Новости Нижнего Новгорода. Люди, места, события. Использование материалов "Репортёр-НН" разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.

Выборы депутатов думы Нижнего Новгорода не состоялись. Их просто не было. Всё сразу встает на свои места, как только мы определяемся с терминологией. «Выборы» – это процедура избрания кого-либо на альтернативной основе, то есть принцип непредсказуемости результата в этом процессе – один из ключевых. В случае с тем, что происходило в Нижнем Новгороде (если бы только в нем!) мы имеем дело с довольно дорогой постановкой, в которой сознательно убили интригу, а все победители и проигравшие были известны заранее. И вот когда мы понимаем, что речь идет о постановочном шоу наподобие «Голубого огонька» на госТВ или провинциального циркового представления, реагировать на всё происходящее становится на порядок проще. Глупо на серьезных щах анализировать шоу – достаточно короткой рецензии.
Впрочем, даже по театральным меркам или законам шоу-бизнеса то, что мы наблюдали в последнее время, не тянет больше чем на одну звезду. Даже в постановочном шоу, чтобы собрать кассу, нужен элемент непредсказуемости – но мы увидели только извращенную версию этого творческого приема. Или, скажем, театральная пьеса по сценарию, изученному всеми до дыр, имеет шансы на успех только в случае большой любви зрителя к актерам – но и это не наш случай! Отсюда вопрос: на кой ляд вообще нужен весь этот цирк?
В зачине всей постановки были даже робкие попытки заявить некую рамочную интригу, без особого отхода от генеральной линии. Впрочем, этот сценарный прием изначально выглядел малоубедительным, поскольку дальше по ходу пьесы становилось всё очевиднее, что победители определены заранее. Главная интрига была связана исключительно с эффектом обманутого зрительского ожидания: любой зритель надеется, что сценарий не будет настолько тупым, что это такой особый прием сознательного огрубления сюжетной линии, из которого позже будет изящный выход. И лишь незадолго до развязки становится ясно: зритель был слишком высокого мнения о сценаристах – всё тупее некуда.
Впрочем, в плане издевательства над зрительскими ожиданиями режиссер переплюнул даже авторов сценария. Как только в некоторых сценах появлялась робкая надежда на торжество здравого смысла (даже в рамках общего тупого сценария), режиссер директивной рукой вводил запрещенные приемы – например, притянутые за уши внешние факторы. При этом никакого стеснения по поводу идиотизма сценических ситуаций постановщик не испытывал. Его вообще не волнует собственное реноме в глазах публики – он здесь совсем по другой причине.
Явка на эту постановку едва превысила 15% от возможной, причем больше, чем в половине случаев это досрочное исполнение ритуала со стороны людей, сильно зависимых от режиссера и сценаристов. Кроме того, многим вместо покупки билета на шоу предлагали доплату за посещение, а это всё ещё работает.
Очевидно, что мы имеем дело с отчетной постановкой, необходимой исключительно самой труппе и руководству театра, чтобы оправдать дальнейшее финансирование. Когда-то этот театр действительно был местом для дискуссий, с его сцены звучали пламенные речи о том, что искусство должно служить народу. Но сегодня в этом вертепе – только «правильные» куклы, безголосые и единые в своем порыве поддержать любую глупость Карабаса-Барабаса.
А народ… Народ – по классике: безмолвствует. Не до театров с цирками сейчас…
Александр Пичугин