных респондентов ни один не дал даже нейтральный отзыв. Все восприняли это как «Уау!» И в какой-то момент картинка сложилась в голове, и я понял, что это нужно делать. И это будет работать.
– Нижний Новгород к велосипедистам не очень дружелюбен. Велодорожек мало, вот мы сейчас едем по такой, но это набережная, а по городу их почти нет. Влиять как-то на инфраструктуру планируете?
– Мы сейчас активно взаимодействуем с городским Институтом урбанистики. И мы нашли общую идею, как мы будем взаимодействовать для прокладки велосипедных маршрутов в Нижнем. У них есть свои намётки, мы предоставим им карту наших пользователей. Люди же будут сообщать, где они ездят, где им удобнее, и эту статистику мы будем предоставлять в Институт урбанистики. И потом, у ребят из Института есть своя карта удобных веломаршрутов, они над ней работали долго, но когда мы принесли свою карту парковок (хотя мы пока дилетанты в этом деле) то очень удивились. Попадание в их маршрутную карту было 92%. Это значит, что мы думаем в правильном направлении.
Мы возвращаемся к подножию Чкаловской лесницы, где и начали нашу беседу. Кирилл Брайловский показывает ещё раз как работает замок на заднем колесе и как технически несложно через приложение воспользоваться велосипедом.
– Известны случаи, и не один, когда в городах организовывался похожий бизнес, но он сталкивался с негативной внешней средой, велосипеды крали, разбирали, наконец просто закидывали на деревья, в воду, и в итоге люди отказывались от этого бизнеса и прекращали деятельность. Последний случай в Волгограде, где компания mobee не продержалась и сезона. Вы готовы к таким вызовам городской среды?
– Да, я знаю про волгоградскую историю. Наш сервис мы изначально планировали с учётом ошибок компании mobee. С таким подходом как у них, мы бы не зашли в Нижний Новгород, и я бы не рискнул потерять всё. Их бизнес родом из Сочи, где он ещё как-то работал, потому что 70% народу – приезжие, они красть и вандалить не будут. У них нет ни толковой службы безопасности, ни техподдержки, и Волгоград показал, что такой подход не прощается. А ведь служба безопасности – это главное. Это первые люди, которые помогут сохранить нам наше имущество. Потом – сам велосипед. Он изначально антивандальный и справиться с этими защитами сложно. Разбирать на запчасти тоже не прокатит, эти запчасти к обычным великам не подойдут. Но украсть его, конечно, технически, можно. Наш человек как рассуждает: я сначала украду, а потом подумаю, что с ним делать. Ну, мы на самом деле ждём таких товарищей, нам самим интересно, и мы собираемся активно такой опыт нарабатывать.
– Вы первые запускаетесь, вам и опыт набирать. Кроме вас никто не пытался организовывать велошеринг в Нижнем Новгороде?
– На самом деле, мы немножко расстроились, потому что ещё одна организация собиралась запускать велошеринг в Нижнем, уже с парковками стационарными. Если участников рынка много, и справляться легче. Но велосипеды ВТБ пока не пришли в город. Мы первые примем на себя основной удар, и именно наши велосипеды и наши нервы будут проверять на прочность.
– Готовы шишки набивать? Просто, стоящий на улице одинокий велосипед – сильное искушение утащить его или сломать...
– Если бы мы не были готовы, сидели бы дома. Без шишек нет опыта и нет развития. А для всех, кто захочет плохого, мы и афишку специальную прикрутим к велосипеду. Здесь всё понятно написано.
– Вы стартуете не в начале сезона. А когда планируете заканчивать его?
– Если нам позволит погода, то мы начнём 10-го августа и надеемся завершить наш велосезон в середине – конце октября. Основная партия (230 велосипедов) уже пришла, мы их собираем и готовим к работе. Начнём с 5 площадок пока, такое промо, а дальше - будем смотреть. На каждой из этих площадок будет человек, который будет всё объяснять, подсказывать, учить пользоваться приложением, демонстрировать всё. Пока эти площадки в Нагорной части города: канатка, Покровка: начало и конец, вот здесь, где мы с вами, на набережной, где Чкаловская лестница и Речной вокзал. Основные прогулочные маршруты.
– Надеюсь, начинание приживётся и велосипедов и довольных людей в Нижнем Новгороде станет больше. Давайте через некоторое время встречаться и подводить итоги.
– С удовольствием поделимся своими результатами. Нам самим интересно, как воспримут нижегородцы велошеринг. Ну а потом, чем больше будет организаций и самих велосипедов, тем быстрее в городе появятся и велодорожки, тем лучше и дружелюбнее инфраструктура будет к велосипедистам.
Роман Голотвин