Новости Нижнего Новгорода. Люди, места, события. Использование материалов "Репортёр-НН" разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.
Это история длинная, непростая, но здесь очень важен контекст и последовательность событий, которые многие из вас могут не знать. И так как губернатор Глеб Никитин человек деловой, конкретный, общается только «на языке проекта, страниц прям проекта и пунктов проекта», мы постараемся максимально кратко изложить хронику событий, но при этом привести максимальное количество документов и ссылок на источники, поэтому обращайте внимание на кликабельные ссылочки (подчеркнутый синий шрифт) и, если есть вопросы, проходите по источникам.
Самое интересное – в самом конце ;)
Объекты в парке капитальные или нет?
Общественные обсуждения 17.01.20. Фото Ильи Мясковского
Этот вопрос возник сразу же после презентации проекта в январе 2020 года. Ну, а как он мог не возникнуть? Вы прочитайте наименования из проекта:
- Ресторан на 124 посадочных места
- Экошкола
- Музей
- Спортивный центр
- Детский центр
- Администрация парка
- КОВОРКИНГ 1, 2, 3 и тд..
Всё это что-то такое постоянное, не на один год, скорей всего «капитальное».
- Ну, и что? Теперь нельзя строить в парке?
- Да, дорогой проектировщик! Нельзя.
Парк «Швейцария» является озелененной территорией общего пользования (ОТОП) и объектом культурного наследия регионального значения (ОКН РЗ). Соответственно, строительство капитальных объектов - это:
— Нарушение регионального закона №110-з от 07.09.07г. «Об охране озелененных территорий Нижегородской области», п.3 статьи 9:
«на озелененных территориях общего пользования в соответствии с федеральным законодательством запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения, в том числе: 1) строительство зданий и сооружений, кроме случаев размещения объектов спорта, гражданской обороны, религиозного назначения, вентиляционных шахт метрополитена, объектов, предназначенных для выполнения работ, связанных с содержанием территории, объектов монументального искусства, инженерных сооружений, общественных туалетов; 2) предпринимательская деятельность, размещение торговых объектов, не направленные на функционирование озелененных территорий».
— Нарушение статьи 5.1. Федерального закона от 25.06.02г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»:
«на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия».
Жители, специалисты, присутствующие на общественных обсуждениях, все это знали, понимали и задавали вопросы проектировщикам и представителям мэрии неоднократно. От ответа они либо уходили, либо отвечали неопределенно - где именно расположены объекты, размеры, площадь и тд, точных цифр, данных назвать не могли. Ответ простой: «Проект на стадии доработки». Но! Здания «капитальные», что собственно черным по белому и было написано в проекте. Как они собираются строить десятки капитальных объектов в нарушение закона? Непонятно.
Общественные обсуждения 17.01.20. Фото Ильи Мясковского
Да, кстати! Небольшое замечание. При создании концепции запрос, что именно нужно сделать в парке, с нижегородцев никто не собирал. Соответственно, ни «Ресторана на 124 посадочных места», ни «Коворкингов» никто из жителей не просил. Почему они возникли? Наверно, запрос откуда-то все-таки был, но только собирался он у каких-то особенных нижегородцев, и хорошо, если у нижегородцев.
С вопросами жителей и ответами проектировщиков и сотрудников мэрии, можно ознакомиться здесь:
- про капитальные объекты
- про музей и фундамент
- про капитальные объекты (эколог экоцентра «Дронт» -Асхат Каюмов)
- про «коворкинги»
- про конкретные цифры капитальных объектов
Швейцарский сыр
Фото – Попечительский совет парка «Швейцария»
В Градостроительном Кодексе РФ при определении капитальности объектов отмечено два основания: прочная связь с землей, а также невозможность перемещения и последующей сборки без несоразмерного ущерба назначению.
То, что строительство капитальных объектов в парке - это нарушение закона, понимали не только жители и специалисты, это понимала и мэрия, де-юре заказчик «благоустройства».
Но! «Ресторан на 124 посадочных места», «Экошкола», здание «Администрации парка» не могут же располагаться в ларьке на колесиках? А уж тем более парить в воздухе? Строить капитальные объекты по закону нельзя. Что делать?
Правильно! В мэрии решили строить не по закону, а точнее - его обойти. Пара – пара – пам! И с их отмашки депутаты городской Думы Нижнего Новгорода за 1 минуту(!!!) без обсуждений проголосовали за изменение границ ОТОП парка, вырезав оттуда куски охраняемой территории, как раз под будущие капитальные объекты.
«Швейцарский сыр» нарезан и готов к употреблению.
Но! Не тут-то было!
В феврале 2020 года жители города устраивают «народный сход» в парке, и создают Попечительский совет парка «Швейцария» (ПСПШ)
Подробнее о процедуре организации и полномочиях попечительских советов см. региональный закона №110-з от 07.09.07г. «Об охране озелененных территорий Нижегородской области».
Далее пошел сбор подписей в защиту парка, обращения в инстанции, пикеты в Кремле, обсуждения депутатами с Законодательного Собрания Нижегородской области и тд. тд. И даже встреча лично с губернатором Глебом Никитиным.
Здесь необходимо остановиться поподробнее.
Встреча с губернатором, февраль 2020 года. Фото Ильи Мясковского
После начавшейся активности ПСПШ и публикаций в СМИ, на проблему реконструкции парка «Швейцария» обратил внимание лично губернатор Никитин, и 19 февраля 2020 года в парке «Швейцария» состоялась встреча губернатора и представителей попечительского совета. По итогам встречи губернатор заявил:
«Всё, что связанно именно с фундаментами и капитальными строениями здесь в настоящий момент строиться не должно. По крайней мере сейчас этого и статус не позволяет, и обоснование иного мы не видим»
И тут же дал поручение проектировщикам внести изменения в проект и убрать капитальные строения.
Далее губернатору задали вопрос про вырезанные участки ОТОП парка «Швейцария».
Изучив документы, Глеб Никитин прокомментировал изменение границ озелененной территории парка:
«По поводу этих изменений. Я сейчас подозреваю, что они были сделаны исходя из концепции, которая сейчас обсуждалась, там эти объекты капитального строительства присутствуют. Если это было сделано радио этого, то, конечно, мы это отменим, это не нужно»
Но! Тут же прозвучал тезис про «некапитальные сооружения»:
«Если то, что здесь было сделано в какой-то части требуется для реализации концепции, о которой я сейчас сказал, то есть о том, что вы хотите. Не, ну, может быть в конце концов, кафе, рестораны, даже нестационарные объекты, некапитальные сооружения, например. Коворкинги не надо! Еще раз говорю – рестораны, кафе, детский центр, спортивный центр, некапитальные сооружения, чтобы их разместить если требуются какие-то изменения, то они допустимы. Но я еще раз говорю, эти изменения – это бумажные изменения. Вы боитесь реального изменения парка. Вот мы не допустим изменения парка! То, что я вам сказал, так и будем действовать, а именно – дорожки, освещение, наведение порядка, МАФы (малые архитектурные формы - прим. РНН) и так далее…»
Не допустим изменения! Ура! Супер!
Несмотря на бурное обсуждение, местами острое, появилась надежда.
25 марта 2020 года активисты ПСПШ формируют пакет документов для губернатора, мэра, депутатов городской Думы, и депутатов областного ЗакСобрания, и подают 3800 подписей граждан против застройки парка.
Далее ждём ответа…
Вжух!
Фото - пропечительский совет парка "Швейцария"
Ответ пришел неожиданный.
В начале марта, несмотря на обращения ПСПШ, сбор подписей, протесты и даже слова губернатора, депутаты городской Думы отказались вернуть границы ОТОП парка «Швейцария». Но! Потом, уже в конце апреля, депутаты вдруг изменили свое решение и вернули вырезанные участки в озелененную территорию.
Интересно, почему это вдруг? Смотрите сами - это видео с заседания комиссии по экологии гордумы от 21.04.2020.
Важное дополнение. Парк Швейцария - это и ОТОП, и ОКН РЗ, соответственно, строительная деятельность в нем регулируется двумя законами, условно, "об озелененных территориях" и "памятниках культуры". Вырезав кусочки ОТОП, мэрия и депутаты решили проблему только с одним областным законом - "об озелененных территориях". Строить именно капитальные (!) объекты в парке "Швейцария" всё равно было нельзя, так как действовал федеральный закон о "памятниках культуры". Есть версия, что в мэрии и городской Думе это поняли, но не сразу или надеялись, что и со вторым законом получится что-нибудь придумать, но не срослось, не получилось, и пришлось откатывать назад.
Продолжаем...
Границы ОТОП на месте! Победа!
И мы возвращаемся в начало - строительство капитальных объектов в парке - это нарушение закона. В мэрии это понимают. Но проект «реконструкции» парка уже есть, и под него выделены деньги, 4 миллиарда рублей. Что делать?
- Капитальные объекты в парке строить нельзя… А что можно?
- Можно некапитальные.
- Хорошо! Давайте строить некапитальные.
Иииии! Вжуууууууууххх!
В парке больше нет капитальных объектов. Совсем. Смотрите сами:
- Ресторан?
- Некапитальный!
- Экошкола?
- Некапитальный!
- Коворкинги?
- Мы их исключили по прямому указанию губернатора!
- Да, какое вы их исключили! Просто переименовали в «читальни»!
- Некапитальный!
И так десяток объектов в один миг из капитальных, вдруг стали некапитальными. А те объекты, строительство которых было тяжело мотивировать, например, «коворкинг» или «музей» было решено переименовать, и теперь это «читальни» и «Инвадром» (центр для инвалидов). Не будете же вы, интеллигентные и образованные люди, протестовать против чтения книг или строительства центра для инвалидов?
В итоге: здание администрации, массивные хозяйственные строения, экошкола, «Инвадром», детский центр, спортивный центр, читальни, проектируются на капитальном фундаменте (железобетонной плите), к ним подводят траншеи коммуникаций (вода, свет), НО! данные объекты «некапитальные».
По данному вопросу Попечительский совет парка Швейцария обращался в контрольные органы и прокуратуру, и те либо не замечали нарушений, либо не заходили в парк, сославшись на строительный забор, либо пересылали обращения в структуры, на которые люди и жалуются.
«Живая цепь» вдоль проспекта Гагарина. Фото – Алиса Здоровик
И дальше вы, наверно, уже знаете – пошли пикеты, «живые цепи», видео обращения и тд.
Иголка в томах проекта
Фото - попечительский совет парка "Швейцария"
11 180 страниц, 82 тома проектной документации, 1 парк – именно такой объем документов нам пришлось изучить, чтобы ответить на главный вопрос:
Построенные по реконструкции объекты в парке «Швейцария» - капитальные или нет?
«Разработка проектно-сметной документации комплексного благоустройства территории парка «Приокский» города Нижнего Новгорода. Первый этап (очередь) реализации.» или, если сказать просто, проект реконструкции парка «Швейцария», опубликован на сайте Госзакупок, скачать можно здесь : ссылка.
Открываем Том 1.1: «Раздел 1. «Пояснительная записка» Подраздел 1. «Исходно-разрешительная документация»
Обратите внимание, дата разработки проекта - ноябрь 2019 года.
Открываем «Техническое задание» (страница 13), смотрим пункт 1.5 «Виды работ» - 2. «Выполнение работ по разработке проектно-сметной документации для объектов капитального строительства»
Стоп! Каких это «объектов капитального строительства»? Ну-ка, ищем дальше!
Буквально на этой же странице есть пункт 1.6 «Перечень и характеристики объектов проектирования», но здесь не указано «капитальные» они или нет, ищем дальше. Листаем, листаем, листаем. И доходим до смет.
Находим «Смета № 10 на объекты парковой инфраструктуры» (Страница 116), и что мы видим – Раздел № 1 – Объекты капитального строительства»
И здесь перечислены – и детский центр, и ресторан, и эко-школа, то есть все те капитальные объекты, о которых жители говорили еще на общественных обсуждениях в январе 2020 года.
Так! Смотрим на дату утверждения сметы – 25 февраля 2020 года.
Еще раз! Давайте вспоминать даты.
- в ноябре 2019 года разрабатывается проект и в нем заложены капитальные объекты, что является нарушением закона;
- в середине январе 2020 года проходят общественные обсуждения, где это становится явным;
- 29 января 2020 года городская Дума Нижнего Новгорода изменила границы ОТОП парка «Швейцария», и теперь капитальные объекты как бы законны (хотя нет);
- жители возмущаются, в начале февраля организуют ПСПШ, пишут обращения, собирают подписи;
- 19 февраля проходит встреча представителей ПСПШ с губернатором, на которой он лично (!) дал указание проектировщикам убрать «капитальные объекты» из парка;
И что мы видим?
- 25 февраля 2020 года МКУ «Городской центр градостроительства и архитектуры» утверждает смету на «капитальные объекты», то есть это происходит в нарушение поручения губернатора.
Слово губернатора Никитина ничего не значит?
Судя по документам, не совсем. Хотя проектировщики действительно убрали «капитальные объекты из парка» - открываем Том 3.2: «Раздел 3. «Архитектурные решения» Подраздел 2. «Объекты парковой инфраструктуры».
Далее страница 3, где мы видим «Содержание тома» и перечень проектируемых объектов.
И на странице 6 (в проекте опечатка «9») в описании объектов черным по белому сказано, что данные объекты «являются некапитальными, не нарушают предмет охраны».
Если вы сейчас прочитаете полностью описание, пролистаете весь том, обратите внимание на то, что там ничего не сказано о фундаменте зданий. Еще раз! У двухэтажного ресторана высотой 7 метров ничего не сказано о фундаменте. И это не шутка. Хотя если вы рассмотрите сами чертежи, легко увидите, что в основании есть железобетонная плита 150х150 в 2 слоя на 300 мм.
То есть имеется прочная связь с землей, что в соответствии с Градостроительным Кодексом РФ является признаком капитального объекта.
Например, в другом томе - Том 4.1.1: «Раздел 4. «Конструктивные и объемно-планировочные решения» Подраздел 1. «Объекты благоустройства» Часть 1. «Павильоны»
На страница 16 – 18 явно указано, что данные объекты «некапитальные», но на странице 19 описаны «конструктивные и технические решения подземной части объектов», и прямо по каждому объекту указана «фундаментная плита 300мм», «песчаная подушка 600 мм», «бетонная подготовка» и тд. Смотрите внимательно все пять листов.
Соответственно все эти объекты имеют прочную связь с землей, что, в соответствии с Градостроительным Кодексом РФ, является признаком капитального объекта.
Как такое может быть? Да, легко! Взяли и поменяли. Теперь строить можно, заказчик (мэрия) доволен - 4 миллиарда рублей будут освоены, другими словами, подготовка к юбилею идет по плану.
Губернатора Никитина мы не подведем!
Фото – Попечительский совет парка «Швейцария»
Стоп! А как так получается, что есть, например, смета № 10 от февраля 2020 года(!), где явно заложены деньги на «капитальные объекты», и проектные документы от ноября 2019 года(!!), где черным по белому написано, что объекты «некапитальные»? Что-то здесь не то.
Ну-ка, а давайте проверим, где в проектных документах еще упоминаются «капитальные объекты».
Иииииииии…. Вууууаааааалллляяя!
Мы нашли как минимум 7 томов проектной документации, где явно перечислены объекты в парке и указано, что они «капитальные», и пару томов, где «капитальные» на «некапитальные» заменили частично. Как это?
А вот так.
Возвращаемся к Тому 3.2, который мы уже с вами изучали, страница 5, оглавление, пункт 4.
Да, да! «Объекты капитального строительства». Переходим к пункту 4 «описание объектов» на странице 9.
Упс! Уже «некапитальные», вот дела. Вообще в этом документе, если вы присмотритесь, много опечаток, например перепутана нумерация страниц. «Наверно это тоже опечатка!» - скажите вы.
Хорошо! Давайте посмотрим другой пример – Том 5.5.3.2 , «Внутренние системы связи», страница 5, оглавление, смотрим пункт 1 – «…присоединяемой сети связи на проектируемой территории к сети связи общего пользования».
Переходим к пункту 1, на страницу 7 – «… присоединяемой сети связи объекта капитального …». Упс!
И перед вами даже список «объектов капитального строительства».
Но, безусловно, наш любимый пример –это Том 6 «Проект организации строительства», где черным по белому перечислены все «объекты капитального строительства» и производится расчет сроков на их сооружение. Вы где-нибудь видели временное(!) кафе, которое строилось 5 месяцев? Ну, на открытии парка увидите. (листайте сканы влево)
В проекте как минимум 7 томов документации, где явно перечислены объекты в парке и указано, что они «капитальные», А это, на минуточку, 13% от всего объема проектной документации парка.
Как такое могло произойти?
Как и всегда – раздолбайство, лень, невнимательность, ну, и где-то чисто технические ошибки, например, не сработала автозамена. А где-то, наверно, присутствует и ощущение безнаказанности, 100% уверенность, что в случае чего тебя прикроют, как в принципе и получилось. И если бы не активность Попечительского совета парка «Швейцария», подобные нарушения так бы и остались незамеченными, погруженными в десятки томов технической документации, ну, и уже после в самом парке присыпаны свежей землей, замурованы под очередной «читальней».
Сегодня мы рассмотрели только вопрос «капитальных объектов», а есть и еще множество других вопросов к проекту, с которыми дела обстоят не лучше. Одной только истории туалетов за 17 миллионов можно посвятить целую художественную книгу, сколько всего смешного и матерного было сказано.
Что дальше?
И вот теперь самое интересное.
Проект стоимостью 3,9 миллиарда рублей 15 мая 2020 года размещен на сайте Госузакупок.
Внимание!
- проект размещен на Госзакупках 15 мая 2020 года.
- границы ОТОП парка «Швейцария» вернули 29 апреля 2020 года, следовательно, строить «капитальные объекты» на территории парка запрещено (даже если бы не вернули, см. далее).
- проект в явной форме(!) содержит информацию о строительстве «капитальных объектов», что нарушает региональный закон №110-з от 07.09.07г. «Об охране озелененных территорий Нижегородской области» и статью 5.1. Федерального закона от 25.06.02г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»
- Мэрия, не обращая внимание на данные нарушения в проекте, выбирает подрядчика для производства работ в парке.
- Контролирующие органы, а именно Минэкологии и Управления госохраны объектов культурного наследия, нарушений в проекте реконструкции не находят.
- Прокуратура Нижегородской области, несмотря на многочисленные обращения жителей, не реагирует на нарушения и пересылает обращения в структуры, на которые люди и жалуются.
Замкнутый круг!
Что делать?
Согласно статьи 102 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" граждане и общественные объединения вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе обращаться в суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Мы надеемся, что данная публикация станет основанием для проверки деятельности бывших и нынешних сотрудников мэрии, в частности МКУ “Главное управление по капитальному строительству города Нижнего Новгорода”, с последующей подачей коллективного иска жителей Нижнего Новгорода к мэрии.
"42 - я имею право!" - проект экологического центра "Дронт", посвященный защите экологических прав граждан.
Поддержать проект "42 - я имею право!" можно, оформив ежемесячную подписку на любую сумму или совершив разовое пожертвование.
Сбор средств: https://dront.ru/campaign/proekt-42-ya-imeyu-pravo/
#Репортер42
Помочь сайту