27 ноября 2022, 21:16 Воскресенье
Нижний Новгород, +29
Последнее интервью
«Я и так практически смертник!» История одной повестки «Я и так практически смертник!» История одной повестки
18:31, 28 сентября 2022

Интервью

Света Бень: моему идеальному взрослому слушателю по-прежнему 12 лет, и никогда не будет 13

11:47, 23 ноября 2021

Белорусская исполнительница Света Бень (она же Бенька) известна в нашей стране в первую очередь своим проектом «Серебряная свадьба», и если вы его слышали, хорошо представляете, что это за музыка и песни, а если нет – объяснить довольно сложно.

По теме

Со Светланой мы общаемся перед её концертом в Нижнем Новгороде, и я пытаюсь для себя и наших читателей как-то объяснить феномен «Серебряной свадьбы». Кабаре-бэнд, смесь стилей, что-то от шансона (но не в русском понимании этого слова), что-то от буффонады, кантри, так много всего и так сложно определить стиль или направление. Несмотря на то, что проект «Серебряная свадьба» не выступает, одна песня под названием "Я жизнь люблю" в 2021 году внезапно завирусилась в ТикТоке, на нее там уже сняты десятки тысяч роликов, а сам трек в результате имеет больше миллиона прослушиваний только в Спотифай. Так что теперь Беньку знают даже школьники. Сейчас Светлана Бень выступает одна и по-прежнему поёт свои песни, сама аккомпанирует себе на укулеле, читает стихи и по-прежнему затрудняется записать себя в какой-то стиль или направление. «Не могу я ответить на этот вопрос, - говорит она, - я пою свои песни, я никак не себя не продвигаю, и всё как-то происходит само». 

Но голос и песни Светланы Бень вам, безусловно, покажутся знакомыми, словно вы уже где-то слышали её, и дело тут не в повторе или универсальности, а скорее потому, что они про эмпатию, про желание разговаривать со слушателем, слышать его, поддерживать его. Редкое нынче желание для исполнителя, слава которого передается не через рекламные ролики, а бережно из рук в руки от людей людям.

—​ Вы помните, как начинали? Как это было?

— В начале это был такой небольшой проектик для своих. Всё, что мы делали – это было иррациональное, интуитивное творчество. Мы выступили, нас слушали человек десять, а потом эти десять человек рассказали о нас своим друзьям, знакомым и в следующий раз слушать нас пришли сто человек. И так пошло. По сарафанному радио. Мы не продвигались специально, просто делали то, что нам хотелось, и люди это чувствовали. И мне никогда не приходилось объяснять, что мы такое. Люди всегда знали это и приходили. Почему мы были популярны, я, правда, не знаю и не могу сформулировать. Но люди приходили, слушали и слушают до сих пор, и это в каком-то смысле необъяснимо для меня и понятно в то же время.

—​ В одночасье стали популярны или этот процесс был длительным? 

— Я режиссер же по образованию, и мы с друзьями делали свои маленькие выступления для круга друзей в театральной, музыкальной, художественной среде Минска, и это как-то довольно быстро стало расходиться кругами, захватывать города и страны, и уже года через два мы стали редко появляться в Беларуси, и много путешествовали. Польша, Украина, Германия, Россия. Площадки тоже были разные. Мы прекрасно чувствовали себя на небольших площадках вроде какого-нибудь клуба на 100 мест, и последние годы концерты были большие от 600 до нескольких тысяч человек на фестивалях.

—​ А почему «Серебряная свадьба»? Откуда такое название?

— Совершенно иррациональное случайное название, никаких смыслов не закладывали.

«Серебряная свадьба» закончила выступать в 2016 году. А вы? 

— А я продолжала. Я, как человек, который всю жизнь пишет стихи и песни, играю их теперь одна. И кстати, я не только пою свои песни, я ещё и режиссер-постановщик спектаклей, у меня есть и свой маленький путешествующий театр, там три человека, называется «Картонка». Театр такой на столе для детей и взрослых, парадоксальные, и веселые, и грустные. Некоторые спектакли играю одна. Есть прекрасное сотрудничество с композитором Валерием Вороновым, который живет в Германии. И у нас есть два чудесных проекта вместе с ним. «Из жизни насекомых» скоро покажем в Москве, а в белорусской филармонии идёт сейчас философско-драматическое произведение «Сестры из рая», где я пою и читаю. 

—​ Пандемия ударила по вам, как по музыканту?

— Когда человек играет один, а я сейчас играю одна, это меньше ощутимо, потому что мне одной проще. Когда совсем локдауны страшные, тогда понятно, не выступаю, а так играю, пою, езжу понемножку, всё нормально.

— В Нижнем Новгороде бывали раньше? 

— Да, конечно, мы со «Свадьбой» приезжали, и потом с гитаристом я приезжала как-то. Так что город знакомый и меня там помнят, надеюсь. У нас очень специфическое творчество, и очень сложно это спрогнозировать. Выступаем мы в маленьком зале на «Маяковке, 10» и, я надеюсь, люди придут.

Вы считаетесь независимым музыкантом? Вы не продвигаетесь, не снимаете клипы…

— Это не какая-то особая позиция, нет каких-то глобальных амбиций. Я просто хочу заниматься творчеством, а не его продвижением. И тот минимальный интерес, который к нему существует, позволяет мне оставаться на плаву и меня устраивает. 

— Проект «Зеркальный шар» как появился?

— Я очень люблю лирическую интеллигентную электронную музыку, летом выступала с маленьким концертом в Берлине, а Галя Чикис живет в Берлине тоже, и я попросила ее исполнить вместе со мной несколько песен. Неожиданно получилось то, чего мне не хватало. Мелодизм, развернутые инструментальные партии, красота, которую дают аналоговые красивые синтезаторы. Так родилась идея сделать что-то вместе. Мы общаемся дистанционно и точно так же работаем над аранжировками, песнями, репетируем. Дистанционно – это оказалось довольно сложно, и надеюсь, всё получится. Первые концерты с этой программой мы собираемся сыграть с Галей в конце декабря в Москве и Питере.

 

—​ Ваше творчество поменялось со временем?

— Я - человек очень разнополярных вкусов и интересов, и это отражается на том, что я делаю. В одной программе может сойтись моя любовь к городскому романсу и фольклору, которым я очень серьёзно занималась и глубоко профессионально изучала; любовь к такому сумрачному кабаре в духе Тома Уэйтса и любовь к психоделической и академической музыке, и всё на свете и черт в ступе, и поэтому я не могу точно сформулировать всё это. 

—​ Те люди, что слушали вас тогда вместе со «Свадьбой» и те, кто приходят на вас сейчас – они разные?

— Люди вообще разные. Кто-то увидел клип, послушал музыку, представил себе что-то, а пришёл на концерт и… наверное, разочаровался, потому что ждал чего-то другого. Потому что каждый концерт - это очень разное, постоянно меняющееся что-то. Но таких зрителей у меня немного, мне кажется. А мой идеальный слушатель – это такой… чебурашка. Человек наивный, простодушный, открытый всему, взрослый и ребенок одновременно, смешной и не боящийся быть смешным, немножко мизерабельный, отчаявшийся. Возможно немного выпивающий, или недавно бросивший, альтруист, любитель книжек и хорошей литературы, тонкой музыки, человек, которого били, и который дрался, защищая кого-то, но редко бил сам кого-то просто так. Немножко маргинальный, возможно. Вот это такой наш идеальный слушатель, и таких около восьмидесяти процентов на концертах. Такие люди обычно не меняются, они немного повзрослели, но им по-прежнему 12 лет, и никогда не будет 13.

—​ Ту программу, которую вы привозите, – вы играете одна?

— Да, я аккомпанирую себе на укулеле, у меня есть замечательная электронная шарманка, есть гармошка, и я играю немного старых песен, которые звучали в «Свадьбе», и много новых песен. А поскольку мои выступления камерные и близки немного к квартирнику, я позволяю себе и стихи читать, и какую-то болтовню.

Вы любите людей?

— Люблю, потому что они очень интересные. Я наркоман человеческого общения, я люблю слушать людей, слушать истории, общаться до утра. Когда я сочиняю песни – они не совсем субъективны, они звучат скорее, как заклинание и попытка как-то человеку помочь, чаще всего поддержать или поговорить о чем-то тревожащем, или подбодрить. Я бы, может, хотела писать иначе, но выходит вот так. Как диалог. И рождается из того, как кто-то что-то рассказал. Иногда я пишу о том, что происходит со мной, но если это совпадает ещё с десятком историй разных людей. Мне неинтересно субъективное и слишком индивидуальное высказывание, мне хочется диалога. Мои песни про эмпатию, и люди всегда потрясающе интересные. 

Подробнее о концерте Светы Бень в Нижнем Новгороде 27 ноября

 

Роман Голотвин
Фото Алисы Рейхтман и Клавдии Касихиной

Комментарии
Хотите участвовать в обсуждении? Пожалуйста, пройдите процедуру регистрации
О чем говорят
О ретротрамваях
19:40, 02 октября 2022
Последние комментарии
Бывшую главу выксунского водоканала оштрафовали за сокрытие 3 млн рублей от налоговой
Чтец, 20:18, 25 октября 2022
Ммммдааа..насели на девушку из -за каких то жалких 3 миллиона рублей,даже не долларов..Нет чтоб...
Проклятие парка, или Почему «швейцарская» история еще только начинается
MAD FLOORY, 12:05, 24 октября 2022
Мда, клёво всех молодых пацанов на деньги кинули. Отработал там два месяца, долг всё ещё висит в...
200 часов исправительных работ получил блогер за клевету на Никиту Михалкова
alexautonn, 08:40, 20 октября 2022
Судя по Вашей грамотности Мы знаем с кем имеем дело))
Студента ННГУ месяц принудительно держали в психбольнице за антивоенные взгляды
admin, 20:43, 14 октября 2022
Уважаемый Робин, спасибо за ваше мнение, только лучше было бы его высказать под своим настоящим...
Студента ННГУ месяц принудительно держали в психбольнице за антивоенные взгляды
Robin, 16:48, 13 октября 2022
Я , как учащийся с Алексеем Корелиным в одном университете, могу сказать, что этот молодой человек...
200 часов исправительных работ получил блогер за клевету на Никиту Михалкова
Дмитрий CH, 12:14, 07 октября 2022
..жаль что Вы комментарии не показываете, былобы очень приятно видеть сколько людей высказуют этому...
toup