Новости Нижнего Новгорода. Люди, места, события. Использование материалов "Репортёр-НН" разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.
В чемпионате города по парламентскому надуванию щёк традиционно лидирует зампред гордумы Николай Сатаев. Спустя десять лет после министерского триумфа у него снова случился звездный час: ему разрешили сесть на место спикера Дмитрия Барыкина и провести совместное заседание комиссий. Но Николай Петрович промахнулся и вместо кресло председательствующего сел по привычке на «бульдозер». Им и начал давить кого попало.
А первой попала исполняющая обязанности замглавы городской администрации Елена Лекомцева, которую зампред прилюдно распял за грехи предыдущих команд. Нет бы сам себя наказал, по причине того, что не оправдал народного доверия и не углядел за терпящим бедствие «Нижегородпассажиравтотрансом». Этого он себе позволить не мог, а потому взялся за Лекомцеву. В результате конкурса более года назад она стала руководителем МП «Нижегородэлектротранс» и буквально за 6 месяцев смогла со своей командой стабилизировать экономическое состояние трамвайно-троллейбусного предприятия, сократив долги почти на полмиллиарда рублей. Не заметить её успехов в мэрии не могли и, можно сказать, перекинули на другой фронт работы — уже в «Нижегородпассажиравтотранс». Автобусное полугодие было не менее успешным: за последние 6 месяцев она смогла снизить задолженность НПАТ с 1,1 млрд до 800 миллионов. До этого долги у предприятия только росли, налоговики арестовывали счета, а немногочисленные водители и кондукторы рисковали вообще остаться без зарплаты.
Елена Лекомцева
Именно при Лекомцевой в отделе кадров устраивающихся на работу стало больше, чем увольняющихся. Во-первых, у шоферов выросла зарплата — до 45 тысяч рублей, а во-вторых, люди наконец-то увидели «свет в конце борделя». Шутка ли, НПАТ за столь короткий срок увеличил выручку на 23%. Впервые за два десятка лет!
Увидели перспективы и депутаты, которые с февраля чуть ли не на каждой думской комиссии спрашивали о закупке новых автобусов. Понимание было общим: на старых автобусах — а средний износ по предприятию составляет более 50% — из долговой трясины выехать невозможно. Покупка очень весомая — тянет более чем на полтора миллиарда рублей. В бюджетах последних лет, впрочем, как и в расчетах трехлетней сметы города, таких сумм не было и не не планировалось. Выбирать приходилось между тремя вариантами: банкротство НПАТа и сдача на милость маршруточникам, концессия и уход под контроль иногороднего транспортного магната и... лизинг.
Последний вариант был для мэрии менее болезненным. Во-первых, автобусы так закупались и ранее. Во-вторых, при переплате почти в два раза (кредит есть кредит) бюджет получал бОльшую рассрочку на несколько лет, скидку от Минпромторга и софинансирование от губернатора. В-третьих, имеется негласная возможность технического «сопровождения». Это хорошо видно на примере 30 «гармошек», которые кто-то из предыдущих команд НПАТа погубил некачественным топливом. Была бы техника в собственности города, она бы навсегда осталась хламом по причине нехватки денег на ремонт. Но те 30 автобусов тоже находились в лизинге, а значит принадлежали лизинговой компании, которая на свойских правах с заводом-изготовителем сумела договориться о минимизации ущерба. И вот «Группа ГАЗ» сейчас за свой счет ремонтирует эти самые «гармошки». То есть плюсов больше, чем минусов. Как и при любой ипотеке: платишь — значит, владеешь.
С закупкой 200 автобусов всё примерно то же самое. Есть софинансирование со стороны губернатора, пообещавшего в рассрочку оплатить треть затрат, есть скидка от Минпромторга в размере 1,6 млн на каждый автобус, есть даже собственные средства НПАТ, который гарантирует заработать и потратить на подвижной состав около 1 миллиарда. Не было только… согласия депутатов.
Они вдруг выразили недовольство, что условия лизинга заставляют переплачивать бюджет дважды. Присланное гарантийное письмо Никитина им показалось недостаточно убедительным, и они в первые с прошлого года засомневались: а надо ли нам всё это?
В думе запахло большим политическим скандалом: прежние договоренности на глазах теряли смысл, а размашистая подпись губернатора, где красиво выведена преамбула «с уважением», вызывала вопросы: взаимное ли оно, это уважение? К межбюджетным отношениям, а главное — к пассажирам? Неужели в отсутствии спикера Дмитрия Барыкина и главы города Владимира Панова депутаты разыгрывали карту в пользу частных перевозчиков?
Но развязка наступила неожиданно, когда в зале заседания появился градоначальник. Вот уж правильно говорят про «кот из дома — мыши в пляс». Николай Сатаев тут же слез со своего бульдозера и моментально поменял мнение о покупке новых автобусов. Одно дело требовать отчета от неопытной в аппаратных интригах Лекомцевой, не имеюшей опыта выступления перед депутатами, и совсем другое — слушать «оцифрованную» отповедь мэра, который рассказал о тектонических сдвигах в экономике МП «Нижегородпассажавтотранс».
По словам Владимира Панова, у мэрии есть три сценария развития событий, самый пессимистичный из которых прогнозирует рост ежегодной выручки до 300 миллионов уже к 2021 году. Нивелировать прежние неудачи планируется с помощью пятилетнего кредита от Сбербанка под низкий процент, дальнейшего перехода на газовое топливо, которым будут заправлять прямо в парках и полную загрузку новых низкопольных автобусов — именно они, а не маршрутки станут доминантой общественного транспорта Нижнего Новгорода. Более детальные расчеты, графики и прогнозы глава города пообещал представить в любое удобное для депутатов время. Несостоявшаяся семибоярщина тут же признала поражение и обещала восхититься прозорливостью нижегородских транспортных стратегов.
«Репортер-НН» восхищаться не обещает, но тоже с интересом познакомиться с этим антикризисным планом. Следите за нашими публикациями.
Галина Крюкова