27 июля 2024, 03:24 Суббота

Интервью

Ольга Маркес: «Алай Оли» – это история не про деньги

19:29, 17 ноября 2019

Концерт Alai Oli, независимой indie-группы из Екатеринбурга, которая теперь постоянно базируется в Санкт-Петербурге, прошёл в Нижнем Новгороде без особой шумихи. С другой стороны, музыкантов независимой группы носили на концерте буквально на руках, и это не метафора. «Не самые большие залы, но нам это и не нужно, – сказала Ольга Маркес как-то о своей концертной программе. – Зато приходят только «свои» люди. Те, кому мы нужны и кто нужен нам». С Ольгой Маркес, фронтменом группы Alai Oli накануне концерта поговорил Роман Голотвин: о независимости, проекте на Патреоне, балансе между творчеством и деньгами, протесте против системы и новом альбоме «Сад Прнцсс».

По теме

– 29 сентября вы написали: «За 15 лет мы научились круто играть, выпустили больше 10 студийных релизов, обкатали всю Россию и часть Европы с концертами. Главное достижение – я до сих пор люблю это, наша музыка свободна, этот путь подарил мне и лучших друзей, и #sekta и вообще всё! Никогда не хотела стать звездой, и в андеграунде без телека и радио можно делать свою музыку, не теряя вдохновения, если рядом будут те самые люди». Сейчас в интернете много говорят о том, что вы группа-феномен, которая почти без рекламы остаётся популярной. Это сложно – оставаться на плаву, выпускать альбомы, получать удовольствие от процесса?

– Вообще, я не считаю, что мы очень популярны. Феномен, скорее, в том, что мы остаемся на одном уровне, у нас есть своя аудитория. Мы, скорее, аутентичные, и всегда есть люди, которым наши песни попадают в сердце. Не хиты, никогда нет задачи сделать хит, вообще нет никакой задачи. Мне не сложно оставаться собой, и мне не сложно писать песни, которые актуальны для меня, и, видимо они актуальны для какого-то количества людей и всё это происходит достаточно естественно.

– То есть как-то специально вы песни не продвигаете?

– В нашем случае, я поняла, что продвижение заключается в том, что мы должны говорить с аудиторией, что мы их слышим, и это те люди, которые растут в чём-то вместе с нами, которые прошли с нами большой путь вместе.  У нас сейчас группы в России занимаются тем, что катаются с концертами и зарабатывают деньги. Я не могу себе позволить много ездить с концертами,  да и организаторам концертов достаточно тяжело с коллективами вроде нашего, это всегда большие риски – возить не одного райтера, а целый бэнд. Мы не на таком уровне, чтобы организаторам это было легко сделать, мы же не «Ленинград». Быть командой из трёх человек на нашем уровне очень просто, мы бы могли нормально зарабатывать, но мы хотим именно быть бэндом. Поэтому не так просто нам ездить, а людям попасть на наш концерт, поэтому мы с аудиторией всё время общаемся.  

– В сентябре вы запустили подписку на Патреоне (платформе для платного распространения творчества – прим. РНН) и написали в сети, что ваша мечта – бесплатные концерты для подписчиков, подарки для тех, кто финансово поддерживает вас на патреоне и в идеале – небольшая стоимость билетов на большие концерты. Как пошло? Насколько идея жизнеспособна, и можно ли так зарабатывать музыкантам сейчас?

– Ну, первый концерт для наших подписчиков на Патреоне уже прошёл, отзывы очень тёплые. По деньгам получается около 2000 долларов ежемесячно парням (музыкантам группы Alai Oli – прим. РНН), а это 10-12-15 тысяч каждому, если разделить на группу. Не очень большие деньги, их хватит коммуналку заплатить, купить себе что-то приятное. Чего-то особенного мы от этого не ждали, и я рада, что так пошло, что парни могут что-то получить. Это всё равно, как если бы они скатались на 1-2 концерта. А у нас в год концертов десять, и получается, даже с концертами наша группа ничего им не приносит, а они ведь вкладывают сюда и энергию и творчество и силы, они отказываются от других работ, от сессионных проектов…

Но у нас очень классная атмосфера и нам не хочется расставаться. Я очень рада работать с ребятами, я всегда мечтала играть с ними и всегда подстраиваюсь под них. И Патреон для парней – это тоже не про деньги история, а про то, что аудитории это нужно, что музыканты могут получить такой искренний отклик от тех, кому эта музыка нужна и важна. Так что вся эта история с подписками и перечислением каких-то денег всё равно про обратную связь и моральную отдачу от людей.

Если и Патреон и концерты это не основной источник дохода, то как удаётся сохранять этот баланс между творчеством и необходимостью зарабатывать на жизнь и при этом оставаться известными и популярными?

– «Алай Оли» – это вообще, мне кажется, история не совсем про деньги. Мы и начали не для того, чтобы добиться успеха и так зарабатывать. Это вообще случайно получилось, нам понравилось, что происходит и в какой-то момент это захватило всю жизнь. Но это не было комфортной историей. Есть музыканты, которые прямо только музыканты, только этим занимаются и на всю жизнь. Я всегда неудобно себя чувствовала в этой роли, потому что всегда казалось, что я и здесь недостаточно хороша, и в других местах недостаточно реализуюсь. И если оглянуться, то могу смело сказать, лично я люблю всё это точно так же сейчас, как 15 лет назад. Мне нравится выходить на сцену, проводить время с моими друзьями и веселиться перед людьми… Если бы это было моей работой, и я была бы профессионалом артистом, я бы чувствовала себя ужасно, как любой человек, который делает свою работу недостаточно хорошо для профессионального уровня. Но для меня это не работа. И ребята очень крутые музыканты, и то, что они выбирают работать со мной – это тоже какое-то чудо. И если вы их спросите – почему они играют в группе Alai Oli, я не знаю, что они ответят. Ведь наши фэны любят каждую песню. Буквально каждую. Нет хита, есть песни, которые люди любят. А второе: парни – именно те люди, с кем мне хочется играть. С другими я бы не смогла, это было бы не так, не приносило бы удовольствия, и не было бы драйва. Поэтому я реально их очень люблю, всех, с кем я играю, и кто играет со мной. Может быть, поэтому они со мной до сих пор. Ну и мы друзья, это тоже очень важно. 


– Ваши ранние песни были более бунтарскими, там был протест. Сейчас, такое ощущение, это ушло. Что случилось?

– Ну, там был протест, да, но против системы внутри каждого отдельного человека. То есть, главное – начать с того, чтобы именно твоя совесть была чиста. Чтобы в каждом деле, что ты делаешь, ты соответствовал собственным идеалам. То же самое гражданское общество, каждый же должен с себя начинать. Законы, налоги… А то у нас почему-то люди считают, что вот законы должен соблюдать тот, кто сильнее, а я, например, не должен. В музыке он в том, что нет конъюнктуры. А в бизнесе он в том, что нет попыток наживаться на людях. Наверное, я без проблем пошла бы на баррикады и в какой-то активный протест, но за всё время я не увидела такого лидера, идеи которого были бы мне близки. Мне очень нравится Зеленский, я слежу за ситуацией на Украине, и рада, что после хаоса и всего того, что там было, там есть президент, который делает и говорит понятные народу вещи. И мне бы хотелось, чтобы у нас когда-нибудь к власти пришёл такой человек, открытый, последовательный… не «оттуда», а от нас. А пока нет такого человека, вся наша борьба с системой – это стараться делать свою работу хорошо. Проект Sekta – это моя любимая работа. Alai Oli – творчество, реализация и друзья, процесс, в который снова и снова хочется погружаться.

– По каким-то социальным или экономическим темам нет желания каким-то образом высказаться? Например, в творчестве?

– Мне не очень нравится тема превращать повестку в песни. Хотя мне очень близка тема домашнего насилия и мне бы хотелось поддержать закон о домашнем насилии, потому что он очень необходим в нашей стране. Но вряд ли у меня получится на этот счёт какая-то органичная песня. Я лучше скажу это просто словами.

– А вы разделяете песни драйвовые, чисто концертные и те, что можно просто слушать? Мне кажется «Сад Прнцсс» очень концертным альбомом.

Конечно, разделяю. На сцене приятно получать драйв от публики, всё такое, чтобы покачаться попрыгать, иначе мне всё это тяжело и нудно. А если мне весело и хорошо и я могу потанцевать – я сама получаю удовольствие, ну и плюс отклик аудитории. В этом альбоме мы так и сделали. И Шапо писал музыку драйвовую. Конечно, затесались туда «Хаул» и “So Bad”, но я их не писала специально, там есть строчки вообще из 2012 года, которые как-то выскочили мне, и я эту песню дописала.

– Концертный тур в поддержку нового альбома – довольно традиционный ход, но если альбом доступен бесплатно, то получается – просто концерты?

– Раньше концертные туры действительно были в поддержу новых альбомов, чтобы пластинки и диски лучше продавались, но сейчас всё так перепуталось. Чего там поддерживать, в самом деле?! (смеётся) Тут, мне кажется, скорее альбом в поддержку концертного тура. Если бы нового альбома не было, мы всё равно бы поехали, и концерты всё равно были бы. Это непросто, но я говорила уже, это очень внутренне круто и люди же нас ждут, хотят слышать.


 

Роман Голотвин
Фото Ален Зудиной, Романа Голотвина

Комментарии
Хотите участвовать в обсуждении? Пожалуйста, пройдите процедуру регистрации
О чем говорят
О ретротрамваях
19:40, 02 октября 2022
Последние комментарии
Блог редактора: попытка № 5 в «Школе 800»
David, 16:48, 24 апреля 2024
Сайт https://otsiv.ru помогает раскрутить ваши любые медиа по низкой стоимости и быстрое время...
Svetlana M., 14:32, 03 ноября 2023
Удалите, пожалуйста, предыдущие комментарии.
Svetlana M., 09:55, 03 ноября 2023
В аферах Сухановского. Дополнение к комментарию.
Svetlana M., 09:53, 03 ноября 2023
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как встретиться с Лазоревым Евгением Ивановичем? У меня есть...
Защитить градозащитницу?
FlacoLoco, 20:23, 31 июля 2023
Пустоглазые жаждут мести, они так устроены генетически, с рождения, но и градозащитнице надо...
Фото дня: дождь сорвал дорогостоящий праздник «Волжский сабантуй» в Автозаводском парке
Зиля, 12:08, 11 июля 2023
Многократно участвовала в делегациях разных сабантуев. С такой халатность столкнулась впервые...
toup