Новости Нижнего Новгорода. Люди, места, события. Использование материалов "Репортёр-НН" разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.
Представьте себе, впервые (!) правоохранительные органы задержали бывшего гендиректора пассажирского предприятия. Такого нижегородская история ещё не знала: транспортная мафия у нас, как известно, давно есть, а посадок почему-то нет. Кто-то, наверное, вспомнит председателя Ассоциации частных перевозчиков Сергея Ковалева, который уже давно находится по ту сторону решетки. Но это «непрофильный» случай: всё-таки Ковалёва «закрыли» по делу о причастности к избиению юриста городской администрации. А тут топ-менеджер муниципального предприятия, который подозревается в махинациях. Выходит, случай куда более резонансный, чем многочисленные претензии к бывшему руководителю НПАТ Дмитрию Цыганкову? Хотя, казалось бы, что может быть серьезнее: тот шел на поводу и поставщиков топлива, заключая с ними невыгодные для бюджета контракты, окольными путями совмещал руководство муниципальным и коммерческим предприятиями, имел связи с прямыми конкурентами возглавляемого им «Нижегорожпассажиравтотранса», и много чего еще. А был ещё бессменный Алексей Гойхман, за спиной которого шептались, что он и есть тот самый «Дон Корлеоне» — на колёсиках и без тормозов. 13 лет курировал транспортную политику города и ушел в отставку, оставив подведомственные предприятия на пороге банкротства, а частников — с самыми лакомыми маршрутами, на которых действуют нерегулируемые тарифы. Получается, что всё это мелочи по сравнению с делом Дранишникова?
Максим Дранишников редко привлекал к себе внимание. Фото газеты "Патриоты Нижнего"
Правоохранительные органы на эту тему крайне немногословны. СМИ вообще узнали о задержании и последующем аресте через неконтролируемую утечку в СУ СКР. Официально там, конечно, открестились от работы по этому профилю: мол, не знаем, не видели, не расследуем. И лишь потом стало ясно, что дело проходит по линии ГУ МВД. Там и сообщили, что Максим Дранишников подозревается в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 (мошенничество, совершенное группой лиц, в особо крупном размере).
Неофициально источники в правоохранительном ведомстве добавляют, что он был задержан еще в апреле, тогда же была определена и мера пресечения — арест. Интересны и обстоятельства задержания Дранишникова, который был взят под стражу якобы на границе Белоруссии и Польши. И тут возникает вопрос: а почему эта история «засекречена»? Как-то странно это после «экранизации» процесса замглавы администрации города Владимира Привалова, депутата Александра Бочкарева, экс-мэра Олега Сорокина. Расследования и судебные разбирательства с этими фигурантами проходили и проходят максимально публично. Мы знали кто и когда упал в обморок, чем заболел, где торговал и на ком женился, в каком СИЗО сидит и при каких обстоятельствах был взят под стражу. Про «злодеяния» каждого из них и монетизированный ущерб городу и горожанам сейчас в курсе даже низкоквалифицированные сплетники.
С Дранишниковым же всё иначе: «секретность» высшего уровня. Хотя сам обвиняемый, прямо скажем, не дотягивает по масштабу до своих товарищей по несчастью. Источник в правоохранительных органах недвусмысленно дал понять, что это связано с нюансами транспортной сферы. Ежегодный оборот здесь составляет более 10 миллиардов рублей — и это по скромным подсчётам. Ключевыми игроками бизнеса являются отставные и действующие силовики, а вовсе не депутаты и муниципальные служащие. Разумеется, генералы более трепетно относятся к этому расследованию, ведь на кону их интересы и страх за погоню и погоны. А Максиму Дранишникову вроде уже и нечего терять. Лучше ведь пожертвовать ладьёй, нежели отдать ферзя...
Тем более, в трамвайно-троллейбусную историю Нижнего Новгорода тот, кстати, ничем примечательным и не вошел. Новости о его работе звучали лишь в негативном контексте. Самый серьезный провал случился в декабре 2015 года, когда из-за долгов встал почти весь электротранспорт.
Нижегородский электротранспорт до сих пор искрит долгами
Именно при этом руководителе накопился долг перед «ТНС энерго НН», который, к слову, до сих пор не погашен. За последний год, правда, сумма задолженности снизилась на 36 млн и застыла на отметке 90 млн рублей. Кроме того, по договору уступки права требования долга МП «Нижегородэлекротранс» (НЭТ) задолжал за 2017 год дополнительные 30 млн .
Но сотрудники предприятия вспоминают недобрым словом своего шефа не только из-за этого. Поговорите с водителями и кондукторами, и они вам расскажут, как с них срезали по 5-7 тысяч. В результате вагоновожатые могли работать целыми днями, отвечая за жизнь тысяч пассажиров, а в месяц получать по 17-20 тысяч. Кто там говорит о росте заработной платы до 40 000? Отведите его в НЭТ, пусть там проинформируют из первых уст.
При Максиме Дранишникове случилось еще одно неприятное событие: истёк срок действия полисов ОСАГО. Страховые компании, просчитав свои риски, тогда проигнорировали конкурс. И НЭТ остался без страховки. Нельзя сказать, что гендиректор не бил в колокола на думе — бил, предупреждал, говорил о кризисе, но депутаты не верили или не хотели верить. Даже не смотря на то, что его родной брат Андрей — председатель одной из профильных комиссий муниципального парламента. Вероятно, клановость — это про что-то другое, не про чувство локтя и лоббирование общегородских интересов.
В резюме Дранишникова можно вписать и вполне приличное увлечение капитально-восстановительными ремонтами.
Депутаты не знают о состоянии городского транспорта, так как пользуются личным
На фоне проблемы устаревшего подвижного состава ( в среднем, почти 90% единиц выработали свой ресурс) это можно назвать похвальным. Если бы не одно «но». Компания «Фобос-ТС» , которой симпатизировал экс-руководитель, предлагала комплексную реновацию старого вагона за 16 миллионов рублей, а новый трамвай (с учетом скидки Минпромторга) стоит 20 миллионов. Понятно, что есть разница в 4 «ляма», но лично вы что предпочтете: «прокачать» 30-летние «Жигули» или купить новую машину с конвейера?
Среди основных претензий к Дранишникову, о которых не говорят на диктофон, значатся и злоупотребления на ниве госзакупок, и непрозрачная экономика рекламы на транспорте. А это, на всякий случай сотни миллионов рублей. Те, кто считают, что в трамвайно-троллейбусном предприятии крутятся незначительные средства должны сейчас, наверное, удивиться: по ежедневному выпуску «Нижегородэлектротранс» является одним из лидеров в городе, а по количеству перевезенных пассажиров почти в 1,5 раза превышает показатели метро. И это в условиях, когда часть маршрутов дублируется частниками, а другие направления временно отменены или полностью ликвидированы. Сытный кусок транспортного рынка, который кто-нибудь с удовольствием бы съел.
А такие, кстати, есть. В конце прошлого года у Нижнем Новгороде появился инвестор, который захотел взять в концессию местный электротранспорт. Эту идею лоббировали региональный министр транспорта Вадим Власов и первый заместитель главы городской администрации Наталия Казачкова. И знаете, кого сватали руководителем новой концессионной структуры? Всё того же Максима Дранишникова. Наверное, он очень надежный человек с большим послужным списком. Странно, что правоохранительные органы в этом усомнились.
Будем посмотреть, чем закончится этот «полосатый рейс" — тюремной робой или одной сплошной полосой. Хорошо бы белой….
Александр Седов