Новости Нижнего Новгорода. Люди, места, события. Использование материалов "Репортёр-НН" разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.
Метро в Нижнем Новгороде напоминает могильник, куда раз в 10 лет ритуально закапываются бюджетные средства. Сейчас в городе уже 15 станций, но убытки подземки почему-то продолжают увеличиваться, хотя растущий пассажиропоток должен укреплять экономику предприятия, одновременно снижая бюджетную нагрузку. Но этого не происходит. Возможно, при нынешней плотности и численности населения вымирающего города-миллионника развивать подземку нерационально, нужно искать другие альтернативы выделенного транспорта, менее затратные.
Но кто об этому думал, когда азартно скандировал «Стрелку», «Стрелку»! Даже с гигантской помощью федерации, которая взяла на себя основные затраты, эта стройка обескровила местную казну. Сколько раз депутаты ради неё изыскивали средства? Они их не из какого-нибудь «фонда благосостояния» доставали, а кусок за куском отрезали от социально-значимого бюджета - его ведь так у нас называют? По живому кромсали образование, медицину, ЖКХ — и всё в землю.
Что же на выходе получилось? Получилась станция без оборотных тупиков, но с увеличенной сметой расходов и кучей недоделок. Пришлось даже ограничить режим работы объекта. Причем, на неопределенный срок! Это ж какой там тогда объем неисправностей?! И кто понес за это наказание? Никто. Ответственных нет, есть только сочувствующие. Среди них - куратор подготовки к ЧМ в ранге замгубернатора Дмитрий Сватковский, которого сейчас с почетом провожают в Государственную думу. Получается, чем хуже — тем лучше.
А сколько румяных персонажей осталось за кадром? И скольких из них «Стрелка» буквально озолотила? СКР, ау!
Перспективы развития метрополитена в Нижнем Новгороде ещё больше оторваны от интересов пассажиров. Так как с нынешним темпом строительства подземки те быстрее безвозвратно уедут в сторону Федякова, нежели в центр Сормова, Щербинки или Верхние Печеры. А нам показывают всё новые и новые схемы, дают несбыточные обещания и ориентируют на очередную дату. Что это, если не обман, не дежурный повод пропиариться перед выборами и снова забыть о нерешенных транспортных проблемах?
Впрочем, наверху — не менее страшно, чем под землёй. Накопив свыше 1,1 миллиарда долгов, МП «Нижегородпассажиравтотранс» сейчас живет «арестантом» с заблокированными счетами, старыми автобусами и дефицитом кадров в 400 водителей. Будущий губернатор должен знать и такую «цифровую экономику».
Кстати, первый кирпичик в этот застарелый кризис заложило именно областное правительство. В 2013 году именно оно навязало городу НПАТ — с многомиллионными долгами. Их отдавали несколько лет, попутно «забывая» компенсировать выпадающие доходы за перевозку льготников. Быть щедрым за чужой счёт — очень удобно: одарили пассажиров льготой, но автобусному предприятию компенсировать её отказались. В добрый путь!
Как говорится в низкопробных романах, «шли годы», автобусы старели, на умирающее предприятие слетались «падальщики». Чего только оно, болезное, не видело! И директора-коммерсанта с архивной статьей «Мошенничество», два года «реанимировавшего» НПАТ под прикрытием статуса «и.о», и загубленные низкосортным топливом автобусы- "гармошки", за которые налогоплательщики до сих пор платят по лизинговым контрактам, и терминальную стадию всех этих бесчинств - залоговое отторжение за долги двух административных зданий МП «Нижегородпассажиравтотранс».
Может ли скудный муниципальный бюджет решить все эти проблемы? Ответ однозначный: нет. И пять последних лет это наглядно доказали. Но что делает «малая родина-мать» в лице областного правительства? Отказывает муниципалитету в закупке 400 автобусов, прекрасно понимая, что в нынешней финансовой ситуации город не может в одиночку справиться с тратами, превышающими 4 миллиарда рублей.
Да, региональная казна не имеет прямых обязанностей по обновлению подвижного состава муниципального предприятия. Но у неё есть моральные обязательства — помочь ему вылезти из долговой ямы, коли она сама его туда затолкала. К тому же, областная власть ВСЕГДА проявляла участие в закупке новых автобусов. Отсюда недоумение возрастает еще больше: почему сейчас-то мы видим полное игнорирование проблем муниципального гиганта? Ведь он обслуживает областной центр, где проживает более половины всех жителей региона. А значит, это головная боль не только городской администрации, но и нижегородского правительства.
Департамент транспорта же решает этот вопрос — как рука возьмёт. И это не от равнодушия, а от бессилия и усталости. Здесь самое время сказать искреннее спасибо нынешнему руководителю этого ведомства Елене Кузнецовой. Сложная у неё задача — построить транспортный коммунизм, опираясь на олигархов-перевозчиков. Потому что надеяться-то ей больше не на что: МП стоят на грани банкротства, а новую маршрутную сеть выложи и внедри. Но как её без новых муниципальных автобусов внедришь, что скажешь жителям города, которые на встречах с руководством дептранса в прямом смысле проклинают власть? Разве это не повод накануне выборов крепко задуматься: что не так в нижегородском «королевстве»?
Но транспортная реформа всё равно двигается вперед — по миллиметру. С 3 сентября, к примеру, отменят 3 частных маршрута ( № 25, 41 и 42). Причем, вместо Т-25 ( Соцгород-II – Щербинки- II) планируется запустить новый муниципальный маршрут с большими автобусами. Впервые за много-много лет! Настоящее городское событие, о котором, кстати, пассажирам почему-то не рассказали. А ведь для тысяч горожан это очень важно. Наверное, работники транспортной сферы профессионально выгорают (это понятно и вызывает сочувствие), потому что остальное всё уже давно «сгорело" синим пламенем: инфраструктура, финансирование, подвижной состав.
То же самое можно сказать и про МП «Нижегородэлектротранс». Транспортная мафия смогла настоять на демонтаже десятков километров пути и контактной сети, доведя гигантское трамвайно-троллейбусное хозяйство чуть ли не до размеров детского аттракциона. И этот «аттракцион» также не получает положенных от региона денег за перевозку льготников. А что это, если не соучастие в убийстве МП?! Городская дума тоже бросила электротранспорт, точнее — кинула. В 2018 году, к примеру, в муниципальный бюджет не заложили на нужды "Нижегородэлектротранса" ни одной копейки! Какое может быть тут развитие?!
Работники НЭТ отчаянно пытаются зарабатывать деньги на оставшейся инфраструктуре, изношенной почти на 90%. Как это они делают на линиях, которые строились в середине прошлого века, а теперь мало совпадают с нынешним вектором пассажиропотока, - загадка и восхищение. Но это ведь конвульсии, последняя улыбка перед смертью. Впереди - либо коррупция, перекрашенная под засекреченную концессию, либо (если уцелеет) коррозия, которую не удастся перекрыть даже стойкой краской.
И что остается жителям? Читать губернаторскую Стратегию развития региона и удивляться очередным фантазиям, как скоростные трамваи будут бороздить просторы улицы Родионова и проспекта Гагарина, связывая областной центр с Кстовом, Богородском и Дзержинском. Несмешная шутка, учитывая, что большинство нижегородских трамваев и троллейбусов уже загнаны в угол депо на вечную стоянку.
Но кто скажет об этом фавориту губернаторской гонки? Это информация без глянца, без предвыборного лоска. О нижегородском транспорте принято сейчас говорить либо в прошлом - «а помните, как было раньше?», или в будущем - «до 2035 года в Нижнем Новгороде планируется запустить...». Слово же «сегодня» перестало быть актуальным. В этом проблема транспортной реформы, которая никак не закончится. Денег на полномасштабные перемены у бюджета хронически нет, а призывы изыскать внутренние резервы вызывают сардоническую улыбку. В нынешней ситуации это как предложить позеленевшему от голода человеку задействовать процессы фотосинтеза — вдруг расцветет?!
Надеюсь, Глеб Сергеевич прочитает этот пока ещё недописанный реквием и сможет подобрать к нему несколько жизнеутверждающих аккордов. Вдруг получится если не ламбада, то хотя бы русская народная? Народ-то ждёт и уже не безмолвствует.
Александр Седов
Помочь сайту