Новости Нижнего Новгорода. Люди, места, события. Использование материалов "Репортёр-НН" разрешено только с предварительного согласия правообладателей. Все права на картинки и тексты принадлежат их авторам.
Операция под условным названием «Дизель на анализ» была проведена в парке № 3, что на улице Родионова. Перед второй сменой из автобусного бака был произведен забор топлива, который сразу направили в ФБУ «Нижегородский ЦСМ». Почему туда? Да потому что в компетенции Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии мало кто будет сомневаться.
И вот результат со всеми подписями и печатями: массовая доля серы мг/кг в исследуемой продукции составляет… 9800 единиц. И это при допустимой норме — не более 50…
Специалисты уточняют, что работа по ужесточению экологических стандартов напрямую связана со снижением сернистых соединений во всех видах топлива. Судите сами, если Евро 3 имел показатель 350 мг/кг, то в Евро 5 удалось снизить долю серы до 10 мг/кг!
Но то Европа, в России же в ходу морально устаревший ГОСТ 305-82, который разрешает повысить содержание этого химического соединения до 500 мг/кг.
– Это вынужденный стандарт, не от хорошей жизни, – говорит старший химик-лаборант одного из перерабатывающих производств Владимир Коробков. – Потому что отечественная техника, в том числе и военная, работает как раз на дизеле с такими показателями серы. А почему она работает на нем? Дешево — это раз, куча нефтеперерабатывающих заводов функционирует на старом оборудовании — это два. Нужны деньги на модернизацию.
- А хуже, чем этот ГОСТ 305-82, что-нибудь есть? Или уже не бывает?
– Хуже этого ГОСТа могут быть только похожие на него ТУ — их десятка три наберется. Всё это выпускается не только для авто, но и для сельхозтехники, тепловозов, пароходств.
- А что же за «космический» результат получился у нашей пробы? 9800! Есть ли в этом «серном море» углеводородные соединения?
– Мне сложно сказать, что это за «коктейль». Я не знаю, можно ли на нём ездить, а если и можно, то как. Возможно, это судовое топливо, хуже которого только жидкий навоз.
Вообще, сера для мотора — это как холестерин для человека. Чем её больше, тем интенсивнее идёт образование нагара и износ дизельного двигателя. Установлено, что при превышении допустимой нормы до 1000 мг/кг, этот деструктивный процесс протекает особенно быстро.
Такие «конские» дозы сгораемой серы провоцируют коррозию металла, а при их контакте с моторным маслом образуются твердые отложения, и двигатель закоксовывается. Как тут не вспомнить о поломке 24 из 30 закупленных автобусов-«гармошек», которые вышли из строя еще до окончания лизингового договора. После диагностики ЛиАЗов-6213 специалисты Группы ГАЗ выделили всего одну причину автобусного «мора»: крайне низкое качество топлива.
– По результатам анализа образцов масла обнаружено чрезвычайно высокое накопление износа, критически высокие показатели сажи и кремния. Проверка комплектов инжекторов показала, что параметры всех форсунок не соответствуют стандартам завода-изготовителя: например, на седле шарикового клапана и входном отверстии присутствует эрозия, а на всех деталях форсунки – черный налет. Данный вид неисправностей возникает после эксплуатации форсунок с использованием топлива ненадлежащего качества, с содержанием примесей», – рассказали в пресс-службе Группы ГАЗ.
Но и это еще не всё. Какая может быть экология на подобном топливе? Представьте, 350 автобусов начнут пыхтеть этим угаром — и так каждый день… Евро 3, 4, 5? Нет, не слышали. Ирония транспортной политики заключается в том, что даже такой товар закупается по самым высоким расценкам. Чуть больше года назад администрация Нижнего Новгорода и ООО «Нефтьсервис-НН» заключили договор о поставке топлива за 32 рубля, а за несколько часов до нового 2017 года эту стоимость — ввиду тяжелого финансового положения поставщика! — повысили сразу на 4 рубля. Вероятно, сера была очень качественной. «Мне просто выкрутили руки», – признался тогда и.о. руководителя НПАТ Дмитрий Цыганков.
«Репортёр-НН» попытался выяснить: откуда же течет этот сернистый родник?! Инсайдеры сообщают, что поставки топлива до конца 2017 года осуществлялись ограниченными партиями из хранилища в Семеновском районе. Называлось и другое предполагаемое местоположение базы — Борский городской округ, что, в принципе, дает примерное понимание топливной логистики, так как это соседствующие муниципальные образования.
Для чего это топливо предназначено — неожиданностью не оказалось. Эксперт был прав: заправлять им можно разве что старые баркасы. Можно, но уже нельзя. Даже на такое топливо у МП «Нижегородпассажиравтотранс» денег нет. За 2017 год оно задолжало «Нефтьсервису-НН» около 100 миллионов рублей — дело уже рассматривается арбитраж. Жаль, что в споре не принимают участие надзорные органы, которые должны следить не только за процедурой муниципальных закупок, но и за качеством продукции, от которой зависит работа общественного транспорта и состояние городской экологии. Надеемся, что наш материал станет поводом обратить на эту сферу особо пристальное внимание.
Галина Крюкова