07 октября 2024, 21:40 Понедельник

Блоги

Сатаев меняет бульдозер на автобусы

16:24, 25 июля 2019

В пятом корпусе кремля накануне кипели страсти: депутаты, некоторые из которых сидят там не один срок, в очередной раз озаботились проблемами  «Нижегородпассажиравтотранса». Это очень симптоматично: надувать шестой год подряд щеки, видеть, как  муниципальный перевозчик пикирует вниз, и «выражать беспокойство». О направляющей роли городского парламента тут больше не вспоминают — побаловались и хватит. Теперь здесь модно играть в счётную палату. Вот и на этот раз народные избранники, отозванные с летних каникул, озаботившись судьбой автобусного предприятия, возмутились его запущенным финансовым состоянием. Мэрия предложила обновить парк с помощью семилетнего лизинга на 3,3 миллиарда рублей, из которых треть погасит областная казна. Но депутатам это показалось невыгодно: незачем, мол, переплачивать, если можно купить беспроцентно? В этом вся суть думского фарисейства: сначала сверстать скудный бюджет, а потом удивляться, почему он так мал, что буквально подо всё приходится брать «ипотеку»?

По теме

В чемпионате города по парламентскому надуванию щёк традиционно лидирует зампред гордумы Николай Сатаев. Спустя десять лет после министерского триумфа у него снова случился звездный час: ему разрешили сесть на место спикера Дмитрия Барыкина и провести совместное заседание комиссий. Но Николай Петрович промахнулся и вместо кресло председательствующего сел по привычке на «бульдозер». Им и начал давить кого попало.

А первой попала исполняющая обязанности замглавы  городской администрации Елена Лекомцева, которую зампред прилюдно распял за грехи предыдущих команд. Нет бы сам себя наказал, по причине того, что не оправдал народного доверия и не углядел за терпящим бедствие «Нижегородпассажиравтотрансом». Этого он себе позволить не мог, а потому взялся за Лекомцеву.  В результате конкурса более года назад она стала руководителем МП «Нижегородэлектротранс» и буквально за  6 месяцев  смогла со своей командой стабилизировать экономическое состояние трамвайно-троллейбусного предприятия, сократив долги почти  на полмиллиарда рублей. Не заметить её успехов в мэрии не могли и, можно сказать, перекинули на другой фронт работы — уже в «Нижегородпассажиравтотранс». Автобусное полугодие было не менее успешным: за последние 6 месяцев она смогла снизить задолженность НПАТ с 1,1 млрд до 800 миллионов. До этого долги у предприятия только росли, налоговики арестовывали счета, а немногочисленные водители и кондукторы рисковали вообще остаться без зарплаты.


Елена Лекомцева

Именно при Лекомцевой в отделе кадров устраивающихся на работу стало больше, чем увольняющихся. Во-первых, у шоферов выросла зарплата — до 45 тысяч рублей, а во-вторых, люди наконец-то увидели «свет в конце борделя». Шутка ли, НПАТ за столь короткий срок увеличил выручку на 23%. Впервые за два десятка лет!

Увидели перспективы и депутаты, которые с февраля чуть ли не на каждой думской комиссии спрашивали о закупке новых автобусов. Понимание было общим: на старых автобусах — а средний износ по предприятию составляет более 50% — из долговой трясины выехать невозможно. Покупка очень весомая — тянет более чем на полтора миллиарда рублей. В бюджетах последних лет, впрочем, как и в расчетах трехлетней сметы города, таких сумм не было и не не планировалось. Выбирать приходилось между тремя вариантами: банкротство НПАТа и сдача на милость маршруточникам, концессия и уход под контроль иногороднего транспортного магната и... лизинг.

Последний вариант был для мэрии менее болезненным. Во-первых, автобусы так закупались и ранее. Во-вторых, при переплате почти в два раза (кредит есть кредит) бюджет получал бОльшую рассрочку на несколько лет, скидку от Минпромторга и софинансирование от губернатора. В-третьих, имеется  негласная  возможность технического «сопровождения». Это хорошо видно на примере 30 «гармошек», которые кто-то из предыдущих команд НПАТа погубил некачественным топливом. Была бы техника в собственности города, она бы навсегда осталась хламом по причине нехватки денег на ремонт. Но те 30 автобусов тоже находились  в лизинге, а значит принадлежали лизинговой компании, которая на свойских правах с заводом-изготовителем сумела договориться о минимизации ущерба. И вот «Группа ГАЗ» сейчас за свой счет ремонтирует эти самые «гармошки». То есть плюсов больше, чем минусов. Как и при любой ипотеке: платишь — значит, владеешь.

С закупкой 200 автобусов всё примерно то же самое. Есть софинансирование со стороны губернатора, пообещавшего  в рассрочку оплатить треть затрат, есть скидка от Минпромторга в размере 1,6 млн на каждый автобус, есть даже собственные средства НПАТ, который гарантирует заработать и потратить на подвижной состав около 1 миллиарда. Не было  только… согласия депутатов.

Они вдруг выразили недовольство, что условия лизинга заставляют переплачивать бюджет дважды. Присланное гарантийное письмо Никитина им показалось недостаточно убедительным, и они в первые с прошлого года засомневались: а надо ли нам всё это?

В думе запахло большим политическим скандалом: прежние договоренности  на глазах теряли смысл, а размашистая подпись губернатора, где красиво выведена преамбула  «с уважением», вызывала вопросы: взаимное ли оно, это уважение?  К межбюджетным отношениям, а главное — к пассажирам? Неужели в отсутствии спикера Дмитрия Барыкина и главы города Владимира Панова депутаты разыгрывали карту в пользу частных перевозчиков?

Но развязка наступила неожиданно, когда в зале заседания появился градоначальник. Вот уж правильно говорят про «кот из дома — мыши в пляс». Николай Сатаев тут же слез со своего бульдозера и моментально поменял мнение о покупке новых автобусов. Одно дело требовать отчета от неопытной в аппаратных интригах Лекомцевой, не имеюшей опыта выступления перед депутатами,  и совсем другое — слушать «оцифрованную» отповедь мэра, который рассказал о тектонических сдвигах в экономике МП «Нижегородпассажавтотранс».

По словам Владимира Панова, у мэрии есть три сценария развития событий, самый пессимистичный из которых прогнозирует рост ежегодной выручки до 300 миллионов уже к 2021 году. Нивелировать прежние неудачи планируется с помощью пятилетнего  кредита от Сбербанка под низкий процент, дальнейшего перехода на газовое топливо, которым будут заправлять прямо в парках и полную загрузку новых низкопольных автобусов — именно они, а не маршрутки станут  доминантой общественного транспорта Нижнего Новгорода. Более детальные расчеты, графики и прогнозы глава города пообещал представить в любое удобное для депутатов время. Несостоявшаяся семибоярщина тут же признала поражение и обещала восхититься прозорливостью нижегородских транспортных стратегов.

«Репортер-НН» восхищаться не обещает, но тоже с интересом познакомиться с этим антикризисным планом. Следите за нашими публикациями.


Галина Крюкова

Комментарии
Хотите участвовать в обсуждении? Пожалуйста, пройдите процедуру регистрации
О чем говорят
О ретротрамваях
19:40, 02 октября 2022
Последние комментарии
Блог редактора: попытка № 5 в «Школе 800»
David, 16:48, 24 апреля 2024
Сайт https://otsiv.ru помогает раскрутить ваши любые медиа по низкой стоимости и быстрое время...
Svetlana M., 14:32, 03 ноября 2023
Удалите, пожалуйста, предыдущие комментарии.
Svetlana M., 09:55, 03 ноября 2023
В аферах Сухановского. Дополнение к комментарию.
Svetlana M., 09:53, 03 ноября 2023
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как встретиться с Лазоревым Евгением Ивановичем? У меня есть...
Защитить градозащитницу?
FlacoLoco, 20:23, 31 июля 2023
Пустоглазые жаждут мести, они так устроены генетически, с рождения, но и градозащитнице надо...
Фото дня: дождь сорвал дорогостоящий праздник «Волжский сабантуй» в Автозаводском парке
Зиля, 12:08, 11 июля 2023
Многократно участвовала в делегациях разных сабантуев. С такой халатность столкнулась впервые...
toup