16 октября 2021, 15:43 Суббота
Нижний Новгород, +10

Аналитика

Анонимный белый флаг?

12:03, 05 декабря 2020

Судьба дорожных контрактов в Нижегородской области, по всей видимости, будет решена не в пользу местных подрядных организаций. По крайней мере, надежды на Федеральную антимонопольную службу нет. Но обвинять это ведомство, в общем-то, не в чем, оно действует строго в рамках закона. Единственная причина пересмотра правил игры на нижегородском рынке дорожного ремонта – молчаливое согласие самих нижегородских подрядчиков. Впрочем, есть и более «хитрое» объяснение этого молчания.

По теме

Напомним, мы уже рассказывали о новых условиях распределения контрактов на дорожный ремонт в регионе в 2021 – 2022 годах, которые фактически лишают нижегородских подрядчиков шанса на победу. Беспрецедентные 15 миллиардов федеральных субсидий на ремонт, по всей видимости, отойдут крупным компаниям Петербурга и Москвы, оставив местные компании в лучшем случае на субподряде.

При этом на уходящей неделе центральный офис ФАС России оставил без удовлетворения четыре жалобы на наиболее крупные из 23-х закупок. Причина – формальная: компания, которая подала жалобы, не явилась на рассмотрение – значит, на считает свои законные интересы нарушенными. В данном случае антимонопольщики руководствуются буквой статьи 105 закона № 44-ФЗ:

«Любой участник закупки (выделено редакцией РНН – прим.) в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки».

По логике этой статьи, без удовлетворения должна остаться и жалоба от Ассоциации подрядных дорожных организаций (АСПОР-НН), поданная в понедельник, поскольку сама ассоциация не является участником торгов и, соответственно, ее права не нарушены. Впрочем, руководитель АСПОР-НН Петр Герасименко предлагает не торопиться с выводами.

– Нам [в Управлении ФАС по Нижегородской области] было сказано, что жалоб подано много, и наша жалоба в числе прочих будет рассматриваться 8 декабря. По крайней мере, ее приняли к рассмотрению. Я посмотрел действующее законодательство – жалобу может направить любой гражданин, – говорит Герасименко.

Конечно, самый простой способ соблюсти букву 44-го федерального закона – направить жалобу от имени непосредственных участников торгов, которые считают свои права ущемленными. Но пока нижегородские подрядчики предпочитают выступать анонимно, да и этих выступлений – единицы. Такое нежелание в открытую бороться с протекционизмом правительства Нижегородской области говорит о том, что дорожникам есть что терять. Впрочем, нельзя отвергать и другую, более сложную версию: выжидательная политика местных дорожных организаций, как ни странно, может оказаться единственной возможностью «проучить» тех, кто установил новые правила игры.

Попробуем пояснить. По мнению Петра Герасименко, какими бы крупными ни были компании-победители будущих дорожных закупок, для работы в Нижегородской области у них многого не хватает:

– Что говорят нам в правительстве? – «Мы хотим, чтобы пришли крупные игроки с хорошей базой и техникой». Но если мы поставим любую нашу фирму в противовес тем фирмам, мы увидим, что у тех нет ни асфальтобетонных заводов, ни специалистов кадрово-производственной базы, ни уплотняющих средств, ни лабораторий и специалистов для них. Всего этого у них здесь нет – а у нас всё есть! Я слушаю, как наши [руководители подрядных компаний] говорят: ну, что они сюда привезут? Пару асфальтоукладчиков? А за асфальтом всё равно пойдут к нам! За той же самой лабораторией, теми же специалистами – к нам пойдут. И в чем смысл?

При этом руководитель АСПОР-НН считает, что далеко не все нижегородские компании согласятся работать на субподряде у будущих победителей и терять при этом 15 – 20% от суммы контракта. Если это действительно так, то столичным компаниям придется фактически с нуля выстраивать здесь всю производственную цепочку. Это может серьезным образом сказаться на сроках выполнения дорожного ремонта и грозит срывом выполнения нацпроекта «Безопасные и комфортные автодороги». Более того, не исключен и вариант, когда нижегородские подрядчики, уходя в режим консервации, проигнорируют и предстоящие контракты на содержание автодорог – а эта сфера уже совсем неинтересна столичным игрокам.

Понимают ли это всё в региональном правительстве? Скорее всего, да – но готовы рискнуть. Образно выражаясь, ради личной выгоды можно даже чистить зубы через нос, если есть кулуарные договоренности с производителем «носо-зубных щеток».

– Звоню в Марий Эл, Чувашию, Мордовию, Киров, Татарстан – везде [местные подрядчики] говорят: нет, работаем сами, как обычно, наши правительства жестко стоят на этом. Это у вас [в Нижегородской области] «веселая жизнь» началась! – рассказывает Петр Герасименко.

Ну, а местная дорожная отрасль, если не умрет, то как минимум будет поставлена на двухгодичную паузу. Руководители компаний – люди небедные, могут себе позволить. Рядовым работникам – а их более 30 тысяч – будет сложнее. Поэтому если и ждать открытых выступлений дорожников против действий власти, то только «снизу». «Верхи» отрасли хранят молчание, не считая эмоциональной позиции Герасименко и нескольких анонимных выступлений. Чем объяснить это молчание – тонким расчетом или капитуляцией – станет понятно уже в следующем году.


Александр Пичугин

 

Комментарии
Хотите участвовать в обсуждении? Пожалуйста, пройдите процедуру регистрации
Последние комментарии
Алексей Фоменко: в преддверии открытия парка "Швейцария"
admin, 00:01, 14 октября 2021
Уважаемая Вера! Это - материал из раздела блогов, содержащий личное мнение автора. Я как редактор...
Вопрос о принудительном лечении Алексея Поднебесного будет решаться в суде
Ekaterina, 20:09, 12 октября 2021
Вот пусть там и «даёт очко на секс» по первому требованию .
Алексей Фоменко: в преддверии открытия парка "Швейцария"
VERA PROSVIRNINA, 12:17, 12 октября 2021
Уважаемая редакция сайта. Вы правда считаете для себя нормальным публиковать материалы, которые...
Следствие по делу бывших руководителей транспортной полиции затягивается
Николай, 07:55, 25 сентября 2021
Знаю полковника Епишина А. В. как добросовестного руководителя. Алексей Валерьевич очен сильный...
Грустный праздник: дольщики ЖК "Новинки Smart City" отметили "День негорода"
ALEX, 13:16, 13 сентября 2021
Спасибо, что написали про нас. Единственное, что хочется уточнить- цифра в 30 дольщиков- неверная...
toup