27 июля 2024, 03:34 Суббота

Аналитика

Нижегородские троллейбусы уходят в оборону и ждут подмогу из Перми

21:24, 25 июня 2019

Нижний Новгород претендует на пермские троллейбусы. К 1 июля столица Прикамья рассчитывает ликвидировать «рогатые» как класс городского транспорта, заменив их на новые автобусы. Из 85 машин в дееспособном состоянии находятся лишь 42 единицы, за них и развернулся закулисный бой троллейбусной провинции. В то время как мэрия Перми мечтает  продать технику «по 1,5 миллиона за штуку», в будущую сделку пытается вмешаться местное правительство, которое настоятельно рекомендует подарить муниципальное имущество соседним Березникам. Нижегородский кремль к пермским троллейбусам имеет неоднозначное отношение: одна «башня» считает это приобретение крайне выгодным, а вторая предлагает отказаться от такого электротранспорта. На стороне последних фактически выступило одно из влиятельных оборонных предприятий города — ЦНИИ «Буревестник», претендующий на значительную часть территории депо №2.

По теме

Пермь стремительно переживает троллейбусный декаданс. За последние пять лет в городе были закрыты 10 маршрутов. От былой роскоши, раскинутой на 50 км контактной сети, осталось всего две линии, да и те, скорее всего, доживут лишь до 1 июля.  

- Троллейбусное хозяйство Перми, а ему в следующем году исполнится 60 лет, некогда было большим: на балансе числилось около 100 троллейбусов, - рассказывает транспортный эксперт Виталий Мокеев. - У нас много что было необычного. Например, мы одними из первых в 2000-х запустили коммерческий троллейбусный маршрут №12, который конкурировал с маршрутками. Чуть ранее, в 90-х, мы не побоялись и привезли австрийские троллейбусы, ранее эксплуатировавшиеся в Зальцбурге. Мы делали ставку не на частных перевозчиков, а на классических общественный транспорт.  А сейчас наш троллейбус умирает.                                                                                                                                                           


Пермские троллейбусы выглядят лучше нижегородских

По градостроительным документам пермский троллейбус готовили к активному долголетию. Ровно 15 лет назад генплан города предполагал строительство 6 новых линий с введением в строй ветки по Мотовилихинскому мосту. «Рогатые» должны были стать одной из основных тягловых сил и обеспечить комфортную пассажирскую переправу через Каму. Но через 4 года генплан через суд отменили. Интересантов было много, среди них пресловутое «маршруточное лобби».
      

- А потом власти стали ориентироваться на новую Стратегию, по которой до 2030 года троллейбусное движение предполагается закрыть, - отмечает обозреватель Анна Соколова. - Причины не новы: это убытки, это неповоротливость, это моральное устаревание. В Нижнем тоже, вроде, такие аргументы звучат. У нас реально троллейбусы мало перевозят: на них приходится около 4% всего пассажиропотока. Но никто не сказал про то, что этот транспорт значительно задублирован. Власти сделали ставку на трамваи и газомоторные автобусы.

Правительство Пермского края новые планы административного центра одобрило и даже нашло на покупку 85 новых «Волгабусов» полмиллиарда рублей. В мэрии тут же принялись считать барыши. Руководитель департамента дорог и транспорта Анатолий Путин, отсчитываясь перед депутатами о ликвидации единственного троллейбусного депо, пообещал выжать из ненужной техники максимум финансовой выгоды. По его словам, из 85 машин, находящихся на балансе МУП «Пермгорэлектротранс» на ходу лишь 42 единицы. Если их продать хотя бы по 1,5 миллиона рублей, муниципальный бюджет сможет выручить не менее 60 миллионов. Как говорится, мелочь, а приятно.

Правда, пермское правительство категорически против таких распродаж и настоятельно рекомендует мэрии подарить ненужные троллейбусы соседним Березникам. Аргумент у них не столько убедительный, сколько угрожающий: деньги на новые автобусы давали мы, нам, значит, и решать — как и куда поедут «рогатые». А не то… Ну, в общем, типичный конфликт МСУ и региона.

Автобусы жмут на газ и вытесняют троллейбусы

Впрочем, у муниципалитета есть отговорка: мол, городское имущество бесплатно раздавать запрещено законом, тем более и покупатель на него имеется. В аппарате первого зама главы администрации Перми Виктора Агеева «Репортеру-НН» сообщили: к троллейбусам проявляют интерес сразу 4 города РФ, среди них наиболее активен Нижний Новгород.

В приволжской столице нам не удалось найти конкретное лицо или ответственную структуру, которые бы от лица города вели диалог о покупке б/у электротранспорта. Источник в городской администрации отметил, что знает о «пермской теме», но мэрия якобы в «дискурсе не участвует». В региональном правительстве тоже поначалу открестились от каких-либо переговоров с пермяками, однако потом собеседник рассказал про «контакты по линии замгубернатора Сергея Морозова». Вместе с тем стало известно, что единого мнения — закупать пермские б/у троллейбусы или нет — в нижегородском кабмине достигнуть не удалось.                                                                                                                                       

- Во-первых, нет конечного понимания: нужен ли Нижнему Новгороду троллейбус? Если нужен, то в каком виде? Сейчас рассматривается проект по концессии муниципальных транспортных предприятий, поэтому надо смотреть всё это в комплексе. Если город примет решение о сохранении троллейбуса, то будем считать деньги. Предварительно скажу, что это выгодное дело: если брать 42 машины по полтора миллиона за «штуку», то получится где-то 60 миллионов. Плюс доставка - 3 миллиона. Итого: 63 миллиона рублей за троллейбусы с 10-летним пробегом. Новая техника в таком же количестве обойдется почти в полмиллиарда. Знаю, что есть противники троллейбуса как класса, так как в семействе электротранспорта симпатии сейчас отдаются трамваям и электробусам, - резюмировал источник в нижегородском кремле.                                                                                                

Для Нижнего Новгорода троллейбусы с десятилетнем пробегом, можно сказать, - почти новые, так как подавляющее большинство подвижного состава, который эксплуатируется в МП «Нижегородэлекротранс» (НЭТ), было закуплено еще в 80-90 годы прошлого века. Как и в случае с трамваями, подаренными Москвой,  пермская «посылка»  для предприятия — это единственный шанс на обновление парка.

Впрочем, гвоздь в крышку троллейбусного гроба может вбить не только потенциальный концессионер, который под эгидой регионального правительства захочет преобразовать автобусное, трамвайное и троллейбусное (?) хозяйства. Падеж «рогатых» может спровоцировать острое желание ЦНИИ «Буревестник» увеличить площадь своих территорий, о чём оно сообщает в своих письмах на имя руководства трамвайно-троллейбусным предприятия. В 2010-х годах они смогли добиться участка земли, на котором ранее распологалась служба пути НЭТ. Расширившись единожды, руководство оборонного ведомства захотело еще раз прирасти землей и предложило МП «Нижегородэлектротранс» ужаться повторно.

Первое наступление "Буревестника"  на троллейбусе случилось при губернаторе Шанцеве

Для предприятия это будет чревато потерей выручки, увеличением долгов и в итоге — еще более высоким риском банкротства, нежели таковой есть сейчас. А тут ещё равнодушие чиновников и депутатов, которые боготворят «оборонку» и морщатся от электротранспорта. В конечном счете, что такое троллейбус против производителя миномётов? Разве что мишень и лёгкие помехи.

Галина Крюкова
 

Комментарии
Хотите участвовать в обсуждении? Пожалуйста, пройдите процедуру регистрации
О чем говорят
О ретротрамваях
19:40, 02 октября 2022
Последние комментарии
Блог редактора: попытка № 5 в «Школе 800»
David, 16:48, 24 апреля 2024
Сайт https://otsiv.ru помогает раскрутить ваши любые медиа по низкой стоимости и быстрое время...
Svetlana M., 14:32, 03 ноября 2023
Удалите, пожалуйста, предыдущие комментарии.
Svetlana M., 09:55, 03 ноября 2023
В аферах Сухановского. Дополнение к комментарию.
Svetlana M., 09:53, 03 ноября 2023
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как встретиться с Лазоревым Евгением Ивановичем? У меня есть...
Защитить градозащитницу?
FlacoLoco, 20:23, 31 июля 2023
Пустоглазые жаждут мести, они так устроены генетически, с рождения, но и градозащитнице надо...
Фото дня: дождь сорвал дорогостоящий праздник «Волжский сабантуй» в Автозаводском парке
Зиля, 12:08, 11 июля 2023
Многократно участвовала в делегациях разных сабантуев. С такой халатность столкнулась впервые...
toup